1. Что входит в понимание «российские активы»?
2. Что действительно произошло с российскими активами? С правовой точки зрения Россия не имеет права ими распоряжаться, но все еще владеет ими?
3. Какие механизмы есть по лишению права России на ее активы зарубежом? Будет ли это считаться кражей? Будет ли за это какая-то ответственность?
4. Как эта ситуация влияет на граждан страны, в целом на общество?
5. Какие есть перспективы развития у данной ситуации?
С 2022 года ряд зарубежных государств ввёл беспрецедентные ограничительные меры в отношении российских активов, находящихся под их юрисдикцией. Речь идёт как о суверенных финансовых резервах Банка России объёмом свыше 300 миллиардов евро, так и о частных капиталах тысяч физических и юридических лиц. Правовой режим «заморозки» (иммобилизации) данных средств, а также активно обсуждаемая в политических кругах Запада возможность их полной конфискации создают комплекс серьёзных вызовов. Они затрагивают основы международного права, принципы государственного иммунитета, стабильность глобальной финансовой системы и имеют прямое влияние на экономические интересы как государства, так и его граждан.
Профессор кафедры международного частного права и кафедры интеллектуальных прав Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), руководитель Центра правового обеспечения ВЭД, импортозамещения и развития промышленности Бениамин Шахназаров разъяснил разграничение понятий «государственные» и «частные» активы, проанализировал их правовой статус после заморозки, а также прокомментировал возможные юридические механизмы конфискации, влияние ситуации на граждан и перспективы урегулирования.
1. Что входит в понимание «российские активы»?
Термин «Российские активы» в контексте принятых рядом иностранных государств мер по их заморозке предполагает, в первую очередь, государственные активы Центрального банка России - валютные резервы, накопленные Центральным банком России в соответствующих юрисдикциях. При этом к замороженным российским активам относится и замороженный частный капитал, который стоит отличать от замороженных государственных активов. Активы нескольких тысяч российских граждан и компаний подверглись санкциям ЕС, США и ряда других государств. Это меньше, чем размер государственных активов, но также является правовой проблемой, решение которой в ряде случаев как раз возможно и лежит, в частности, в плоскости получения индивидуальной лицензии на возврат активов. Если рассматривать вопрос о заморозке российских активов с формально юридической точки зрения, то необходим анализ законодательства каждого отдельного государства или группы государств, вводящих санкции в отношении России. Так, например, согласно Регламенту Совета Европейского Союза от 17 марта 2014 г. № 269/2014 заморозке могут подлежать и денежные средства, и экономические ресурсы. Обозначенные активы замораживаются, если они принадлежат, находятся в собственности, во владении или контролируются «российскими» физическими или юридическими лицами, организациями или органами, попавшими в соответствующий санкционный список. Таким лицам также не должны предоставляться, прямо или косвенно никакие средства или экономические ресурсы. Стоит отметить, что критерии контроля и владения были уточнены и ужесточены 23 октября 2025 г., когда в упомянутый Регламент ЕС были внесены очередные изменения.
Важно подчеркнуть, что согласно Регламенту ЕС термин «экономические ресурсы» означает любые активы (материальные или нематериальные, движимые или недвижимые), которые не являются денежными средствами, но которые могут быть использованы для получения денежных средств, товаров или услуг; термин «замораживание экономических ресурсов» означает воспрепятствование использованию экономических ресурсов для получения денежных средств, товаров или услуг тем или иным способом, в том числе посредством их продажи, сдачи в аренду или под залог; термин «замораживание денежных средств» означает предотвращение любого перемещения, перевода, изменения, использования, доступа к средствам или распоряжения ими каким-либо образом, которое может привести к изменению их объема, суммы, местонахождения, права собственности, владения, характера, назначения или любого другого изменения, которое может позволить использовать средства, включая управление портфелем; термин «денежные средства» означает деньги, финансовые активы и всевозможные средства, включая, в том числе: чеки, денежные требования, вклады в финансовых учреждениях, публичные и частные ценные бумаги и долговые инструменты, в том числе акции и доли, сертификаты на ценные бумаги, облигации, процентный доход, дивиденды, аккредитивы, коносаменты и т.д.
Таким образом, широкий круг объектов гражданских прав подсанкционного лица, от денежных средств в самом широком понимании (деньги, ценные бумаги, аккредитивы, коносаменты и др.) до экономических ресурсов, включая материальные или нематериальные, движимые или недвижимые объекты прав, подлежат заморозке.
Примечательно, что юридические или даже физические лица, или организация, орган, а также их руководители или сотрудники, которые добросовестно и на основании упомянутого Регламента ЕС замораживают «российские» денежные средства и экономические ресурсы или отказывают в их предоставлении, не должны нести ответственность в любой форме за указанные действия, если не будет доказано, что денежные средства и экономические ресурсы были заморожены или в их выдаче было отказано в результате халатности.
2 . Что действительно произошло с российскими активами? С правовой точки зрения Россия не имеет права ими распоряжаться, но все еще владеет ими?
«Заморозка» российских государственных активов с формальной точки зрения предполагает, что Россия не может ими распоряжаться, в том числе продавать, но остаётся их владельцем. В официальных сообщениях ЕС и США замороженные российские активы также называют «иммобилизованными».
Иммобилизация активов Центрального Банка России стала одной из первых односторонних ограничительных мер, принятых западными странами в отношении России в 2022 году, а под соответствующую «заморозку» попали валютные резервы, стоимость которых согласно последним оценкам, может составлять более 300 миллиардов евро по всему миру.
При этом стоит отметить, что дебаты о том, как использовать иммобилизованные активы для поддержания усилий по восстановлению Украины обострились. Ряд политических деятелей отстаивают законность конфискации активов Центрального Банка России для поддержания Украины на основании односторонних актов своих юрисдикций, как для целей финансирования восстановительных работ, так и для покрытия военных расходов, несмотря на то, что эти активы защищены государственным иммунитетом. Однако мнения среди западных юристов существенно различаются, как и позиции правительств, в чьих странах находятся эти активы. Страны «Большой семёрки» достигли соглашения в октябре 2024 года об использовании доходов, полученных от этих активов, для обслуживания и погашения кредита «Большой семёрки» Украине в размере 50 миллиардов долларов США, в то время как дебаты о законности и связанных с этим рисках использования основного капитала продолжаются. Отмечается, что в отсутствие явного прецедента или неоспоримой правовой базы, политические соображения, такие как изменение политики США, и расчёты понесённых экономических и финансовых рисков, могут играть решающую роль в этих дебатах. При этом важно учитывать то обстоятельство, что соответствующие меры по заморозке российских государственных и частных активов, а также возможной их конфискации не основаны на нормах международного права и вступают с ними в явное противоречие. Единственный релевантный рассматриваемой ситуации механизм закреплен в статье 41 Устава ООН и предусматривает возможность введения Советом Безопасности ООН мер, «не связанных с использованием вооруженных сил», включающих «полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений». Важно отметить, что соответствующего решения Советом Безопасности ООН в отношении РФ принято не было.
3. Какие механизмы есть по лишению права России на ее активы зарубежом? Будет ли это считаться кражей? Будет ли за это какая-то ответственность?
Юридически обоснованных, а также основанных на нормах международного права механизмов ограничения или лишения права России на ее государственные активы в рассматриваемом случае не существует. Но с учетом ярко выраженного политического характера сохраняющейся санкционной риторики отсутствует также действенные стабильные международные механизмы привлечения таких государств к ответственности. Здесь возможно говорить об ответных ограничениях, реторсиях, направленных на обеспечение баланса, восстановление нарушенных прав заинтересованной стороны.
4. Как эта ситуация влияет на граждан страны, в целом на общество?
Российское государство и общество уже довольно давно и системно демонстрирует свою резистентность к такого рода ограничением прав, прямым имущественным ограничениям. Конечно, меры по заморозке активов оказывают влияние на экономические показатели, восприятие экономического климата в отношениях с российскими контрагентами, но с правовой точки зрения стоит акцентировать усилие юристов на комплаенс-процедурах, а также системных мерах по исключению замороженных активов (прежде всего частных) из-под действия соответствующего режима. В частности, на процесс получения индивидуальной лицензии на разблокировку (возврат) активов влияет место, юрисдикция, где заморожены деньги, ценные бумаги инвестора. Так, для того, чтобы получить лицензию на разблокировку активов, в ряде случаев инвестору нужно обращаться либо в Управление по контролю за иностранными активами США (OFAC), либо в Казначейство Бельгии, если активы заморожены в Euroclear, удовлетворяя при этом ряд требований, в частности: заявитель не может находиться под санкциями сам, а в результате выдачи запрашиваемой лицензии ни одно подсанкционное лицо не должно получить доход или выгоду.
5. Какие есть перспективы развития у данной ситуации?
Проблематика заморозки активов и даже обсуждаемой их конфискации беспокоит и зарубежных инвесторов, прямо влияет на инвестиционный климат государств, принимающих такие меры. Так, например, с 2022 г., когда рядом государств были введены меры по заморозке российских активов в совокупном объеме около 300 миллиардов долларов США, как отмечалось выше, за развитием событий следили и продолжают следить во всем мире. 193 миллиардов замороженных евро из этой суммы хранятся в бельгийском депозитарии Euroclear, из которых 180 миллиардов евро принадлежат Центральному банку России. Денежные средства в части доходов от использования обозначенных замороженных активов уже направлялись Украине от ЕС. Но вопрос конфискации именно самих замороженных активов стал активно подниматься в 2025 г., - речь идет об использовании замороженных средств для предоставления кредита Украине. Каких-либо правовых основ у этих мер не имеется. Государства ЕС договориться о соответствующем решении на данный момент не смогли. Бельгия, одна из первых выступает против мер по конфискации российских замороженных активов, опасаясь ответственности за соответствующие меры в случае судебного разбирательства с учетом принадлежности депозитария Euroclear бельгийской юрисдикции. Иностранные инвесторы с разных концов света уже проявляют озабоченность данной риторикой, поскольку и для них возникают новые риски, если будет создан прецедент конфискации российских государственных и частных активов, что не может не сказываться на инвестиционном климате государств, вводящих и обсуждающих соответствующие меры в отношении российских активов. Как отмечалось выше, в отсутствие явного прецедента, а также какой-либо обоснованной правовой позиции по возможности конфискации российских активов, влияние на развитие соответствующих мер могут оказывать исключительно политические обстоятельства и траектории санкционной риторики.