Аленький Цветочек пошли смотреть в Театр Пушкина, чтобы а) посмотреть «Аленький цветочек» (в программе 4-го класса по литературе его проходили как раз вот-вот) и б) чтобы посмотреть на театр Пушкина.
Театр оказался камерным и очень маленьким. Почему-то я его представляла несколько больше. Нет, он небольшой, очень уютный, с небольшим музейчиком, который можно посмотреть в антракте/антрактах.
Пафосные туалеты меня впечатлили – мыло, крем для рук, золоченые рамы, девочки в вечерних платьях крутятся перед зеркалом. Слышался хруст вафель и чавканье мандаринками – детям раздали новогодние подарки.
В фойе перед спектаклем играл чудесный квинтет – это было, пожалуй, лучшее выступление на тот день. С удовольствием послушали ребят.
Сам спектакль мне не понравился и, пожалуй, это первый спектакль из всех виденных за последнее время, который я не советую никому.
Позиционируется, как 0+ и зал был полон малышей. При этом все действо длится два с половиной часа (с двумя антрактами). Два с половиной часа, Карл! Я устала к первому антракту. Дети уже в середине представления начали бегать в проходах и орать. А кашлять они и не переставали вместе с родителями с самого начала. Осуждаю!
«Легендарный спектакль» внесен к книгу рекордов России, как «самый продолжительно идущий детский спектакль». Премьера состоялась 30 декабря 1950 года. В январе 2011 года был сыгран в 4000-й раз. И это я прочитала уже в антракте, но ещё до того у меня было стойкое впечатление, что я вернулась в детство. И это сейчас не комплимент. Лубочные деревянные какие-то невероятно простецкие декорации, смена которых происходила путем «эй, опустите там занавес и включите музыку погромче». Актерская игра «из детских утренников», когда актеры тупо горланят со сцены, не пользуясь микрофонами. Костюмы авторские и призваны подчеркнуть «красоту русского наряда», и я охотно верю, что преследовалась именно эта цель. Плюс, надо во всем делать скидку на то, что это – детский спектакль, потому что и типажи-роли, и цвета, и вообще всё заточено под упрощение. Но общее впечатление от всего действа лично у меня осталось «ну, такое», Нанафталиненный бабушкин сундук. Я зачем-то очень хорошо помню «Крошечку-хаврошечку» Казанского театра кукол и не могу не сравнивать. Хаврошечка – прекрасна и гениально проста. А это было просто плохо.
«Аленький цветочек», если читать сказку Аксакова – довольно камерная история. Сколько там персонажей? Три сестры, папенька да Чудище заморское. Плюс массовка для батюшкиных обозов и всяческих басурманов, которые напали на караван (после чего батюшка и попал в замок Чудища). Всё.
Массовку можно вынести за скобки – мне кажется, сама концепция театра не предполагает наличие большого количества людей на сцене. Но труппа у театра больше 5 человек, кушать охота всем, понимаю. Поэтому сюжет был здорово переработан, в историю, которая сама по себе и символична, и достаточно сложна в смысловых планах, были добавлены три линии.
Первая – с помощниками батюшки в количестве двух человек. Один был совсем не запоминающимся и эпизодическим, Второму было отдано целое пространство для похвальбы, трусливости и предательства. Именно он сбежал в лесу, оставив купца без товарища и корабля. Именно он хвастался, что всех победил потом.
Вторая – с Бабой Ягой, Лешим и Кикиморой, которые являлись антагонистами и трикстерами, были условными «хранителями» Аленького цветка и всячески пакостили по ходу (мои зубы скрипели от этого налета детских утренников).
И третья – с нянькой купеческих дочек, которая по ходу превращалась в голубя, а Баба Яга – в няньку.
Именно Баба-Яга перетянула на себя одеялко «чудовищности» и стала подстрекателем в замке Чудища, подбив Аленушку – дочку младшую, вытребовать у Чудища показаться со своей безобразной личиной. Изгадив таким образом всю идею сказки, в которой Младшая дочь, самая любимая, прониклась светлой душой Чудища и сама без всяких сторонних помогаек приняла решение увидеться с ним. В спектакле этот момент «не выстрелил» и ни к чему не привел.
Ещё момент, когда Баба-Яга стала «козлом-провокатором», случился в доме купца, когда именно она подбила сестер задержать Аленушку и не дать ей вернуться вовремя к Чудищу. И опять вместо посыла «люди сами творят всякое непотребное, ибо подлы они и жадны без меры», тут есть сторонняя «злая бабка». Да, ладно! Сестры сами были всегда завистливыми курицами – справлялись без помощников. Зачем было нужно создавать трикстера?
Для себя я ответила, что это сделано для лучшего понимания детьми сюжета, но а) когда в сюжете выхолащивается всё человеческое, а все людские пороки и достоинства списываются на «вон ту злую тетку» - это очень некрасивый манипулятивный прием, и б) оставляется вся токсичная срань* из серии «я тебя не отпущу, Аленушка, потому что я сильно тебя люблю и жизни мне без тебя нет» - аааа, меня от этого созависимого говнища и в сказке бомбило, а тут на фоне того, что остальное отдали на откуп Бабе-Яге – в два раза активнее.
Я понимаю, что Баба-Яга, нянька, Леший и Кикимора и помощники Купца (эти хоть и совершали пустые телодвижения, но хрен с ними) – это плюс 6 строчек в зарплатной ведомости, но и Аксаков с его ключницей Пелагеей вертелись там, где они находились, и я в кресле ёрзала, и толпа детей разносила партер.
Это очень затянуто. Мне было пипец скучно. А если выкинуть лишнее и всю эту самодеятельность, то спектакль прекрасно упаковывается в 1,5 часа с одним антрактом.
Дальше. На сайте написано, что это «обновленный спектакль». Я так понимаю, что обновляли за счет спецэффектов. Но от выстрела пищали в лесу, вздрогнул весь зал. Лучи поноса в карму режиссеру и тому, кто там ведает такими спецэффетами! Остальные «современные технологии» в виде подсветки на болоте, пыщь-пыщь искрами во время «битвы на мечах» и прочие мелочи на общем фоне того, что мне не понравилось, просто затерялись.
Неплохо выкрутились с «невидимыми слугами». Всё действо происходило в темноте и леди, одетые в темное, поднимали то ковш, то пирог. Они были заметны, но бох, с ними, это детский спектакль. Тут можно закрыть глаза.
Чудище играл Артем Ляшенко и мне было очень интересно, как его изобразят. Но этот заморский монстр был похож на собаченьку породы комондор и вызывал больше выброс серотонина, чем страх. Так что Аленушка могла хлопнуться в обморок только от общей милоты. И неухоженности – помыть бы Чудище надо было и расчесать как следует.
Игра актеров на фоне общей накакущести, вполне соответствовала происходящему. Аленушка (Татьяна Романова) была неплоха. Но когда она начала причитать, что очень уж хочется ей домой встречать коров, мы коллективно икнули. Купеческой дочери? Встречать коров??! Правда?!
Мальчик-помощник Антон (Василий Бобров) был тоже задорен. Няня (Наталья Корогодова), Баба-Яга (Сергей Миллер) и нечисть (Кикимора – Екатерина Рогачкова и Леший – Александр Анисимов) – вполне играли, без вопросов. А вот гримерам я бы руки поотбивала, ибо грим был наложен халтурно: накладки на носы и подбородки отваливались, и края масок были видны щелями. Я понимаю, что спектакль для очень невзыскательных зрителей, но нельзя же так!
Почему из двух старших сестер (Капа – Валерия Ёлкина и Фиса – Елизавета Кононова) сделали карикатурных матрёшек, типажи которых были слизаны то ли из «Морозко», то ли ещё откуда – я не поняла. Если актеры своей игрой не смогли донести образ настолько, что пришлось добавлять пришепетывание (такая себе Нина Соломатина с орехами за щеками получилась) – ну, такое. В результате, обе сестры в первом действе – а они ещё и петушков на палочке сосали для пущего эффекта – говорили настолько невнятно, что я только догадывалась, что они там мямлят на сцене.
Лучше всех играл папенька купец (Андрей Сухов). Но он не спалась историю, да и по сказке я его недолюбливаю: ссыкливо и хитрожопо отправил доченьку любимую на остров к чудищу заморскому, перед этим сорвав у для доченьки любимой аленький цветочек красоты неземной. Фрейд рыдает в стороне и грызет ногти от зависти.
Ой, всё.
P.S. Музыка Александра Метнера прекрасна!
*тут я очень пыталась подобрать слово вне обсценной лексики, поэтому пусть будет это.