Найти в Дзене
Студия Бонсай

Хранители Вечности. Часть 2: Масахико Кимура — «Волшебник», разделивший историю бонсай на ДО и ПОСЛЕ

В первой части нашего цикла мы говорили о семье Креспи — итальянских меценатах, построивших для бонсай надежный «дом» в Европе. Сегодня мы переносимся в Японию, чтобы рассказать о человеке, который едва не сжег этот дом дотла, чтобы построить на его месте нечто совершенно иное. Его имя — Масахико Кимура (Masahiko Kimura). Если вы занимаетесь бонсай, вы знаете его работы. Но знаете ли вы, какой ценой ему далась эта революция? Эта статья — о том, как одиночка с бензопилой пошел против вековых традиций, был отвергнут элитой, но в итоге стал живым патриархом современного бонсай. Масахико Кимура (Masahiko Kimura) Эпоха тишины: Япония до Кимуры Чтобы понять масштаб фигуры Кимуры, нужно представить атмосферу японского бонсай 1960–70-х годов. Это был мир глубочайшего консерватизма. На вершине иерархии стояли такие гиганты, как Сабуро Като (Saburo Kato) и Кюдзо Мурата (Kyuzo Murata). Их философия была натуралистической: мастер должен смиренно следовать за волей дерева, лишь слегка направляя ег
Оглавление

В первой части нашего цикла мы говорили о семье Креспи — итальянских меценатах, построивших для бонсай надежный «дом» в Европе. Сегодня мы переносимся в Японию, чтобы рассказать о человеке, который едва не сжег этот дом дотла, чтобы построить на его месте нечто совершенно иное.

Его имя — Масахико Кимура (Masahiko Kimura). Если вы занимаетесь бонсай, вы знаете его работы. Но знаете ли вы, какой ценой ему далась эта революция?

Эта статья — о том, как одиночка с бензопилой пошел против вековых традиций, был отвергнут элитой, но в итоге стал живым патриархом современного бонсай.

Масахико Кимура (Masahiko Kimura)
Масахико Кимура (Masahiko Kimura)

Эпоха тишины: Япония до Кимуры

Чтобы понять масштаб фигуры Кимуры, нужно представить атмосферу японского бонсай 1960–70-х годов. Это был мир глубочайшего консерватизма.

На вершине иерархии стояли такие гиганты, как Сабуро Като (Saburo Kato) и Кюдзо Мурата (Kyuzo Murata). Их философия была натуралистической: мастер должен смиренно следовать за волей дерева, лишь слегка направляя его.

  • Инструмент: Только ножницы и кусачки.
  • Время: Изменения вносились десятилетиями.
  • Эстетика: Спокойные, уравновешенные формы (Моёги, Чоккан). Мертвая древесина использовалась деликатно, как легкий акцент старости.

Любое радикальное вмешательство считалось дурным тоном, насилием над природой и отсутствием вкуса. И в этот тихий пруд ворвался Кимура.

Масахико Кимура (Masahiko Kimura)
Масахико Кимура (Masahiko Kimura)

Путь Бунтаря: От изгоя до «Мага»

Масахико Кимура родился в 1940 году. В 15 лет он поступил учеником (deshi) в знаменитый питомник Toju-en к мастеру Мотосуке Хамано. Это была классическая школа жесткого режима: 11 лет адского труда, уборки, полива и оттачивания базовых техник до автоматизма.

Но, обретя независимость, Кимура понял: традиционный путь слишком медленный. Он хотел создавать искусство здесь и сейчас, а не ждать, пока это сделают его внуки.

В 80-х годах он представил свои первые самостоятельные работы, и мир японского бонсай содрогнулся.

  • Шок: Критики называли его деревья «гротескными», а его самого — «скульптором мертвечины». Старейшины говорили: «Это не бонсай. Это кусок мертвого дерева, к которому приклеена зеленая ветка».
  • Изоляция: Его не приглашали на выставки, с ним не хотели иметь дел.
  • Триумф: Всё изменилось, когда игнорировать визуальную мощь его работ стало невозможно. Он начал побеждать на Kokufu-ten (главной выставке Японии) с такой регулярностью, что критика сменилась поклонением.

Ему дали прозвище «Волшебник» (The Magician), потому что он делал с физиологией дерева то, что считалось невозможным.

Ему дали прозвище «Волшебник» (The Magician), потому что он делал с физиологией дерева то, что считалось невозможным.
Ему дали прозвище «Волшебник» (The Magician), потому что он делал с физиологией дерева то, что считалось невозможным.

Техническая революция: Бензопила против ножниц

Кимура первым заявил: «Дерево — это материал, а я — художник». Он сместил фокус с агрономии на скульптуру и архитектуру.

  1. Электроинструмент: Кимура первым взял в руки фрезы, болгарки и цепные пилы. То, что раньше вырезали ножами годами, он создавал за часы.
  2. Драма мертвой древесины: В его работах шари (shari) и джин (jin) перестали быть декором. Они стали основой. Часто 80% его композиции — это сложнейшая, отбеленная, закрученная мертвая древесина, и лишь тонкая «живая вена» питает шапку зелени. Это создавало невероятный драматизм — осязаемую борьбу жизни и смерти.
  3. Гравитация: Его знаменитые композиции на скалах (Ishizuki) перевернули представление о жанре. Он создавал искусственные скалы из сланца, сажая деревья под экстремальными, отрицательными углами, имитируя падение с утеса.

Особенно известны его работы с можжевельниками Шимпаку, где он расщеплял стволы, отделяя живые жилы от древесины, чтобы закрутить их в спирали, напоминающие танцующих драконов.

Кимура с Андеем Бессоновым
Кимура с Андеем Бессоновым

Школа Кимуры: Кузница мировых кадров

Масахико Кимура оказал колоссальное влияние на мир не только своими деревьями, но и своими учениками. Попасть к нему в подмастерья — значит подписать контракт на несколько лет добровольного рабства, но выйти оттуда Мастером с большой буквы.

Его школа интернациональна. Именно ученики Кимуры разнесли его «ДНК» по всему миру:

  • 🇺🇸 Райан Нил (Ryan Neil): Создатель Bonsai Mirai. Адаптировал агрессивную эстетику Кимуры к американским ямадори.
  • 🇮🇹 Марко Инверницци (Marco Invernizzi): Известный европейский мастер и дизайнер.
Райан Нил (Ryan Neil): Создатель Bonsai Mirai. Адаптировал агрессивную эстетику Кимуры к американским ямадори.
Райан Нил (Ryan Neil): Создатель Bonsai Mirai. Адаптировал агрессивную эстетику Кимуры к американским ямадори.

Особо стоит отметить двух мастеров, чьи имена хорошо знакомы продвинутому сообществу и которые учились в одну эпоху:

  • 🇷🇺 Андрей Бессонов (Россия): Гордость отечественного бонсай. Один из немногих россиян, прошедших полное обучение в Японии на таком уровне.
  • 🇮🇹 Алессандро Бонардо (Alessandro Bonardo, Италия): Талантливейший техник и перфекционист. Бонардо известен своей филигранной работой с хвойными деревьями и умением объяснять сложнейшие нюансыагротехники и формировки.

Империя Мага сегодня: Как устроен бизнес Кимуры

Если вы захотите посетить сад Кимуры в знаменитой «Деревне Бонсай» (Омия), будьте готовы к закрытым дверям. В отличие от музея Shunka-en Кунио Кобаяси, сад Кимуры — это закрытая творческая лаборатория, а не туристический объект.

Как это работает изнутри?

  1. Команда: На Кимуру постоянно работает небольшая группа (3–5 человек) учеников. Они живут при мастере, занимаясь всей черновой работой: полив, пересадка, очистка коры, наложение проволоки. Сам Мастер прикасается только к дизайну и финишной формировке.
  2. Клиенты: Кимура не продает «сувениры». Его клиенты — это мировая элита коллекционеров. Сделки совершаются кулуарно, цены на шедевры исчисляются сотнями тысяч долларов.
  3. Система Custody (Хранение): Большинство деревьев, которые вы видите на фото в его саду, ему не принадлежат. В Японии развита культура, когда богатый владелец покупает дерево, но оставляет его жить у мастера, оплачивая ежемесячную аренду. Владелец забирает дерево домой лишь на пару дней в году — для украшения токонома по особым случаям.
-6

Место в иерархии

Сегодня японский рынок бонсай переживает трансформацию. Основные покупатели топовых деревьев — это коллекционеры из Китая и Вьетнама, скупающие японское наследие. В этой гонке Кимура занимает уникальную нишу — он создает самый дорогой сегмент современного искусства бонсай.

Его авторитет непререкаем. Если раньше он был бунтарем, то теперь он — патриарх, чьи работы выставляются на Kokufu-ten в категории «Драгоценные бонсай» (вне конкурса), просто как эталон.

Если раньше он был бунтарем, то теперь он — патриарх, чьи работы выставляются на Kokufu-ten в категории «Драгоценные бонсай» (вне конкурса), просто как эталон.
Если раньше он был бунтарем, то теперь он — патриарх, чьи работы выставляются на Kokufu-ten в категории «Драгоценные бонсай» (вне конкурса), просто как эталон.

Масахико Кимура доказал главное: бонсай — это не только природа и время. Это воля художника, способного за несколько часов сжать столетия в одном изгибе ветви.

В следующем выпуске цикла «Хранители Вечности» мы поговорим о полной противоположности Кимуры — мастере, который превратил бонсай в идеальную, глянцевую картинку и открыл самый роскошный музей в Токио. Речь пойдет о Кунио Кобаяси.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Кирилл Соколов

🌳 Основные Ресурсы Студии Бонсай

🌟 Главный сайт Студии Бонсай (Bonsai Club):

* 🔗 https://www.bonsaiclub.org/
🌟 Telegram-канал Студии Бонсай (новости, анонсы):

* 🔗 https://t.me/clubbonsai
🌟 Telegram-канал "Ваш Бонсай" (самый большой канал по искусству Бонсай):

* 🔗 https://t.me/vash_bonsai
🌟Барахолка Бонсай в Telegram (обмен/продажа):

* 🔗 https://t.me/bonsai_free_market
🌟 YouTube-канал Студии Бонсай (активное ведение, ролики об искусстве бонсай):
https://www.youtube.com/@Studio.Bonsai