По разным оценкам, сегодня в России эксплуатируется около 2,5–3 ГВт установленной мощности ЦОДов, из которых 70–90% сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Это приводит к росту капитальных затрат: стоимость земли и подключения в агломерациях увеличивает бюджет проектов на 20–40% по сравнению с регионами. Одновременно растёт нагрузка на энергосети, где свободные резервы ограничены.
План правительства — удвоить количество ЦОДов к 2030 году — означает потребность минимум в дополнительных 2–3 ГВт мощности. При средней стоимости строительства 1 МВт ЦОДа на уровне 120–180 млн руб. речь идёт о совокупных инвестициях частного сектора в 250–400 млрд руб. Бюджет нацпроекта таких объёмов не покрывает, поэтому ставка делается на снижение нефинансовых барьеров для увеличения рентабельности инвестиций.
Создаваемая под эгидой Минцифры и Аналитического центра платформа должна сократить сроки реализации проектов. Сейчас от выбора участка до подключения к сетям проходит 3–5 лет. Централизация данных по земле, энергомощностям, ВОЛС и обременениям потенциально сокращает этот цикл на 12–18 месяцев, что эквивалентно экономии до 10–15% от капитальных затрат.
Для государства ключевой эффект — управляемость. Сведение информации о частных ЦОДах в единую систему позволяет координировать их размещение с энергобалансом и магистральной инфраструктурой, а также снижать риски избыточной концентрации.
Без ЦОДов разговоры о цифровой экономике, ИИ и данных не имеют практического смысла. Вычислительные мощности — это базовая инфраструктура шестого технологического уклада, ровно так же как железные дороги стали основной инфраструктурой индустриализации. Алгоритмы и платформы всегда вторичны по отношению к физическим мощностям, измеряемым в мегаваттах и точках подключения.
Поэтому важно, что правительство это понимает и работает именно с инфраструктурой, а не только с конечными продуктами. Переход к системному развитию вычислительных мощностей и снижению барьеров для частных ЦОДов — признак зрелого подхода: сначала фундамент, потом надстройка.