Найти в Дзене
Neakris КодSur

Босх: первый сюрреалист за 400 лет до сюрреализма?

Все мы знаем официальную историю сюрреализма: он родился в 1924 году с манифеста Андре Бретона, вырос из бунтарского дадаизма и подарил миру Сальвадора Дали, Рене Магритта и Макса Эрнста. Это течение, провозгласившее верховенство бессознательного, снов и иррационального, казалось бы, принадлежит исключительно XX веку. Но искусство удивительная машина времени, способная создавать парадоксальные связи через столетия. Я сама художник-сюрреалист, но еще будучи подростком меня очень завораживали работы Иеронима Босха художника рубежа XV и XVI веков. Его «Сад земных наслаждений» казался мне не средневековым триптихом, а взрывом какой-то фантастической, пугающей и манящей вселенной. И тогда я задалась вопросом, который волнует многих: можно ли считать Босха сюрреалистом? Это просто метафора или историко-художественная закономерность? Параллельные миры: Нидерланды XV века и Париж XX века. На первый взгляд, сравнение абсурдно. Босх (ок. 1450–1516) творил в эпоху позднего Средневековья, когда
Оглавление

Все мы знаем официальную историю сюрреализма: он родился в 1924 году с манифеста Андре Бретона, вырос из бунтарского дадаизма и подарил миру Сальвадора Дали, Рене Магритта и Макса Эрнста. Это течение, провозгласившее верховенство бессознательного, снов и иррационального, казалось бы, принадлежит исключительно XX веку. Но искусство удивительная машина времени, способная создавать парадоксальные связи через столетия.

Я сама художник-сюрреалист, но еще будучи подростком меня очень завораживали работы Иеронима Босха художника рубежа XV и XVI веков. Его «Сад земных наслаждений» казался мне не средневековым триптихом, а взрывом какой-то фантастической, пугающей и манящей вселенной. И тогда я задалась вопросом, который волнует многих: можно ли считать Босха сюрреалистом? Это просто метафора или историко-художественная закономерность?

Параллельные миры: Нидерланды XV века и Париж XX века.

На первый взгляд, сравнение абсурдно. Босх (ок. 1450–1516) творил в эпоху позднего Средневековья, когда искусство было пронизано религиозным символизмом и служило «Библией для неграмотных». Его чудовища, гибридные существа и адские ландшафты интерпретировались как морализаторские аллегории греха и воздаяния. Сюрреалисты же XX века сознательно порывали с религиозной традицией, черпая вдохновение в фрейдизме и марксизме.

Но давайте присмотримся глубже.

Когда Андре Бретон писал в манифесте о «чистом психическом автоматизме» и «всевластии сна», он искал способ выйти за рамки логики. Босх, в свою очередь, вышел за рамки визуальной реальности своего времени. Он не писал с натуры. Его монстры плод воображения, причем такого мощного, что оно преодолело каноны и породило самостоятельную вселенную. Разве это не «автоматизм» духа, хотя и не декларированный?

Символизм vs. Свободная ассоциация: разница в методе, схожесть в эффекте.

Критики справедливо указывают: у Босха почти каждый элемент символ из средневековых бестиариев, алхимических трактатов, народных пословиц (нидерл. spreekwoorden). Ухо, пронзенное стрелой символ сплетен, птица с человеческими ногами ересь, гигантская земляника мимолетность наслаждений.

В собрании Босха в музее Прадо в Мадриде к его работам прилагаются толстые тома-расшифровки символов. Это системный, почти научный код.

У сюрреалистов же образ часто рождался из свободной ассоциации, игры случая (декалькомания Макса Эрнста, фроттаж). Их символы (мягкие часы Дали, котелок Магритта) личные, авторские.

Но вот парадокс: для зрителя эффект схож! И перед «Искушением святого Антония» Босха, и перед «Постоянством памяти» Дали мы испытываем когнитивный диссонанс. Нас отрывают от привычной реальности и погружают в пространство, где действуют иные законы законы сновидения, фантазии, подсознательного страха или желания. Оба художника заставляют наше сознание совершить прыжок в иррациональное.

Самый главный аргумент: взгляд самих сюрреалистов.

Здесь история дает нам четкий ответ. Основатели сюрреализма буквально боготворили Босха. Они видели в нем своего духовного предтечу.

  • Макс Эрнст изучал и коллекционировал репродукции Босха, а его техника фроттажа (натирание бумаги для проявления скрытых фактур) отчасти напоминает босховскую «алхимию» образов.
  • Сальвадор Дали прямо называл Босха своим главным учителем в создании параноидально-критического метода. Его знаменитые слоны на ходулях с обелисками прямые наследники хрупких и пугающих конструкций босховского ада.
  • Андре Бретон включил репродукции Босха в свою личную «карту сюрреалистских сокровищ».

Сюрреалисты XX века, отрицавшие классическое прошлое, сделали для Босха исключение. Они интуитивно признали его «своим», художником, который смог построить мост между рациональным миром и царством бессознательного за сотни лет до Фрейда.

Вывод: не сюрреалист, но Отец-основатель.

Так можно ли ставить на работах Босха штамп «сюрреализм»? С историко-академической точки зрения НЕТ. Он не был частью этого движения, его цели (спасение души через устрашение) и методы (религиозный аллегоризм) были иными.

Но если смотреть шире, на природу творчества и силу воображения, то Босх, безусловно, сюрреалистичен в самом глубоком смысле этого слова.

Он доказал, что сила человеческой фантазии безгранична и способна создавать миры, которые опережают свое время на столетия. Он был первооткрывателем территории, которую сюрреалисты лишь заново нанесли на карту и присвоили ей название.

Завершу личным наблюдением как художника: когда я пишу свои работы, я следую технике сюрреалистов, но дух, тот самый трепет перед бездной воображения, он от Босха. Он напоминает нам, что настоящее искусство начинается там, где кончаются слова и логика, и начинается территория чуда, ужаса и необъяснимой красоты. В этом Босх вечный сюрреалист, вне времени и манифестов.

#Босх #Сюрреализм #ИскусствоБессознательного #Символизм #ИскусствоСредневековья #сюрреализм #артблог