В этот особняк я мечтала попасть с 2023 года, как он стал открыт для посещения. Но, будучи гостьей Санкт-Петербурга, каждый раз сталкивалась с одними и теми же препятствиями: то билетов нет, то время экскурсии не совпадает с поездкой, то рабочая командировка такая плотная, что уже не до прогулок по городу. И вот, наконец, все сложилось. Я оказалась внутри — в доме, где удивляет буквально все: и сама история его хозяев, и сохранившиеся интерьеры, и особая, трудноуловимая атмосфера места, которое долгие годы было скрыто от посторонних глаз.
Где я покупала билет и сколько это стоит
На экскурсию в особняк Брусницыных я записывалась через сайт «О!собняк». Это групповая экскурсия — до 15 человек.
Билет стоил 2 300Р с человека. Для объекта, который десятилетиями был закрыт, цена более чем адекватная. Проанализировав цены на экскурсию, оказалось, что это сама низкая цена на рынке.
На сервисах бронирования экскурсий — например, Tripster — цены начинаются от 3 599Р с человека, индивидуальные экскурсии — от 25 000Р.
Продолжительность экскурсии — 1 час.
Вход в особняк запрещен лицам, не достигшим 12-летнего возраста и лицам с ограниченными возможностями.
Кто такие Брусницыны?
Брусницыны — купцы I гильдии и одна из богатейших семей Петербурга конца XIX - начала XX века. Особняк купцов Брусницыных расположен на Кожевенной линии Васильевского острова (Кожевенная линия, 27, корп. 1).
В XIX веке это была не парадная часть города, а промышленная зона: здесь располагались кожевенные производства, от которых улица и получила свое название.
История дома началась еще в 1770-х годах. Тогда здание принадлежало вдове иностранного купца Фишера — владелице одного из кожевенных заводов. На первом этаже располагались заводские конторы, на втором — жилые покои.
В 1844 году дом купил Николай Мокеевич Брусницын, крестьянин из Тверской губернии.
Через три года он открыл небольшую кожевенную мастерскую — в ней работали всего 10 человек. Но дело оказалось настолько успешным, что очень скоро Брусницын стал купцом, а мастерская превратилась в крупную фабрику, где трудились уже около 600 рабочих. Их бизнес был не просто прибыльным, а стратегически важным: кожа шла и на армию, и на внутреннее потребление, и на экспорт.
Многие промышленники на его месте переехали бы ближе к центру Петербурга, кожевенное производство — это очень грязное и дурно пахнущее производство. Но Брусницын предпочел жить рядом с фабрикой — так было проще контролировать производство.
Как особняк рос вместе с бизнесом
В 1857 году к дому пристроили дополнительное крыло. В начале 1860-х годов изменили фасад, расширили окна первого этажа и увеличили высоту потолков второго. В 1877 году рядом появился двухэтажный склад.
После смерти Николая Брусницына в 1882 году дом и фабрика перешли его сыновьям — Николаю, Александру и Георгию Брусницыным. В 1884 — 1886 годы особняк перестроили вновь. Архитектор Анатолий Ковшаров спроектировал Ш-образное здание, где каждому из братьев отводилось отдельное крыло.
Тогда же надстроили фасад и вновь подняли потолки второго этажа. Именно этот облик особняк сохранил до наших дней.
Революция, завод и управляющая контора
После революции судьба дома и семьи сложилась показательно для того времени. Предприятие было национализировано. Завод своего профиля не поменял и стал называться Государственный кожевенный завод имени А.Н. Радищева. Никто из братьев не покинул Россию. Им дали право остаться жить в этом особняки, но уплотнили.
— Николай Брусницин, старший брат, умер в 1918 в особняке
— Александр Брусницин, средний брат, продолжал руководить кожевенным заводом, основанным его отцом. В 1919 году его арестовали за контрреволюционную деятельность, но рабочие завода подали ходатайство в его защиту — и через год Александра освободили. В 1924 году он умер.
— Геннадий Брусницын, младший брат, делами завода не занимался никогда, жил отдельно с малоизвестной актрисой петербуржского театра, после революции перебрался в коммуналку со своей избранницей.
Сам же особняк стал собственностью кожевенного завода имени. Внутри разместились управляющая контора и профсоюзный комитет, а кожевенное производство продолжало работать. В 1930-е годы парадные ворота заложили, вместо них появилась проходная и вестибюль в другой части дома.
До Великой отечественной войны все производства работали на тех мощностях, которые организовали еще купцы Брусницыны. И кожа действительно была очень высокого качества. Подтверждение этому, в 1927 году Коко Шанель выпускает знаменитый Аромат Cuir de Russie — Русская кожа.
В 1990-е здание оказалось в упадке, в 2000-е его начали постепенно приводить в порядок. И только с 2023 года особняк официально открыли для экскурсионных групп. У дома есть хозяин — это частное лицо, фамилию и имя которого нам экскурсовод не озвучил. В ближайшее время особняк закроют на реставрацию, так что кто хочет посетить и увидеть все своими глазами, советую поспешить.
Друзья, я вам рассказала вкратце кто такие Брусницыны, историю особняка. Пришло время прогулять по залам, которые дошли до наших дней — нескольких комнат, в основном — в восточном крыле.
Ну что, пойдемте!?
Интерьеры особняка
Итак, мы заходим в дом не через парадных вход, а через черный вход, в советские времена именно через него заходили служащие конторы.
Сразу замечаю над входной дверью советскую символику — серп и молот. Позднее экскурсовод рассказала, что на этом месте красовался фамильный герб Брусницыных.
Мы попадаем в очень темное и неприглядное помещение. Тут начинается у меня тревога, а туда ли я вообще попала? Я то хотела увидеть самые роскошные интерьеры Петербурга, а тут — полностью противоположное. В советские годы в этом помещении выла проходная с вертушками. Все как положено.
Далее мы поднимаемся по облезлой лестнице на второй этаж. Это оригинальная лестница и ею пользовался обслуживающий персонал Брусницыных — лакеи, служанки, повара и т.д.
Далее проходим по еще какому-то странному, страшному и облупившемуся коридору:
Парадная столовая
И вот мы попадаем в Парадную столовую.
Парадная столовая оформлена в стиле Позднего Возрождения. С первого взгляда может показаться, что она полностью отделана мореным дубом. Но это не так. Давайте разбираться: двери, буфет, резные панели деревянные. А вот потолок — это окрашенный гипс.
Все детали здесь подлинные: кованая бронзовая люстра, настенные светильники, резные панели и лепной потолок, окрашенный «под дерево». Двери украшены изображениями бараньих голов — традиционный купеческий символ торговли.
Раньше в центре стоял дубовый стол на 60 человек, сегодня из мебели сохранился только буфет.
Из столовой через потайную дверь можно попасть в бильярдную и Белый зал.
Мы идем в Белый зал
Белый зал
Дальше — Белый зал, парадный танцевальный зал во французском стиле эпохи Людовика XV. Большое количество резьбы по дереву, позолоченной лепнины, медальонов, купидонов — все очень помпезно, пышно, чересчур украшено, чересчур аляписто. Здесь каждый элемент как будто кричит: «В этом доме живут богатые люди, очень богатые люди».
Главное украшение комнаты — это камин из коринфского мрамора, зеркало, люстра с хрустальными подвесками. По большому счету это то, что не смогли вынести из особняка.
Кстати, люстра тоже была помечена гербом семьи Брусницыных, для того чтобы это скрыть, советское руководство кожевенного завода сделало специальные бронзовые вставки — снова с изображением серпа и молота. В этом зале проходили заседания руководства завода и торжественные приемы.
Все это кажется таким нарядным, что создается ощущение театральной сцены.
Я не удержалась, сделала на этом фоне фото.
Гостиная в стиле рококо и рабочий кабинет
Сохранилась и гостиная в стиле рококо — с золотисто-коричневой гаммой, панно, раковинами и фантастическими драконами. Ее первоначальное назначение установить до конца не удалось.
Далее идем в рабочий кабинет хозяина завода.
От былого величия остался лишь мраморный камин и лепнина на потолке. Газета на стенах датирована 1960-ми годами. Значит именно в это время в особняке был проведен советский ремонт.
При советской власти кабинет руководителя тоже находился здесь. В смежной комнате есть ванная комната, но из всех благ сохранилась только раковина. Зато какая красивая!
Далее мы возвращаемся в Белый зал и через него идем в другую анфиладную часть комнат и попадаем ...
Курительная комната
Курительные комнаты в мавританском стиле были во многих домах богатых семей Петербурга начала XIX — начала XX. Это было немое доказательство очень большого состояния человека. Украшение комнаты просто восхищает —восточная роспись, геометрические узоры, куполообразный потолок и надписи арабской вязью — фраза «Хвала Аллаху», повторяющаяся на стенах.
Главное украшение комнаты — люстра в восточном стиле. Искусствоведы Петербурга до сих пор не знают кто автор работы, но единственное могут сказать точно: такой или даже немного похожей люстры больше нет ни в одном особняке Санкт-Петербурга. Правда, она великолепна. Я специально ее сфотографировала включенном и выключенном состоянии.
Мы снова идем в парадную столовую и через нее попадаем в бильярдную.
Бильярдная или красный кабинет
Красный кабинет или бильярдная — это типично мужское пространство. Здесь обсуждали дела, играли в бильярд, отдыхали на кожаных диванах. Люстру над столом можно было поднимать и опускать с помощью специального механизма.
В стенах вмонтированы два шкафчика для хранения бильярдных шаров.
Вся мебель, которая сейчас стоит в красном кабинете, изначально тут отсутствовала. Это мемориальная мебель семьи Брусницыных, но точно не из этого кабинета. Кроме того, этот кабинет лучше всех сохранился, так как советское руководство компании запрещало сюда заходить и большую часть времени помещение было заперто на ключ.
Парадных вход
В конце экскурсии мы наконец-то увидели парадных вход дома — лестницу по которой поднимались хозяева и гости дома. И сразу понимаешь, здесь сделано все, чтобы поразить гостей с первой секунды — много лепнины на потолке и стенах, большие окна, рельефы.
Интересный факт. В советские годы мраморная лестница была закрыта фальшполом, поэтому ее удалось сохранить в хорошем состоянии. А сидела в этом красивом кабинете ... бухгалтерия завода. Вот такой парадокс)
Оранжерея
Это финальное помещение, которое нам показали. Она была отапливаемой и у Брусницыных здесь росло большое количество деревьев и экзотических растений.
Ну а в советские годы у кожевенного завода здесь располагалась химическая лаборатория, все объясняемо — проветривание было прекрасное.
Итоги
Друзья, на этом все. Спасибо, что дочитали до конца.
Экскурсия в особняк Брусницыных — это редкая возможность увидеть парадный и промышленно-купеческий Петербург одновременно, где богатство выросло из реального дела.
За 2300 рублей вы попадаете в дом с длинной и непростой историей, который еще совсем недавно был закрыт для всех.
Если хочется увидеть не попсовый Петербург, а настоящей, сюда точно стоит идти.