Найти в Дзене
Allob

Почему Менделеев доил корову?

О своем открытии периодической таблицы Дмитрий Иванович Менделеев не стал самолично докладывать в 1869 году на заседании Русского химического общества. Он поручил зачитать эпохальный доклад профессору Николаю Меншуткину. А сам в это время Менделеев вместе со своим другом Николаем Верещагиным участвовал в дойке коровы Няньки: скрупулёзно изучал, в каких объемах и какой жирности молоко у этой уникальной коровы. Почему это вдруг ученый-химик заинтересовался каким-то там молоком? – удивитесь вы. А оказывается совсем и не вдруг. Его научные интересы не ограничивались академической работой – он стремился к практическому применению научных открытий, и, в частности, в области сельского хозяйства. Именно поэтому у себя в имении Дмитрий Менделеев осуществлял агрономические опыты: исследовал эффективность химических и органических удобрений в земледелии. Менделеев – один из первых по достоинству оценил масштабность талантливой личности Николая Васильевича Верещагина. О жизненном пути основател

О своем открытии периодической таблицы Дмитрий Иванович Менделеев не стал самолично докладывать в 1869 году на заседании Русского химического общества. Он поручил зачитать эпохальный доклад профессору Николаю Меншуткину. А сам в это время Менделеев вместе со своим другом Николаем Верещагиным участвовал в дойке коровы Няньки: скрупулёзно изучал, в каких объемах и какой жирности молоко у этой уникальной коровы.

Почему это вдруг ученый-химик заинтересовался каким-то там молоком? – удивитесь вы. А оказывается совсем и не вдруг. Его научные интересы не ограничивались академической работой – он стремился к практическому применению научных открытий, и, в частности, в области сельского хозяйства. Именно поэтому у себя в имении Дмитрий Менделеев осуществлял агрономические опыты: исследовал эффективность химических и органических удобрений в земледелии. Менделеев – один из первых по достоинству оценил масштабность талантливой личности Николая Васильевича Верещагина. О жизненном пути основателя молочной промышленности в России я рассказала ранее в статье «Когда родился Российский сыр» в моем блоге ссылка . Надо отметить, что Верещагин обладал не только организаторским талантом, он и как личность притягивал к себе великих современников, умел дружить, а также мог увидеть и раскрыть потенциал в молодых, только начинающих свой профессиональный путь учениках и последователях. Дружба Николая Верещагина и Дмитрия Менделеева – это дружба двух титанов. (Простите за патетику: очень хочется подчеркнуть значимость этих личностей в нашей российской истории.) С самой первой встречи Николай Верещагин приобрел в лице Дмитрия Менделеева настоящего друга. Менделеев, будучи старше Верещагина всего на 5 лет, на момент их первой встречи уже был признанным ученым и пользовался большим авторитетом в Императорском вольном экономическом обществе (ИВЭО). Дмитрий Иванович сумел понять перспективность предложения Верещагина о создании сыроваренных артелей в России и всячески поддерживал молодого реформатора молочного дела в России.

Надо отметить, что Николай Верещагин не только обучал будущих российских сыроваров и маслоделов, но и активно изучал отечественный опыт, поддерживал и пропагандировал достижения русских фермеров. Именно в таком уникальном хозяйстве крестьянина Нила Степановича Серова и находились Верещагин с Менделеевым в исторические дни представления Периодической таблицы на ученом совете.

типы российского крестьянства ( ссылка )

Государственный крестьянин Нил Степанович был настоящим самородком. Он не пошел по традиционному пути ведения своего дела и решился на рискованный эксперимент. А чтобы было, где развернуться, Серов выкупил у родного брата его долю в семейном хозяйстве за 6100 рублей. Для этого пришлось брать в банке ссуду за огромные 10 процентов. В то время крестьянам кредиты практически не давали, но Нил Степанович сумел преодолеть это препятствие. Новаторский подход Серова заключался в том, что свое молочное стадо из 40 голов он кормил отборными кормами. А для этого он ввел новаторский десятипольный севооборот на своих землях вместо традиционного трехпольного. На его пашнях из года в год выращивались корма, грамотно чередовались зерновые, органически восполнялась плодородность почвы. На каждом пастбище для коров крестьянин вырыл пруд с чистой водой. Все члены семьи Серова (семья состояла из четырех человек) занимались работой в поле и в хлеву. Дополнительная рабочая сила привлекалась только по необходимости: летом – 8 подёнщиков, зимой число сокращалась до двух. В горячую пору нанималось еще 6 доярок. Такой гибкий прогрессивный подход принес великолепные результаты. Нил Степанович оставил позади по своим доходам многие крепкие хозяйства помещиков, которые имели возможность привозить из-за границы племенной скот, привлекали неограниченное число работников. Когда Николай Верещагин рассказал на заседании ИВЭО о хозяйстве Серова, которое по эффективности в 5-6 раз превосходило среднестатистические помещичьи фермы, члены общества отказывались верить услышанному. В 1868 году Совет направил комиссию во главе с Дмитрием Ивановичем Менделеевым с инспекционной поездкой в хозяйство Нила Серова. Прибывшие, ознакомившись с фермой, убедились, что новаторский подход к содержанию коров позволил Серову добиться феноменальных успехов. В результате коровы Нила Степановича были использованы для племенного разведения в России. Выведенная порода позволила значительно сократить закупки племенного скота за границей: зачастую приводящего к отрицательным результатам, т.к. в российских хозяйствах заграничные буренки не оправдывали возложенных на них надежд из-за сурового климата и непривычного корма. С целью популяризации была выпущена брошюра, рассказывающая об опыте работы Нила Серова. Она всколыхнула общественное мнение, пошатнув традиционную любимую тему журналов и газет о крестьянской тяжелой доле. Но с фактами спорить было трудно. И в 1869 году Департамент земледелия назвал хозяйство крестьянина Серова образцовым хозяйством северной полосы и наградил Нила Степановича золотой медалью «За полезное».

виды медали "За полезное" ( ссылка )

Одним из самых харизматичных друзей и последователей Николая Верещагина являлся Владимир Иванович Бландов. Он окончил тот же кадетский корпус, что и Верещагин, вышел в отставку, заинтересовался сыроварением. По настоянию Верещагина Бландов отправился за опытом в Голландию. Обучившись, вернулся в Россию и организовал в Ярославской губернии артели по производству сыра. Верещагин и Бландов арендовали в Москве заброшенные склады и организовали прием и продажу молочных продуктов в столице. С этого сотрудничества началось рождение миллионного состояния Владимира Ивановича Бландова. В 1875 году к предпринимателю присоединяется его старший брат Николай, вышедший в отставку с военного флота. В 1883 году открывается товарищество под фирмой «В. и Н. Бландовы». Сфера деятельности братьев вышла далеко за пределы столицы, где они открыли около 60 магазинов молочной продукции. В российских губерниях фирма имела 79 сыроварен. Отделения фирмы работали в Кургане, Бийске, Барнауле, Ростове-на-Дону. Именно Бландовы построили первый в России молочный завод (на Новослободской улице в Москве). Кроме молочной продукции братья занимались выпуском специализированной посуды для молочной отрасли: владели механической и лудильной мастерской на Старой Божедомке. Но самое ценное, что братья Бландовы, по воспоминаниям соотечественников, «создали и провели в жизнь особую коммерческую этику, которая заключалась в доброжелательности, откровенности ко всем, кто к ним обращался… Всякий сыровар или маслодел, или сельский хозяин, намечавший у себя завести молочное хозяйство, считал необходимым посетить московскую контору братьев Бландовых… Ему давались все сведения по молочному делу, оказывалась и материальная помощь. И все это делалось совершенно безвозмездно, ничего не скрывая; все выкладывалось, как на ладони. Никаких коммерческих секретов и в помине не было...»

Владимир Бландов понимал важность подготовки будущих кадров молочной российской промышленности: он выискивал талантливых учеников, энергичных и влюбленных в молочное дело, брал их под свою опеку. Например, он взял под опеку пятерых деревенских мальчишек из Рыбинского уезда, которые впоследствии вывели российскую молочную отрасль на новый уровень: это братья Николай и Иван Блажины, Василий Смирнов, Александр Шатаев, Александр Чичкин. О последнем хотелось бы рассказать поподробнее. Александр Васильевич Чичкин родился в селе Коприно в 1862 году. В Коприне работала сыроваренная артель и молочная школа, где учился Саша Чичкин. Именно там способного ученика заметил Владимир Бландов и взял под своё покровительство, оплатив его дальнейшее образование. Александр Чичкин окончил Петровскую земледельческую и лесную академию, посещал в качестве вольнослушателя занятия юридического факультета Московского университета, набирался опыта за границей. В 1888 году Чичкин открыл собственный молочный магазин на Петровке в Москве. Торговля пошла успешно, благодаря новому подходу к продаваемому молоку высочайшего качества (в магазинах поддерживалась идеальная чистота и продавалось только свежее молоко, а при закрытии остатки показательно сливались в водостоки). В 1902 году молодой предприниматель имеет уже 28 магазинов в Москве, отделения в Одессе, Санкт-Петербурге, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Екатеринославе, Вологде, а также собственные заводы на Кавказе, в Костромской и Ярославской губернии. На его предприятиях существовала широкая система поощрений, мотивировался добросовестный труд, приветствовалась инициатива. Основной капитал фирмы на 1 июля 1917 года составлял один миллион рублей, общее число сотрудников достигало 3000 человек, треть из них трудились в Москве. Кадры для своих торговых и производственных предприятий Чичкин предпочитал обучать сам (следуя традиции Бландова).

Он заботился не только о профессиональных знаниях обучающихся, но и организовывал для молодых работников посещение театров, музеев. Александр Чичкин был поклонник всего новаторского: активно расширял автопарк своего предприятия (как грузовых, так и легковых автомобилей). Он сам великолепно управлял личным авто, а свой рабочий день зачастую начинал с полета за штурвалом собственного аэроплана, облетая просторы Ходынского поля в Москве. Чичкин оказывал поддержку революционерам, после 1917 года работал консультантом Наркомата торговли СССР, участвовал в организации массового производства ацидофилина, ряженки, был награжден орденом «Знак Почета».

-5

Надо отметить, что Николай Васильевич Верещагин притягивал к себе не только предприимчивых личностей, но и творческих людей. В 1880-е годы к нему в Едимоново приезжали и подолгу гостили художники, писатели. Среди них Валентин Серов (автор картины «Девочка с персиками»), брат Николая Верещагина – знаменитый художник Василий Васильевич Верещагин. Валентин Серов, вдохновившись просторами верещагинского хозяйства, написал живописные полотна «У окна» и «Крестьянский дворик». Брат Верещагина украсил школу оригинальной живописной вывеской. Гости устраивали театральные представления, приглашая на просмотр крестьян. Играли пьесы Л.Н. Толстого, А.Н. Островского.

Вот в таком окружении прошла жизнь великого русского сподвижника, создателя молочной отрасли в России, Николая Васильевича Верещагина. И хотя он не скопил для себя миллионный капитал, как его ученики (Бландов и Чичкин), но в историю отечества он внес бесценный вклад: основал и дал импульс развития российского сыроварения и маслоделия.

-6

(По материалам книги А.В. Гутерца «Николай Верещагин. На благо Отечества»)