"Не пытайтесь открыть Америку!", - советуют иногда. А мы не слушаемся. Продолжаем открывать Новый Свет с Зои Лионидас, а именно, разглядывать версии о том, кто ж все же был первым.
- Раннее были валлийцы у нас. А теперь кто?
- В Соединенных Штатах как национальный праздник отмечается День Колумба – первооткрывателя нового континента (12 октября), с чем категорически не согласна тамошняя польская община.
- О как! А поляки-то почему?
- Из года в год, с упорством, что называется, достойным лучшего применения, она подает в Конгресс петиции, с требованием установить – если не приоритет, то хотя бы равенство с Колумбом Яна из Кельно, и соответственно, учредить праздник в его честь. Но год за годом петиция встречает отказ, на одном и том же основании: полная бездоказательность подобных требований, однако, горячих сторонников Яна из Кельно это отнюдь не останавливает.
- А кем был этот человек и существовал ли Ян из Кельно на самом деле?
- Все начиналось со старых карт. Нидерландский картограф Реньер Фризиус Гемма впервые на своей карте Северной Америки обозначил имя неизвестного, вокруг которого и разгорелся спор, не желающий утихать доныне. У начала в те времена гипотетического Северо-Западного прохода, за освоение которого разыграется гонка уже в Новое Время, на его карте стоит краткая надпись: «Пролив Трех Братьев, посредством которого португальцы пытались проникнуть на Восток, к Индиям и Молуккам... и каковых же земель Иоанн Сколвус, датчанин, достиг в году около 1476 г.»
- Это ж за 16 лет до Колумба!
- Ту же тему, по-видимому, совершенно независимо от своего коллеги развивает также испанец Франсиско Лопес де Гомара (автор теории, что индейцы происходят из Атлантиды – о чем мы еще поговорим). В одном из своих трудов он не менее кратко отмечает, что «Лабрадорской земли» (совр. Гренландии), также достигли «норвежцы вкупе со штурманом Хоаном Сколво, и англичане с Себастьяном Каботом». Но если с Каботом вопросов нет, кто такой этот Сколво или на латинский манер – Сколвус, ясности нет ни малейшей.
Вновь, судя по всему, совершенно самостоятельно неизвестный писарь британского адмиралтейства, в одном из документов, который датируется 1575 г., говоря о Северо-Западном проходе, отмечает: «Северную часть указанного прохода, Джон Сколвус, норвежский штурман, посетил в году 1476 от Рождества Христова.»
Еще одна карта, известная под именем «Карты Майкла Лока (1582 г.) вновь возвращается к тому же имени. У побережья Гренландии красуется надпись «Як. Сколвус, Гренландия».
И наконец, этот парад завершает еще один документ, который, собственно и стал основой для будущего яростного спора. Его автором является брабантский картограф Корнелиус ван Вифлит, а цитата в полном виде звучит следующим образом: «[Честь] второго открытия [Америки] выпала на долю Иоанна Сколвуса, поляка, что в год 1476… проплыл мимо Норвегии, Гренландии, Фрисландии, и проник в Северный Пролив, что у самого Полярного Круга, и побывал на землях Лабрадора и Эстотиляндии».
- Странно. Если все о нем пишут, то был, получается такой Иоанн/Хуан?
- Как видите, в том, что этот человек существовал на самом деле, сомневаться вряд ли возможно, другое дело, что нам неизвестно, как звучало его имя на родном языке, и к какой национальности он, собственно, принадлежал. Беда состоит в том, что ни в одном архиве, ни в одном документе это имя больше не встречается, и кем был его носитель, и как он оказался в Америке – ясности нет ни малейшей, тем более что именование его «поляком» существует в единственном, самом позднем документе, причем столь же неясно, откуда его автор черпал свои сведения.
Фритьоф Нансен, знаменитый исследователь Севера, предполагал, что речь шла все же о датчанине или норвежце, тем более что королевство Польское ни в XV, ни в XVI не отряжало экспедиций через «Западный Океан» (да и не могло бы этого сделать по чисто географическим и политическим причинам). Посему, продолжает свою мысль Нансен, этот неизвестный, по-видимому, носил характерное для скандинава имя Юхан Сколфссон, и посему искать в архивах следует именно этот вариант .
- Но почему тогда появилась версия, что он поляк?
- Нансен предполагает, что речь идет о простейшей путанице – не слишком старательный печатник, разбирая малопонятный почерк, принял латинское «pilotus» -«штурман», за «polonus» - «поляк», и путаница эта существует и поныне.
- Ага, а "моряк" и "поляк" еще и рифмуются. Кто ж такому поверит?
- Как и следовало ожидать, польская общественность с подобным подходом оказалась категорически не согласна, и более того, принялась рьяно изыскивать, кем и откуда мог быть загадочный Сколвус, окажись он все же их соотечественником.
Особенную прыть в этом вопросе проявил некий Иоахим Левелел, опубликовавший в познанском сборнике «Страж науки» в 1842 году свою статью, ставшую непременной основой для всех поборников «польского открытия Америки».
В качестве первого шага Левелел с достаточной смелостью полагает, что в изначальную запись вкралась ошибка, и читать фамилию неизвестного следует как «Сколнус», из чего возможно сделать несколько далеко идущих выводов. Во-первых, этого «Сколнуса» Левелел непринужденно превращает в «Яна из Кельно». Что касается имени – это всего лишь перевод латинского «Иоанн» на польский язык, а городок Кельно и сейчас существует в польской Мазовии.
- Ну, значит, всё! Верим!
- Двигаясь дальше, неутомимый Левелел сумел разыскать в архиве Гданьска (тогдашнего Данцига) упоминание о некоей семье не то моряков, не то купцов, носивших фамилию Colno или Cholno. Но и этого любознательному Левелелу показалось мало, и он двинулся дальше, не менее смело превратив «Сколвуса» в «Яна Школьного», и с триумфом предъявил тогдашней общественности очередной документ, свидетельствовавший, что в Краковском университете в искомое время, в самом деле обучался некий Ян, родом из Кельно.
Предоставив читателям пару минут, чтобы самим определиться, насколько обоснованы выводы почтенного историка…
И двинемся дальше. Начать следует с того, что вся теория Левелела с первого до последнего слова основывается на чисто гадательной основе.
Во-первых, он вполне логично отмечает, что в ту эпоху «национальность» человека зачастую обозначала лишь то, кому из королей он служит, а соответственно «датчанин» или «норвежец» могло значить лишь то, что искомый «Ян из Кельно» служил штурманом или капитаном на одном из судов датского короля, в самом деле, часто наведывавшихся к берегам Гренландии, где в изобилии ловилась треска, приносившая тогдашним купцам баснословные дивиденты.
Посему, продолжает исследователь, кто поручится, что «Ян из Кельно» вместе со своей командой, как в прежние времена Лейф Счастливый, не решился проследовать далее, вплоть до американского континента, и посему, оставил свое имя на карте?
Однако слабость подобной аргументации бросается в глаза немедля: почему невозможно подобным же образом предположить, что загадочный «Сколвус» действительно был датчанином или норвежцем, и вполне ожидаемо, служил своему королю?
Кроме того смелое прочтение «Сколнус» вместо «Сколвус», на чем Левелел основывает все свои дальнейшие выводы, также не основано ни на чем, кроме чистого предположения. И также неясно, почему гипотетический «Ян» должен был происходить из Кельно, а не из Ковно (совр. Каунаса) в литовском княжестве, где в те времена было немало поляков, или – из немецкого Кельна?
- Не! Все же поляк! Давайте, будут наши братья-славяне первооткрывателями Америки!
- Что касается семьи по фамилии Colno – опять же, нет ни малейших доказательств, что гипотетический «Сколнус» был как-то связан с ними, и речь попросту не идет об однофамильцах. И уж совсем смешно упоминание в связи с этим Краковского университета.
- Почему?
Дело в том, что университеты в тогдашнюю эпоху готовили исключительно богословов, юристов или медиков, но никак не штурманов дальнего плавания (для которых учебные заведения открылись в куда более позднюю эпоху). А наличие там некоего «Яна из Кельно» значит столько же, как «Ивана из Москвы» - это мог быть кто угодно, совершенно не связанный с загадочным «Сколвусом».
Впрочем, все эти доводы вместе взятые, конечно, не могут убедить тех, кто желает во что бы то ни стало отстоять приоритет своей страны в вопросе открытия Америки. Поиск следует продолжать, и пока что загадка остается загадкой.
- В очередной раз, Зои, Вы разрушили красивую легенду. Тем не менее, мы Вас очень ждем с новыми историями!
А читателей наших просим поделиться мнениями в комментариях о том, кем быть мог этот загадочный первооткрыватель.