Загадка черного короля / Смерть черного короля / Smrt černého krále. Чехословакия, 1971. Режиссёр Иржи Секвенс. Сценаристы: Иржи Марек, Иржи Секвенс. Актеры: Ярослав Марван, Йозеф Блага, Йозеф Винкларж. В СССР – с 1973: 10,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Иржи Секвенс (1922-2008) любил снимать детективы («Загадка старой штольни», «Загадка черного короля», «Попытка убийства», «30 случаев майора Земана» и др.).
… Найден труп инкассатора, деньги пропали. Начинается расследование…
Киновед и кинокритик Валентин Михалкович (1937-2006) писал, что от детектива обычно ждут не социального драматизма, а «хитроумной интриги, лихих поворотов действия, драматизма событий... Не беспокойтесь: все правильно, все так и должно быть. Есть в чешском детективе традиция, ведущая свое начало от замечательного писателя Карела Чапека, от его «Рассказов из одного...» и «...другого кармана». В рассказах этих главной была отнюдь не интрига, а стремление разглядеть, ощутить саму материю людского бытия. Картина Секвенса и Марека — достойное продолжение зтой традиции» (Михалкович, 1974: 7).
Увы, сегодня рядовой детектив «Загадка черного короля» основательно забыт аудиторией и интересен, наверное, только киноведам, изучающим кинематографа ЧССР…
Киновед Александр Федоров
Персональное задание / Дороги мужчины / Cesty mužů. Чехословакия, 1972. Режиссёр Иво Томан. Сценаристы: Иван Гариш, Йозеф Пицек, Иво Томан. Актеры: Карел Глушичка, Карел Бартон, Йозеф Булик и др. Прокат в СССР – с 17 июня 1974: 10,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссёр Иво Томан (1924-1994) большую часть своей карьеры снимал «идеологически выдержанные» фильмы в духе соцреализма («Танковая бригада», «Оружие для Праги», «Персональное задание» и др.).
В боевике «Персональное задание» действие происходит во второй половине 1940-х. Поручик госбезопасности в район проникает в логово бандитского подполья…
Эта рядовая для 1970-х лента сегодня забыта…
Киновед Александр Федоров
Похищение Тимо Риннельта / Дело Тимо Риннельта / Das Verbrechen an Timo Rinnelt und seine Aufklärung. ГДР, 1966. Режиссер Хуберт Хёльцке. Сценаристы: Гюнтер Продёль, Хуберт Хёльцке. Актеры: Вильфред Ортман, Ирма Мюнх, Андре Калленбах и др. Прокат в СССР с 1971 года: 10,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Хуберт Хёльцке (1925-2018) довольно часто снимал детективы. «Похищение Тимо Риннельта» относится к их числу…
…13 февраля 1964 года в Висбадене был похищен семилетний мальчик Тимо Риннельт…
Во второй половине 1960-х «Похищение Тимо Риннельта», поставленное по реальным событиям, горячо обсуждалось в ГДР и ФРГ. Довольно заметным успехом (несмотря на двухсерийность) фильм пользовался и в советском кинопрокате. Однако XXI века об этом детективе почти не вспоминают…
Киновед Александр Федоров
Это я убил / To ja zabiłem. Польша, 1974. Режиссёр Станислав Ленартович. Сценарист Эва Шуманьска. Актеры: Януш Буковски, Мацей Гурай, Иоанна Богацка, Данута Максимович, Ирена Лясковска и др. Прокат в СССР – с 13 сентября 1976: 10,2 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Польше: 0,3 млн. зрителей.
Режиссер Станислав Ленартович (1921-2010) – один из любимцев советского кинопроката («Три старта», «Дневник пани Ганки», «Итальянец в Варшаве», «Полный вперед!», «Красное и золотое», «Это я убил») по причине того, что он часто снимал фильмы для массовой аудитории…
В начале криминальной драмы «Это я убил» в грузовике найден труп молодой девушки…
Скорее всего, Станислав Ленартович снял эту картину под влиянием итальянских политических детективов, пик влияния которых пришелся как раз на первую половину 1970-х. Правда, политики в фильме «Это у убил» не было, но вот визуальные приемы и сюжетные повороты, похожие на разного рода итальянские «следствия» и «обвинения» были…
Киновед Александр Федоров
Меморандум Квиллера / The Quiller Memorandum. Великобритания, 1966. Режиссёр Майкл Андерсон. Сценарист Гарольд Пинтер. Актеры: Джордж Сигал, Алек Гиннесс, Макс фон Сюдов, Сента Бергер и др. Прокат в СССР – с 15 ноября 1971: 10,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Майкл Андерсон (1920-2018) за свою долгую карьеру поставил десятки зрелищных фильмов с участием кинозвезд разных континентов («1984», «Вокруг света в 80 дней», «Меморандум Квиллера», «Бегство Логана», «Смерть среди айсбергов», «Марсианские хроники», «Морской волк» и др.).
В детективе «Меморандум Квиллера» двое британских агентов убиты неонацистами в Западном Берлине. Агент Квиллер послан британской разведкой, чтобы расследовать дело…
Кинокритик Станислав Зельвенский считает, что «Меморандум Квиллера» — «чудесный образец волны шпионского кино, в основном английского, которая возникла в середине 60-х как альтернатива бондиане и ее подражателям. Это и сериал о Гарри Палмере (первые две части, по крайней мере), и «Кремлевское письмо», и, конечно, экранизации Ле Карре: «Шпион, который вернулся с холода», «Дело самоубийцы» и так далее. Алек Гиннесс, будущий канонический Смайли, появляется в «Меморандуме» в короткой, почти пародийной и при этом отчетливо зловещей роли — объясняя Квиллеру его место в пищевой цепочке на примере двух кексов и изюминки.
В мире этих фильмов почти нет пистолетов (Квиллер оружие не носит принципиально) и тем более гаджетов. В нем лондонское начальство непрерывно пьет чай — посылая кого-нибудь на смерть в перерыве между глотками. В нем главное — ритуалы: Квиллер под конец уже не выдерживает и пытается прервать нудный кодовый обмен сигаретами при встрече с очередным связным; что характерно, многие из этих людей даже не курят. В нем хорошие от плохих отличаются разве что акцентом. В «Меморандуме», правда, по ту сторону не советские коллеги, как обычно, а нацисты, безусловное зло — и фон Сюдов отвратительно хрустит костяшками пальцев, но все равно остается равным противником, аттестующим себя «немецким джентльменом», зеркальной копией английского джентльмена Гиннесса.
Это жизнь, из которой словно выкачали эмоции — остались одни интересы. Поэтому никому нет нужды повышать голос. Зловещие неонацисты не вскидывают руки и не кричат о тысячелетнем рейхе: это мужчины с неинтересными лицами, в мятой одежде, безучастно наблюдающие за метаниями героя — ровно так же, как приставленный начальством «хвост». В лучших сценах фильма они просто ходят за Квиллером по пустынным берлинским улицам, как зомби, и именно тогда он понимает масштаб заговора: то ли их нет вовсе, то ли они повсюду» (Зельвенский, 2015).
Зрители XXI века и сегодня вспоминают этот незаурядный фильм:
«Солидный актёрский ансамбль, хорошая музыка, насыщенные колористичные съёмки, Берлин 1960-х хорошо показан, завораживающая концовка, удаляющаяся спина главного героя, взгляд Сенты Бергер и её мысли о несостоявшейся жизни, прекрасная музыка, лейтмотив сентенции Джона Ле Карре: " Шпион всегда одинок", и с этим ничего не сделаешь» (Дейтон).
«С главной ролью - агента Квиллера, прекрасно справляется Джордж Сигал. Конечно, его игра не дотягивает до пятерки лучших мужских ролей 1966-го года, но все равно, остается очень свежее позитивное впечатление. Зента Бергер… сексуальна и привлекательна. Собственно, именно это от нее и требовали продюсеры. А вот участие Макса фон Сюдова реально усилило фильм. На фоне легкомысленного внешне ироничного Джорджа Сигала… Сюдов создает мрачный сухой образ. Тем самым синергетически идеально дополняя Сигала. Дополнительно я бы отметил замечательную режиссуру и музыку. Это один из самых лучших фильмов о борьбе с неонацистами, из числа всех что я видел… А финальная сцена с Зентой Бергер и Джорджем Сигалом по напряженности может сравниться разве что, с дуэлями в фильмах Серджо Леоне. … В итоге: это простой жанровый фильм, который очень качественно сделан и смотрится с большим интересом» (Киберло).
«Первый раз я посмотрел «Меморандум Квиллера» в 1974 году. … фильм очень запомнился… Как же, сколько интересных деталей и сюжетных поворотов... А логово нацистов… Причем, не такое, как неестественно-карикатурно его изображали голливудские ленты или ура-патриотичные фильмы-агитки эпохи СССР про Великую Отечественную. Умный, проницательный герой Макса фон Сюдова здесь, скорее, больше сродни нашему Мюллеру-Броневому. … Ну, и главный персонаж - Квиллер в исполнении Джорджа Сигала… Отличное кино. Оно не устареет и через 100 лет» (Грозмани).
Киновед Александр Федоров
Туманная ночь / Nebelnacht. ГДР, 1969. Режиссер Хельмут Ницшке. Сценарий: Хайнер Ранк, Хельмут Ницшке. Актеры: Петер Боргельт, Гюнтер Шосс, Ханньо Хассе и др. Прокат в СССР: 10,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Хельмут Ницшке (1935-2025) любил снимать детективы, и «Туманная ночь» 0дин из них.
В детективе «Туманная ночь» в автокатастрофе гибнет мотоциклист… Полиция начинает расследование, которое доказывает, что это было преднамеренное убийство…
Увы, сегодня этот детектив забыт – и зрителями, и киноведами…
Показания фотографа / Nachttresor. ГДР, 1973. Режиссер Томас Витте. Актеры: Юрген Фрорип, Зигрид Гёлер, Эцард Хаусман и др. Прокат в СССР: 10,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Еще одна часть детективного телесериала «Телефон полиции 110», попавшая в советский кинопрокат.
..Полицейские распутывают дело об ограблении инкассаторской машины…
Этот ничем не примечательный детектив сегодня основательно забыт зрителями…
Киновед Александр Федоров
Невинные убийцы / Ártatlan gyilkosok. Венгрия, 1973. Режиссёр Золтан Варкони. Сценаристы: Дьюла Маар, Петер Зимре. Актеры: Петер Хусти, Бела Эрней, Йожеф Кауцки, Ласло Козак и др. Прокат в СССР – с 31 марта 1975: 9,9 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Венгрии: 0,3 млн. зрителей.
Режиссер Золтан Варкони (1912-1979) начал снимать фильмы еще в начале 1950-х. Из поставленных им пятнадцати кинолент в советский прокат попали (довольно редкий случай!) почти все («Чёрный алмаз», «Невинные убийцы», «Похищение по-венгерски», «Звёзды Эгера», «Венгерский набоб», «Судьба Золтана Карпати», «Сыновья человека с каменным сердцем», «Фото Хабера», «Три звезды», «Катастрофа», «Соляной столб» и др.).
В детективе «Невинные убийцы» двое студентов решили разыграть режиссёра и предложили ему сценарий с убийством…
В год выхода этой ленты в советский кинопрокат кинокритик Михаил Белявский (1904-1982) писал о ней так:
«Детективы бывают разные. И о разведчиках, и о грабителях. Об умелых следователях и не менее умелых убийцах, которых на преступление толкают мотивы самые разнообразные — политические, корыстные, либо сложные душевные переживания, как возвышенные, так и низменные. Ни к одной из подобных разновидностей «Невинные убийцы» не относятся.
Необычны, прежде всего, его герои — в основном... работники искусства. Это двое студентов, решившие предложить известному кинорежиссеру оригинальную тему для сценария и явившиеся с этой целью к нему на загородную дачу. … Итак, выдуманная история становится действительностью. А события, показанные нам дальше, на поверку то и дело оказываются вымыслом, который не отличишь от действительности.
Создателей фильма интересует, прежде всего, поведение студентов, которым под тяжестью улик все труднее и труднее становится доказывать свою непричастность к убийству. Тем более, что ни они, ни следователь не знают о существовании тех двух, которым так понравилась ценная коллекция монет (кстати сказать, исчезнувшая). Но и зрители, подозревающие вторую пару, вскоре начнут сомневаться в своих предположениях, ибо появится еще один «кандидат» в убийцы...
Да, необычные, сложные, тонкие комбинации разыгрываются перед нами в этом детективе, который, пожалуй, можно было бы определить, с одной стороны, как интеллектуально-психологический, а с другой — как детектив-фантазию что ли. Ибо в конце концов оказалось, что все вариации, неожиданные ходы в развитии действия рождены творческой фантазией участников этой истории. Однако фантазия, выдумка, розыгрыш закончился весьма плачевно — трагической смертью двух персонажей Кого именно? И почему? Ответы на эти вопросы вы получите только в заключительных кадрах фильма» (Белявский, 1975).
Зрители XXI века иногда вспоминают этот фильм:
«У студентов странный возраст. … Кто те самые невинные убийцы? Великовозрастные шалопаи или члены съёмочной группы с режиссёром во главе? Логически название фильма можно отнести как к тем, так и к другим. Раньше казалось, что студенты. Теперь сомневаюсь. Венгрия уверенными темпами строит социализм, а какой-то режиссёришка проживает в особняке. Студенты разъезжают на капиталистическом "Ситроене". Вообще весь фильм проникнут некой буржуазностью. Хотя раньше это вроде бы не замечалось. Слишком увлёк сюжет. До мурашек по коже» (Вадим Ж.).
Киновед Александр Федоров