Найти в Дзене
Павел Шипилин

Сферы влияния России

5 декабря была опубликована стратегия национальной безопасности США, а круги расходятся до сих пор. Например, буквально вчера стало известно, что канцлер ФРГ Фридрих Мерц вдруг признал: годы Pax Americana ушли в прошлое, придется строить Германию с нуля. Канцлер ФРГ назвал новую реальность тектоническим сдвигом.

Нельзя сказать, что в новой американской доктрине так уж много открытий. Еще в свой первый президентский срок Дональд Трамп, ежегодно открывая Генассамблею ООН, постоянно говорил о войне, которую он объявил глобализму, и о своем уважении к патриотизму. Объяснял собравшимся, что очень любит Америку и понимает тех, кто так же беззаветно любит свои страны. Однако стратегия национальной безопасности, в отличие от риторики, — это документ, который выражает не столько мнение одного человека, сколько вектор, по которому будет развиваться государство в ближайшие годы. То есть коллективное творчество всей команды нынешнего хозяина Белого дома.

Многие обратили внимание, что Дональд Трамп как бы сформулировал «доктрину Монро-2025». С важным отличием от той, 200-летней давности: Соединенные Штаты не замыкаются в западном полушарии, а лишь объявляют его зоной своих интересов, куда никого не пустят. Но в дела остальных регионов мира Вашингтон вмешиваться не перестанет.

Значит, остальным сверхдержавам предстоит определять свои сферы интересов и сталкиваться в борьбе за них с остальными двумя, прежде всего с США.

По мне так одна сфера интересов России вполне очевидна — постсоветское пространство. Оно как Южная Америка для США — чужих здесь быть не должно. Ни американцев, ни европейцев, ни даже китайцев. Впрочем, с присутствием в бывших советских республиках КНР смириться пока можно, поскольку Поднебесная явно не вынашивает милитаристских планов, в отличие от Запада.

Вторая важная сфера влияния — Европа, как бы странно это сегодня ни звучало. Даже ярый русофоб Мерц сообразил, что раз Америка планирует бросить на произвол судьбы своих верных вассалов, то надо где-то искать энергоресурсы. Нет никаких сомнений, что если не нынешнее поколение европолитиков, так следующее придет на поклон к Кремлю с просьбой восстановить поставки нефти и газа. Иначе Евросоюзу конкуренции не выдержать и достойный уровень жизни своему населению не обеспечить.

Готова ли Россия активно работать в своих сферах влияния, восстанавливать разрушенные экономические, политические и даже военно-технические связи, например, в бывших союзных республиках? Хороший вопрос. По-моему, пока нет. Почему-то Москва смиренно ждет, когда изменится настроение жителей Центральной Азии, Закавказья, в Молдавии, на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Само, без участия метрополии. Как произошло в Грузии.

Но на мой взгляд, Грузия — это скорее исключение из правил. Не стоит рассчитывать на случайность. Россия должна активно вмешиваться в дела государств постсоветского пространства, благо что возможностей и поводов они дают предостаточно. Ибо Запад, в отличие от Кремля, при всем желании не сможет решить проблему дефицита воды в Казахстане и Узбекистане, регулярно закупать в достаточных количествах вино и фрукты в Молдавии, молочку и рыбные консервы в Прибалтике, а также обеспечить работой таджиков и киргизов. Да и на грузинские пляжи европейцев и американцев ни за что не заманишь, разве что несколько сотен любителей экзотики. Не привык Запад ни к местным продуктам, ни к сервису. И никогда не привыкнет.

А вот российское 150-миллионное население способно решить многие проблемы экс-республик СССР. Грех этим не воспользоваться. Тем более что Соединенные Штаты сами предлагают поделить мир на сферы влияния.

Как думаете, в Москве призыв услышали?