Сегодня новая подборка, посвящённая стране Советов: редкие, трогательные и порой неожиданные кадры из жизни огромной державы прошлого. Каждая фотография тщательно раскрашена, чтобы вернуть эпохе её подлинные краски — не только визуальные, но и эмоциональные. Приятного просмотра!
Модницы. Рязань, 1970 год.
Девушки стоят у магазина "Лакомка" на улице Подбельского (ныне Почтовая).
Автоматы с газировкой — один из самых тёплых и узнаваемых символов советской повседневности. Едва ли найдётся человек, выросший в СССР или знакомый с его эпохой, кто не вспоминал бы с ностальгией эти яркие металлические «чудо-машины», стоявшие у кинотеатров, на вокзалах, в парках и на оживлённых улицах. Достаточно было бросить монетку в щель и нажать на кнопку и вот уже струйка прохладной, сладкой газировки наполняет гранёный стакан.
Всплеск популярности таких автоматов пришёлся на эпоху Никиты Хрущёва. По одной из версий, вдохновение пришло после его знаменитой поездки в США, где он впервые увидел подобные устройства.
За десятилетия существования внешний вид автоматов менялся — они становились то ярко-красными, то лимонно-жёлтыми, то синими, но суть оставалась неизменной: доступная, свежая и вкусная газировка для всех.
Главными достоинствами были простота, дешевизна и повсеместность: аппарат стоял почти везде, где только можно. А главное в сиропе, который изготавливался по ГОСТу, не было консервантов: только сахар, лимонный сок и натуральные травяные экстракты. Именно поэтому вкус советской газировки до сих пор вызывает у поколений особое уважение.
Но были и «забавные» недостатки. Машины славились доверчивостью: достаточно было резко стукнуть по корпусу и автомат с готовностью выдавал бесплатную порцию напитка. А ещё гранёные стаканы, которые бесследно исчезали.
На взморье. Эстонский курорт Пярну, 1979 год.
Чёртово городище. Свердловская область, 1962-1963 год.
Чёртово городище — одна из самых известных и впечатляющих достопримечательностей Урала, расположенная совсем недалеко от города. Эти величественные скальные массивы, словно древние крепостные стены, известны не только в регионе, но и далеко за его пределами. Глядя на их причудливые формы, трудно поверить, что их создала не рука человека и не сила потустороннего, а сама природа за миллионы лет.
Многие туристы оставляли свои подписи на камнях. Согласно источникам, самая ранняя из известных надписей на скалах датируется 1902 годом. К началу 1960-х их число превысило 1500. В 1980-х годах доступ туристов к скалам был временно закрыт на несколько лет.
Экскурсия на озеро Рица. Абхазская ССР, 1956 год.
В 1950-е годы, автобусы с открытым кузовом стали настоящей визитной карточкой курортов Советского Союза. Их яркие силуэты вписывались в пейзажи Крыма, Кавказа и Прибалтики. Однако уже в 1960-е годы, из соображений безопасности, такие машины были сняты с эксплуатации.
Изготавливали курортные «кабриолеты» несколько советских предприятий, но наибольшую известность получили автобусы Центральных авторемонтных мастерских Сочинского автотреста. Их делали на удлинённом шасси грузовика ГАЗ-51, превращая в просторные открытые кабриолеты для туристов. Особенно популярным стал маршрут к живописному высокогорному озеру Рица в Абхазской АССР — настолько, что за сочинскими автобусами прочно закрепилось неофициальное прозвище «Рица».
Прачечная самообслуживания и химчистка на Профсоюзной улице в Москве, 1973 год.
Продукция Вологодского мясокомбината, 1967 год.
Зимняя рыбалка. Магнитогорск, 1974 год.
Заводской пруд — водохранилище средних размеров, расположенное в Магнитогорске на реке Урал. Оно служит для промышленного водоснабжения. Особенно популярно это место среди рыбаков.
Юрий Власов на 44-м чемпионате Европы по тяжёлой атлетике в Москве. 25 - 28 июня 1964 года. Советский тяжелоатлет, олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта СССР Юрий Власов на помосте. В рывке взят вес с новым мировом рекордом, на штанге 165 кг.
Юрий Петрович Власов — выдающийся советский тяжелоатлет, писатель, политик и интеллектуал, оставивший яркий след не только в спорте, но и в культурной и общественной жизни СССР и России.
Он стал олимпийским чемпионом в тяжёлом весе на Играх в Риме в 1960 году, установив на турнире четыре мировых рекорда. Власов первым в мире преодолел психологический и физический рубеж — поднял более 200 кг в двоеборье (рывок + толчок), за что получил прозвище «Человек, который поднял мир» — так назвал его французский писатель Ромен Гари.
Помимо спортивных достижений, Власов был человеком широкого кругозора: он писал стихи, прозу, публицистику, увлекался философией и историей. В 1990-е годы он занимался политикой: был депутатом Госдумы, выступал с национально-патриотических позиций.
Лето в Тундре, 1950-е.
Молодежное кафе на ул. Ленина. Иркутск, 1965 год.
Атомоход «Ленин». Заполярье, 1959 год.
Атомный ледокол «Ленин» — гордость советской инженерной мысли, был построен в рекордно короткие сроки: всего за 3 года и 3 месяца на верфях Адмиралтейского завода в Ленинграде. Над его созданием трудились около 500 предприятий со всей страны. Спущен на воду в 1957 году, он проходил дооснащение уже в плавучем состоянии, а 3 декабря 1959 года, после успешного завершения ходовых испытаний, официально вступил в строй.
Главная миссия «Ленина» — проводка грузовых судов через тяжёлые арктические льды к портам Советского Заполярья. Моряки шутливо утверждают, что слово «ледокол» не до конца отражает суть его работы: точнее было бы назвать его «ледодавом» — ведь судно не столько ломало лёд, сколько буквально наваливалось на него всем весом, продавливая и разрывая многометровые ледяные поля. Хотя проектная толщина льда, которую он должен был преодолевать, составляла 1,5–1,7 метра, уже на испытаниях «Ленин» уверенно прошёл сквозь 2,5-метровый лёд.
Его габариты впечатляли: длина — 134 метра, ширина — 27,6 метра, а за кормой он оставлял чистый фарватер шириной около 10 метров, по которому беспрепятственно следовали караваны грузовых судов.
Для своего времени «Ленин» был настоящим чудом техники: это был первый в мире атомный надводный корабль, оснащённый энергоустановкой мощностью 44 тысячи лошадиных сил, и по праву считался самым мощным на планете.
Одним из ключевых преимуществ атомохода стала его невероятная автономность: одной загрузки ядерного топлива (около 200 кг урана) хватало на пять лет непрерывной работы, требовалось лишь периодически пополнять запасы продовольствия для экипажа. На практике был установлен рекорд: 13 месяцев беспрерывной эксплуатации. Экипажи менялись каждые 3–4 месяца, а «Ленин» не останавливался — он работал, как вечный двигатель арктического флота.
Сельский почтальон на животноводческой ферме. Украинская ССР, Винницкая область, 1973 год.
В новом яхт-клубе Усть-Илимска открывшемся летом 1984 года.
На Камчатке, 1977 год.
Вид на Краснолужский мост Московской окружной железной дороги через Москву-реку, 1982 год.
Конструкторы Пермского велосипедного завода Виктор Ощепков и Ольга Комарова с велосипедами "Кама". Пермь, 1973 год.
Первые отечественные складные велосипеды появились ещё в дореволюционной России в 1916 году. Однако предназначались они не для прогулок по бульварам, а для военных нужд.
В советское время символом складного велосипеда стала легендарная «Кама», выпускавшаяся на Пермском велосипедном заводе. Хотя изначально она позиционировалась как семейный велосипед, на практике её чаще всего покупали детям и подросткам, взрослые предпочитали более «солидные» модели.
С момента появления в продаже в 1973 году «Кама» мгновенно завоевала всенародную любовь. Её ценили за удобную регулировку руля и седла, хромированные крылья, багажник с пружинным зажимом, встроенный насос, сумочку-«бардачок» под седлом и, конечно, за возможность быстро сложить раму, превратив велосипед в компактную конструкцию — идеально подходящую для хранения в квартире или транспортировки в багажнике.
Ещё одно преимущество — универсальность ниппелей: колёса можно было подкачивать не только штатным велонасосом, но и автомобильным, что в условиях дефицита было весьма ценно.
«Каму» производили не только для внутреннего рынка, но и на экспорт — в Польшу и Китай.
Однако у этой популярной модели были и существенные недостатки. Во-первых, цена — 98 рублей — была немалой: для сравнения, взрослый велосипед «Урал» стоил всего 75 рублей. Во-вторых, слабым местом конструкции оказался сварной шов на складной раме, который при активной эксплуатации нередко лопался, превращая недешёвый велосипед в бесполезный металлолом.
Белая башня. Свердловск, 1985 год.
Бывшая водонапорная башня в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга, архитектурный памятник эпохи конструктивизма.
Занятия в кабинете физики. Москва, 1971 год.
Экспериментальная средняя школа №1000 на западе Москвы (открылась в 1962 году) - участник городского проекта "Школа Новых Технологий".
Ловля байкальского омуля, 1965 год.
Девушки на отдыхе. СССР, 1970 год.
Предыдущий материал:
Понравилась статья, подпишитесь, это сильно помогает развитию канала!
Мой канал есть в Одноклассниках и ВК. Если вам нравится тематика моего канала, то буду рад видеть вас в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира. Часть больших материалов не могу опубликовать в Дзене, так как много ограничений и цензуры. Спасибо!