Найти в Дзене
Китай сегодня

Новое (сетевое) поколение китайских режиссеров

Оглавление

Этим материалом мы начинаем цикл статей об истории и самых громких именах китайского кинематографа. И начнем с краткого обзора концепции «поколений китайских режиссеров», без понимания которой будет сложно определить этапы развития киноискусства в Китае. Первым в нашем списке будет «сетевое поколение» — это продукт цифровой эпохи, для которого стриминг, глобальный рынок и молодежная культура являются естественной средой обитания. Они строят новую, коммерчески успешную и технологически продвинутую идентичность китайского кино XXI века. Начнем с них, а затем постепенно будем двигаться к истокам.

Поколения китайских режиссеров

Концепция «поколений режиссеров» в китайском кинематографе — это условная периодизация, разработанная западными киноведами для анализа эволюции китайского кино после основания КНР в 1949 году. Она тесно связана с социально-политическими изменениями в стран. Вот основные поколения:

I поколение (1905–1930-е): Пионеры китайского кино, такие как Чжан Шичуань/
II поколение (примерно 1950-е – 1960-е гг.)
III поколение (расцвет в 1950-е – 1960-е, активность позже)
IV поколение (заявили о себе в конце 1970-х – 1980-е)

Пятое поколение (дебют в середине 1980-х) Выпускники Пекинской киноакадемии 1982 года. Их приход совпал с относительной либерализацией в культуре. Они принесли китайское кино на мировой уровень, сочетая визуальную мощь с глубоким анализом истории и культуры. Представители: Чжан Имоу, Чэнь Кайгэ, Тянь Чжуанчжуан.

Шестое поколение (1990-е — 2000-е гг.) Режиссёры этого поколения начали работать в 1990-х годах и получили название «поколение вернувшихся кинолюбителей» из-за ограниченного бюджета и использования дешёвых средств съёмки. Они часто привлекали непрофессиональных актёров и снимали фильмы вне государственной системы, что сближало их с итальянским неореализмом. Представители: Цзя Чжанкэ, Ван Сяошуай, Лу Сюэчан, Лоу Е.

Шестое поколение (во главе с Цзя Чжанкэ) до сих пор считается последним четко оформившимся «поколением» и остается центральной силой в китайском кино. Режиссеров, пришедших после них, чаще описывают по конкретным творческим направлениям, стилям или просто как «молодых режиссеров» (青年导演).

Таким образом, термин «седьмое поколение» официально не устоялся и является предметом активных споров среди киноведов, критиков и самих кинематографистов. Когда термин все же употребляют, им могут обозначать режиссеров, которые громко заявили о себе примерно с 2010-х годов и отличаются от шестого поколения. Считается, что «седьмое поколение» (Нин Хао, Сюй Чжэн) стали мостом между артхаусом и мейнстримом.

Пока дискуссии ведутся, время не стоит на месте, и на сцену выходят новые яркие авторы и режиссеры, которые закладывают тренды не только в китайской, но и в мировой культуре.

-2

Ключевые характеристики «Сетевого поколения»

  1. Цифровые аборигены: Это первое поколение, которое выросло в эпоху повсеместного интернета, смартфонов и стриминговых платформ. Они мыслят глобально и черпают вдохновение не только из кино, но и из видеоигр, аниме, мемов и YouTube.
  2. Стирание границ между кино и сериалами: Многие из них начинали или успешно работают в сфере интернет-сериалов (网剧), которая в Китае пережила огромный качественный скачок. Для них нет иерархии «кино — высокое искусство, сериалы — низкое».
  3. Платформенное происхождение: Значительная часть этих режиссеров была «воспитана» и взращена гигантскими стриминговыми платформами, такими как iQiyi, Tencent Video, Youku. Эти платформы не только являются дистрибьюторами, но и активными продюсерами контента, формируя спрос и давая шанс новым именам.
  4. Жанровая гибкость и гибридность: Они виртуозно смешивают жанры. Их фильмы могут одновременно быть научной фантастикой, комедией и социальной драмой. Они не боятся экспериментировать с формой.
  5. Фокус на нишевую аудиторию и молодежную культуру: Вместо того чтобы пытаться угодить «всем», они часто создают контент для конкретной, вовлеченной аудитории (поклонники определенных игр, книг, субкультур).
  6. Глобальный успех как первоначальная цель: Многие их проекты с самого начала заточены на международный прокат, особенно в жанрах фэнтези и sci-fi.
-3

Представители и примеры

Хань Цзе (Han Jie) — режиссёр фильма «Двадцать» (2019), исследующего давление социальных ожиданий на молодых женщин в Китае. Картина стала хитом на Tencent Video.
Вэй Шуцзюнь (Wei Shujun) — автор лирической драмы «Первая любовь» (2020), где цифровая коммуникация становится одновременно мостом и барьером между героями.
Шэнь Ян (Shen Yang) — режиссёр короткометражек и веб‑сериалов о поколении Z, экспериментирующий с форматом «экрана телефона» как основным нарративным пространством.
Ли Ифань (Li Yifan) — документалист, исследующий влияние соцсетей на молодёжь; его проекты часто выходят на Bilibili и собирают миллионы просмотров.

-4

Почему же их так сложно определить?

Нет единого стиля: Их творчество не объединено общей эстетикой или темами, как у пятого или шестого поколений.
Индустриальная, а не арт-группа: Они являются частью глобализированной киноиндустрии, а не отдельным художественным движением.
Непрерывный поток: Новые имена появляются постоянно, и границы между «поколениями» стираются.

-5

«Сетевое поколение» — это скорее обозначение смены парадигмы. Это не столько группа режиссеров, сколько новая экосистема кинопроизводства и кинопотребления в Китае.

Обсуждение в группе "Китай сегодня" в VK