Стоит открыть любую подборку карикатур про политику или социальную сферу, и там вы почти наверняка наткнётесь на свинью. Это животное стало универсальным отражением пороков и всего, что есть низменного и гадкого в человеческой натуре. Но почему именно свинья? Почему не гиена, не шакал? Почему именно ей посвящено столько уничижительных народных пословиц и поговорок? И как так вышло, что даже один из самых наивных и трогательных персонажей детской литературы, милый поросёнок Пятачок, стал героем карикатур, щедро сдобренных чёрным юмором?
Свинья всегда грязь найдёт
Карикатуристы — люди рациональные. Они ценят своё время и любят понимающую аудиторию, которой не нужно говорить «лопата», чтобы вызвать смех, или объяснять на пальцах, в чём соль той или иной шутки. А для этого нужны стропроцентно узнаваемые образы, которые считываются буквально за долю секунды.
И свинья тут приходится как нельзя кстати, поскольку это готовый набор из глупости, невежества, необразованности, нечистоплотности, жадности, хамства и полного отсутствия манер. Недаром у свиньи всегда «рыльце в пуху», как бы она ни маскировалась.
Когда художник рисует человека с пятачком вместо носа, он тут же низводит персонажа до скотского состояния и активирует в мозгу зрителя пословицу: «Посади свинью за стол — она и ноги на стол». Это метафора хама, который, получив доступ к ресурсам (столу), мгновенно теряет человеческий облик.
Фразы «Наряди свинью в серьги, а она всё в навоз» и «Свинья в золотом ошейнике» идеально ложатся на образы нуворишей в золотых цепях или коррумпированных чиновников в дорогих костюмах. Свиное рыло в таких карикатурах — едкий диагноз обществу, выражающийся в неспособности подняться над животными инстинктами потребления (привет современному карго-культу!).
Особняком стоят меткие фольклорные фразы, ярко характеризующие состояние человека «под мухой»: «пьян как свинья», «напился до поросячьего визга», «нахрюкался» и т.д. Тема пристрастия населения к зелёному змию в нашей стране неизбывна и вечна.
Также существует и чисто техническая причина популярности свиней у художников. Этих животных легко и весело рисовать. Их округлые формы подсознательно воспринимаются как комичные и безопасные, а рыльце и уши без слов передают настроение и выражают спектр чувств от счастья и радости и до агрессии и паники. Кроме того, на рисунках (если только они не чёрно-белые) свиная ярко-розовая шкурка всегда выделяется. Этот цвет инфантилен, невинен и создаёт красноречивый диссонанс, если свинья совершает что-то ужасное или пошлое.
Гусь свинье не товарищ
В политической сатире свинья занимает место одного из самых неприятных персонажей уже не первое столетие. Причина проста: она ассоциируется с корытом и помоями. В массовом сознании политика — дело чрезвычайно грязное, но оно представляет собой не только обретение власти любыми методами, а ещё и доступ к безразмерной и нескончаемой «кормушке», то есть к тем ресурсам, которых лишено большинство. Свинья, пожирающая всё без разбора, чтобы набить себе брюхо, стала идеальной аллегорией коррупции и капиталистической алчности.
Вспомните классические советские карикатуры, на которых капиталист всегда изображался как толстяк, похожий на откормленного борова в цилиндре, сидящий на битком набитом деньгами мешке. Здесь работает пословица «У богатого и свинья умна». Сатира выворачивает эту мудрость наизнанку: богатство не даёт ума, оно лишь делает свинство более масштабным и вызывающим.
Данный образ часто используется для дегуманизации публичных деятелей и политиков, как бы намекая на их «грязную» сущность. Безотказный приём: свинья воспринимается как существо, лишённое души, это только тело и безразмерный желудок, которому всегда мало еды.
Феномен Пятачка
Особое место в карикатурах занимает Пятачок — верный друг Винни-Пуха. И если смешной медвежонок — это ходячая стихия, хаос и бездумное действие, то поросёнок — постоянная рефлексия и тот самый «бисер», который библейская мудрость советует не метать перед недостойными.
Он маленький, боится, сомневается, безуспешно взывает к разуму, но всё равно покорно идёт за своим товарищем, даже если у того в голове опилки. Казалось бы, абсолютно безобидный, честный и вообще сугубо положительный персонаж. Но именно он стал героем тысяч анекдотов и карикатур, часто весьма жестоких. Почему? Во-первых, Пятачок в гениальной озвучке Ии Саввиной — это квинтэссенция наивности и беззащитности. Мультяшный герой представляет собой просто-таки рафинированную интеллигентность и жертвенность.
В циничной действительности такая чистота и «неотмирасегошность» буквально напрашиваются на то, чтобы их испачкали. Вот карикатуристы и помещают Пятачка то в суровые реалии 90-х, то на разборки «новых русских», то в силовые структуры, создавая комический эффект через абсурд и контраст.
Во-вторых, Пятачок, весь из себя такой нежный, — ходячая еда. И это главная тема «свинского» чёрного юмора. В отличие от Винни-Пуха и Кролика, у Пятачка есть фатальное предназначение стать холодцом, шашлыком или тушёнкой. Поговорка «Бог не выдаст, свинья не съест» в случае с Пятачком работает наоборот: даже его лучший друг медвежонок подсознательно воспринимается поросёнком как угроза существованию.
В карикатурах Пятачок часто выступает в роли «маленького человека», который осознает ужас своего положения. Знаменитые шутки, вроде «Винни, куда мы идём?» — «За мясом, свинья!», вовсю эксплуатируют страх предательства. Пятачок — это мы все, маленькие и уязвимые, стоящие перед лицом огромного, равнодушного, голодного мира, который видит в нас только ресурс для пропитания.
Смех как защита от свинства
Но почему мы смеёмся над этими рисунками? Да, они остроумные, но заложенный в них подтекст отнюдь не безобиден. Психологи скажут, что такова наша защитная реакция. Мы не хотим уподобиться свиньям, боимся хамов у власти, неопределённости и ещё, конечно же, страшимся оказаться в роли беззащитных простаков.
Поэтому карикатуры становятся нашими прививками, позволяющими адаптироваться к реальности. Увидев чиновника с рылом вместо лица, мы подсознательно дистанцируемся от него: «Я не такой, я не свинья, а человек». Усмехнувшись над чёрной шуткой про Пятачка и ружье, мы сбрасываем напряжение от собственной уязвимости.
Образ свиньи в русской культуре удивительно пластичен. Он вмещает в себя и абсолютное зло (библейские бесы, вошедшие в стадо), и бытовую глупость («разбирается как свинья в апельсинах»), и экзистенциальный ужас быть съеденным.
Пока человечество не победит жадность, грязь и жестокость, свинья останется главным тотемом мировой сатиры. И, как гласит народная мудрость: «Свинья сдохла, а хрюканье всё слышно» — даже если мы победим конкретных злодеев, само явление свинства, увы, переживёт нас всех.