Неудобное место в самолете - не самое приятное начало или завершение путешествия, особенно если предстоит длительный перелет. Чтобы выбрать оптимальный вариант и комфортно провести время в полете, ознакомьтесь с нашим обзором. Мы расскажем, почему за выбор места приходится платить, где в самолете укачивает меньше всего, зачем детей размещают впереди салона, а мужчин у аварийных выходов.
Экономика лоукостера: почему за выбор места надо платить
Плату за выбор места берут практически все авиакомпании, особенно распространена эта практика на рейсах лоукостеров.
Лоукостеры строят свою бизнес-модель на продаже перелета по минимальной базовой стоимости. Эта цена включает только перевозку пассажира и его ручной клади из пункта А в пункт Б. По тарифу «Базовый эконом» любые услуги, будь то питание, возврат билета, выбор места - предоставляются за отдельную плату.
Разделение услуг на обязательные (перелет плюс ручная кладь) и дополнительные (выбор места, багаж, питание) позволяет существенно снизить стартовую цену билета. В свою очередь, платные услуги формируют значительную часть прибыли перевозчика. Даже при низкой базовой стоимости билета общая выручка остается высокой (благодаря продажам дополнительных опций).
Итог: лоукостер доводит до самого минимума стоимость базового продукта (перелета), не снижая его ценности. Авиакомпания получает стабильный доход и популярность, а пассажир - право самостоятельно управлять уровнем комфорта и стоимостью путешествия.
Правила распределения мест в самолете
Учтите! Если вы летите не один и не оплатили выбор мест, то вас могут посадить в разные концы самолета. Место за вами закрепляет не человек, а автоматизированная система и при онлайн-регистрации, и при оформлении в аэропорту. Для нее действует четкий порядок приоритетов:
- семьи с детьми: ребенка до 12 лет обязательно размещают рядом с одним из родителей;
- организованные группы (туристы, спортсмены) - для них стараются выделить блок смежных мест;
- пассажиры, оплатившие конкретное место.
Дополнительные правила зависят от авиакомпании, некоторые категории пассажиров могут получить особые комфортные места бесплатно:
- пассажиров с грудными детьми обычно размещают в начале салона;
- пассажиров с животными - чаще в хвосте, у иллюминатора;
- людей с ограниченными возможностями - у прохода;
- взрослых и физически крепких пассажиров - у аварийных выходов.
Помимо приоритетов, система учитывает техническую составляющую - центровку самолета. Это критически важно для безопасности: вес пассажиров и багажа должен распределяться по салону равномерно, а центр тяжести оставаться в строго определенных пределах.
Ваше место - не случайность, а результат работы алгоритма, который сочетает права отдельных категорий пассажиров, коммерческие условия и требования авиационной безопасности.
Платные места: инвестиции в комфорт
Авиакомпании выделяют «премиальные» места (у иллюминатора, у прохода, в первых рядах) в отдельный платный сегмент, так как доплаты, как мы уже выяснили, - существенный источник их дохода. Пассажиры, готовые платить за повышенный комфорт, фактически субсидируют билеты для тех, кто летит по базовому минимуму. Таким образом, система лоукостеров работает на благо всех пассажиров: одни получают возможность лететь максимально комфортно, другие - сэкономить на перелете.
Выбираем место в самолете: плюсы и минусы
При планировании перелета лучше заранее определиться, в какой части салона вам лучше разместиться. Рассмотрим плюсы и минусы трех основных зон: носовой, у аварийного выхода и хвостовой.
Носовая часть салона
Плюсы:
- Удобное расположение. Близко ко входу/выходу - вы быстро пройдете к своему месту при посадке и покинете самолет в числе первых после приземления.
- Приоритетное обслуживание. Пассажирам подают еду и напитки раньше остальных, а значит, у вас всегда есть варианты выбора.
- Уровень шума. В носовой части заметно тише, в сравнении с хвостовой и средней частями самолета.
- Дополнительное пространство. Места в первом ряду комфортнее за счет увеличенного расстояния перед сиденьями и наличия стенки. Эти кресла любят выбирать семьи с детьми.
Минусы:
- Потенциальный шум от детей. Поскольку передние ряды часто выбирают семьи с малышами, спокойствие и тишина не гарантированы. Если вы планируете отдохнуть или поработать во время полета, лучше рассмотреть другие зоны.
- Ограниченная мобильность кресел. На многих лайнерах на передних рядах не поднимаются подлокотники. А значит, даже если рядом будет свободное место, вы не сможете комфортно расположиться на двух креслах.
Места у аварийного выхода
Плюсы:
- Дополнительное пространство. Расстояние между сиденьями больше, чем в стандартных рядах. Пассажир может удобно расположиться и даже свободно вытянуть ноги. Именно поэтому люди с высоким ростом стараются выкупать места у аварийного выхода.
- Свобода передвижения. Вы можете вставать и ходить по салону, не побеспокоив соседей.
Минусы:
- Ограниченная подвижность кресла. Чаще всего спинки совсем не откидываются либо имеют очень малый угол наклона.
- Неудобный столик. Он размещен на подлокотнике, что делает кресло чуть более узким и менее комфортным.
- Ручная кладь. Из-за отсутствия выделенного пространства под ручную кладь, разместить личные вещи под рукой не получится.
- Прохладно и шумно. Из аварийных выходов иногда дует, а уровень шума выше из-за близости технических зон.
Большинство авиакомпаний накладывает строгие ограничения на размещение пассажиров у аварийных выходов. На эти места не допускают путешественников с маленькими детьми, домашними животными, пожилых людей и беременных женщин.
В экстренной ситуации человек, сидящий возле аварийного выхода, должен мгновенно сориентироваться, чтобы открыть люк и помочь пассажирам оперативно покинуть салон. Поэтому такие места предлагают чаще всего физически крепким людям молодого и среднего возраста.
Последние ряды
Обычно самые дешевые места, но есть ряд минусов:
- Повышенный шум. Поблизости двигатели, и уровень шума выше, чем в носовой и средней части салона. Некоторым пассажирам это мешает спать, работать или просто отдыхать во время полета.
- Ограниченный сервис. Еду и напитки разносят в последнюю очередь - выбор блюд бывает ограничен.
- Сильная турбулентность. Хвостовая часть самолета подвержена колебаниям, сильно ощущается тряска, даже при слабой турбулентности. Для людей, чувствительных к перепадам высоты, это может стать серьезным испытанием.
- Неудобные кресла. Спинки кресел в последних рядах часто не откидываются или имеют минимальный угол наклона, так как вплотную примыкают к стене.
- Долгий выход после посадки. Пассажиры задних рядов покидают самолет в последнюю очередь. При стыковках или ограниченном времени на пересадку это может сыграть определенную роль.
- Близость к уборным. Места в хвосте расположены в непосредственной близости к туалетам. Как следствие: постоянный поток пассажиров мимо вашего места; шум открывающихся/закрывающихся дверей; возможные неприятные запахи.
Если вы выбрали место в хвосте, возьмите в салон наушники с шумоподавлением, дорожную подушку и плед (для комфорта и изоляции от окружающих).
При всех минусах, три последних ряда считаются самыми безопасными в случае аварийных ситуаций!
Планируя перелет, многие пассажиры сосредотачиваются на цене билета и времени вылета, забывая про один из ключевых факторов комфорта - выбор места в салоне. Между тем именно от расположения часто зависит, насколько удобно вам будет, сможете ли вы спокойно поспать, размять ноги, полюбоваться видами и избежать неприятных ощущений от турбулентности.
Гид по зонам комфорта: от иллюминатора до прохода
После того как вы определились, в какой части самолета полетите, остается выбрать конкретное место в ряду: у иллюминатора, возле крыла или у прохода.
У иллюминатора
Считаются крайне комфортными местами, их главные преимущества:
- Удобное расположение. Не нужно вставать каждый раз, чтобы выпустить соседей.
- Красивые виды. Доступ к иллюминатору на протяжении всего полета.
- Опора для сна. Пассажир может прислониться к стенке самолета, приложить подушку и комфортно отдохнуть.
Единственный недостаток - отсутствие свободного доступа в проход салона. Чтобы выйти, вам придется каждый раз обращаться к соседям.
Около крыла самолета
Главный плюс: в середине салона, особенно над крыльями, укачивает меньше. Это зона центра тяжести самолета, где колебания от турбулентности наименее ощутимы.
Минусы:
- Закрыт обзор. Крыло перекрывает значительную часть панорамы и вы не сможете в полной мере насладиться видами.
- Повышенный уровень шума. Отчетливо слышен гул работающих двигателей, что может мешать отдыху, сну или работе во время полета.
Совет: если вам досталось место около крыла и вы хотите минимизировать дискомфорт от шума, вам помогут беруши или наушники с шумоподавлением.
У прохода
Многие пассажиры выбирают места возле прохода, из главных плюсов:
- Свобода передвижения. Можно встать и пройтись по салону в любой момент, не тревожа соседей. Что особенно важно при длительных перелетах, когда необходимо периодически разминать мышцы. Оптимальный вариант для тех, у кого склонность к тромбозу и отечности.
- Удобное расположение кресла, в котором проще принять комфортное положение тела и даже вытянуть ноги в проход (если это не мешает другим пассажирам).
Основной недостаток - риск быть задетым. Во время обслуживания пассажиров бортпроводники с тележками и другие путешественники, перемещающиеся по салону, могут случайно задеть кресло и вас лично не один раз.
Выбирать места в самолете стоит осознанно. Это напрямую влияет на комфорт всего перелета. Каждый сектор салона предлагает свой сценарий путешествия со своими преимуществами и недостатками. Важно помнить: не существует универсального «лучшего» места, подходящего всем без исключения.
Необходимо определить приоритеты (комфорт, мобильность, виды из окна) и, взвесив возможные компромиссы, выбрать свое идеальное место. Тогда ваш полет станет легкой и приятной частью путешествия.
Практические советы путешественникам
- Бронируйте место сразу при покупке или в момент открытия онлайн регистрации, так как лучшие варианты разбирают быстро.
- Для коротких рейсов (до 2 ч) допустимы компромиссы (например, шумные места у крыла). Для долгих перелетов (свыше 5 ч) - отдавайте приоритет комфорту.
- Если летите вдвоем или компанией, оплатите выбор мест, чтобы гарантированно сидеть вместе.
- При бронировании онлайн убедитесь, что в ряду с вами одно из трех мест уже занято, так у вас будет выше шанс оказаться рядом с одиноким пассажиром, а не с парой или родителем с ребенком.
- Изучите схему салона. Используйте сайт авиакомпании или сервисы типа SeatGuru для просмотра планировки конкретного самолета. Обратите внимание на расположение аварийных выходов, кухонь, крыльев, уборных и рядов с фиксированными спинками.
- Ознакомьтесь с отзывами пассажиров. Форумы и соцсети помогут узнать о «подводных камнях» конкретного лайнера.
Определите свои приоритеты:
- Сон и отдых - место у иллюминатора.
- Свобода передвижения - место у прохода.
- Минимум укачивания - места около крыльев.
- Быстрый выход и лучший сервис - передние ряды.
Обязательно проверьте условия билета. Иногда в «гибкие» тарифы уже включен бесплатный выбор места. И следите за акциями! Некоторые авиакомпании периодически снижают стоимость выбора мест.
Итог: потратив 10–15 минут на анализ, выбор и покупку места, вы избежите дискомфорта в полете и сделаете путешествие по-настоящему приятным. Команда Aviakassa желает вам легких перелетов и новых открытий!