Найти в Дзене

Пропавшие без вести - куда делись родители в русских сказках: четыре версии, которые нашли в квартире 89

Пока моя дочь создает себе нейл-арт под истории о токийских студентах, я смотрю русскую народную сказку «Морозко» и негодую: старик Настеньке отец или кто? Дочь вечером насмотрелась Тикток, а с утра пораньше уже делает маникюр: нарезала кольца из молочной трубочки, надела на пальцы и красит акварелью, на которую аккуратно приклеивает маленькие кусочки фольги. И все это - под японский сериал, который модно называть - дорама. Я в это время погружалась в мир, где девочек отправляют замерзать в зимний лес. В историю о покорной и трудолюбивой падчерице Настеньке, которая страдает от злой мачехи и сестры Марфуши. А ещё с ними живет старик, который безоговорочно выполняет приказы мачехи, даже когда она заставила отвезти Настеньку в лес на явную погибель. И конечно сказочный дух Морозко - добродушный владыка холода, который помогает обиженным. И тут я задумалась. А где же родители Настеньки? Да и вообще, почему практически все русские народные сказки буквально кишат бабушками и дедушками, сес
Оглавление

Пока моя дочь создает себе нейл-арт под истории о токийских студентах, я смотрю русскую народную сказку «Морозко» и негодую: старик Настеньке отец или кто?

Дочь вечером насмотрелась Тикток, а с утра пораньше уже делает маникюр: нарезала кольца из молочной трубочки, надела на пальцы и красит акварелью, на которую аккуратно приклеивает маленькие кусочки фольги. И все это - под японский сериал, который модно называть - дорама.

Я в это время погружалась в мир, где девочек отправляют замерзать в зимний лес. В историю о покорной и трудолюбивой падчерице Настеньке, которая страдает от злой мачехи и сестры Марфуши.

А ещё с ними живет старик, который безоговорочно выполняет приказы мачехи, даже когда она заставила отвезти Настеньку в лес на явную погибель.

И конечно сказочный дух Морозко - добродушный владыка холода, который помогает обиженным.

И тут я задумалась. А где же родители Настеньки? Да и вообще, почему практически все русские народные сказки буквально кишат бабушками и дедушками, сестрицами да братьями, избушками на курьих ножках и волшебной водицей?

«Жили-были старик, да старуха…» - строка, которая тут же убирает родителей из сказки и предвещает детям трудности в житие бытие. Так куда же они подевались?

Вообщем, нашла 4 версии, которые объясняют отсутствие родителей как класс в сказочном мире.

-2

Версия 1: Педагогическая

Родители - фигуры для детей авторитарные! Воспитывают детей в строгости и навязывают определённый повседневный порядок (полы подмети, на улицу не ходи, уроки выучи).

Сказка же - это территория Чуда и Нарушения правил. И чтоб ребенок отправился в опасное, волшебное путешествие, его как-то было нужно освободить от прямого надзора.

Тут то и появляются дед с бабкой. Люди старенькие и немощные, которых можно обмануть, не слушаться и от них легче всего ускользнуть.

Они то и явились слабым звеном, точкой входа в приключения, в котором придётся самому принимать решения и нести за них ответственность.

-3

Версия 2: Архетипическая

Бабушка - та что живет в избушке на курьих ножках, является хранительницей порогов и стоит на границе миров: человеческого и волшебного. Она либо помогает героям сказки (дает волшебный клубок), либо испытывает их (задает вопросы с подвохом).

Родители же, никогда не направят свое чадо в пасть к Кощею.

Это разные роли. Мама скажет: «Не ходи в лес, там опасно». Баба Яга скажет: «Вот тебе милок клубок волшебный, ступай за ним. Но помни три правила…».

-4

Версия 3: Исторически-суровая

Давайте без романтики. Детские потери в крестьянской России были очень высокими. Матери рожавшие по 10-15 детей, не всяк организм выдержит такой нагрузки. Отцы, уходящие отстаивать честь и достоинство Родины не всегда возвращались домой. Сиротство в те года стало нормой, а не исключением.

Дети, оставшиеся без родителей всегда попадали на попечение бабушкам и дедушкам.

Сказки в этом плане не фантазирует, а всего лишь отражают суровую реальность тех времен. Взять например сказки про «Колобка» или «Теремок». Это не про веселых зверюшек. Это про выживание, где с малых лет нужно уметь быть хитрым как лиса, и умным, как кот.

-5

Версия 4: Мифологическая (или Инициационная)

В Советском союзе сказки носили не только развлекательный жанр, но и являлись инструментом в воспитании «нового человека», транслировали в себе ценности марксизма-ленинизма.

С малых лет им прививался коллективизм, трудолюбие, справедливость. Например, в «Морозко» - доброта и трудолюбие Настеньки, вознаграждается, а ленивая Марфуша - наказана.

Дед же с бабкой, не просто собирательный образ, а целая философия. Они олицетворяли традиции, уклад, прежнюю жизнь. Согласно идеологии же, дети должны шагнуть в новую жизнь, неизведанную.

Подводя итог:

Мамы и папы не просто так исчезают в сказках. Их отсутствие - ключевой механизм, который создает вакуум безопасности, где ребенок должен заполнить его собственной смелостью и умом. А как это сделать? Только подменив биологическую семью на волшебство: говорящих помощников, мудрых наставников и испытателей в лице лесной нечисти.

-6

Современные же сказки и мультфильмы, вернули родителей в центр сюжета. И теперь, дети не боятся ни леса, ни Бабы Яги, а боятся непонимания в семье, одиночества в соцсетях и потери связи с мамой и папой…

Вот такая она, сказочная математика: минус родители - плюс во взрослении, и наоборот.

И такое, познавательное настроение в квартире №89. Сегодня, я окунулась в мир волшебства и неизведанного. Оказывается, сказки - это завуалированный путеводитель во взрослую, самостоятельную жизнь для детей. Кто бы знал…

ПС: Настенька это родная дочь первой жены старика, то есть он её отчим)

@Записки из квартиры №89