Найти в Дзене
Максим Эверт

Почему Парнас — это плохо?

Санкт-Петербург - как большой столичный город, привлекает множество приезжих из других частей страны. В современных реалиях рынка, не каждый может позволить себе поселиться в доме исторической застройки. Выбор многих падает на доступные районы «человейники» на окраинах, самые известные - Мурино, Кудрово, Парнас. На фоне остальных Парнас выделяется тем, что находится в пределах КАД и Административных границ Санкт-Петербурга (в отличие от Мурино и Кудрово) и имеет свою станцию метро (в отличие от Кудрово). Этих факторов бывает достаточно, чтобы выбрать Парнас своим новым местом жизни. Но меняет ли это суть проблемы? Проблемы районов-муравейников похожи – транспортная недоступность, перенаселённость, хаотичная застройка, ужасная городская среда. Люди, выбирающие Парнас своим местом жизни, часто закрывают глаза на все недостатки, даже нахваливают район в интернете или знакомым. Сразу у нескольких социальных групп часто нет альтернативы в выборе места – молодые семьи, приезжие, мигранты. По
Оглавление

Санкт-Петербург - как большой столичный город, привлекает множество приезжих из других частей страны. В современных реалиях рынка, не каждый может позволить себе поселиться в доме исторической застройки. Выбор многих падает на доступные районы «человейники» на окраинах, самые известные - Мурино, Кудрово, Парнас. На фоне остальных Парнас выделяется тем, что находится в пределах КАД и Административных границ Санкт-Петербурга (в отличие от Мурино и Кудрово) и имеет свою станцию метро (в отличие от Кудрово). Этих факторов бывает достаточно, чтобы выбрать Парнас своим новым местом жизни. Но меняет ли это суть проблемы?

Проблемы районов-муравейников похожи – транспортная недоступность, перенаселённость, хаотичная застройка, ужасная городская среда. Люди, выбирающие Парнас своим местом жизни, часто закрывают глаза на все недостатки, даже нахваливают район в интернете или знакомым. Сразу у нескольких социальных групп часто нет альтернативы в выборе места – молодые семьи, приезжие, мигранты. Подобным положением дел пользуются застройщики (или провоцируют его сами) – создавая огромный массив застройки, не соответствующий достойным условиям жизни или среды.

История

В далекие времена район Парнаса был владением графов, местом их дачных поместий. В этот период район получил историческое наименование от названия горы в парке Шувалова. В советское время в этой местности добывали торф, в связи с этим появилась железная дорога. Становление в будущую промышленную зону стало делом времени.

С конца 90-х годов Парнас включили в административные границы Санкт-Петербурга. Начали вынашиваться планы по застройке. Под это уже в 2006, в чистом поле была открыта самая северная станция метро в России. В 2009 строительство начал «Главстрой-СПБ». В планах было на площади в 270 гектаров возвести около 2,7 млн квадратных метров жилья рассчитанного на 80 тысяч жителей. Сдали первую очередь жилого комплекса «Северная Долина» уже в 2010. Жилье здесь пользовалось большой популярностью, причин называют две – доступные цены и близость к метро.

Современный Парнас уже сформировавшийся жилой массив, до самых границ города наполненный многоэтажками. Последнюю очередь домов Главстрой сдал в 2024 году.

Инфраструктура

Транспортная доступность фактор, который многие называют главным плюсом района, причина – своя станция метро. Её пассажиропоток 30 тысяч человек в день - последние данные есть лишь за 2021 год – нынешние показатели должны быть ещё выше, так как в 2022 году метрострой заявлял о добавлении новых турникетов для увеличения пропускной способности. Так человеческие заторы в часы пик возможны, но не так ужасны как на «Девяткино».

Сомнению скорее можно подвергнуть тезис о пешей доступности метро. Парнас - настолько разросшийся район, что для жителей домов последних очередей фраза про «пешую доступность» покажется издевкой. Приходится использовать наземный общественный транспорт. Здесь высочайшая плотность населения играет роль. В часы пик вы с трудом протолкнетесь в автобус. Периодичность хода общественного транспорта не соответствует нужным показателям. Автобус может забиться и в обычные часы.

Обычная картина даже не в час-пик
Обычная картина даже не в час-пик

Если вы пользователь автомобиля - головной болью может стать попытка просто выехать из Парнаса. Дело в местоположении района - он как бы находится на отдельном «острове» от остального города. Никак не включен в городской ландшафт, отделённый от всего железной дорогой, трассой и промзоной. Выехать можно только по узкой дороге либо в сторону «Проспекта Просвещения», либо в сторону КАДа. Недавнишнее открытие Толубеевского проезда для автомобилей должно слегка разгрузить транспортные развязки хотя бы внутри района, но проблема заторов на выезде и отрезанность от остального города останется прежней.

Даже из-за небольшая авария на выезде, может парализовать весь район
Даже из-за небольшая авария на выезде, может парализовать весь район

Средняя этажность на Парнасе 25-27 этажей - на одном этаже в подъезде от 6 до 14 квартир. Однажды мне нужно было приехать к знакомому, который живет на Парнасе. Я опешил, когда он написал мне номер квартиры - 3214! Только представьте какая здесь плотность населения. Подобные цифры, вызванные в первую очередь жадностью застройщиков, одна из ключевых проблем всего района. Перегружена, как социальная инфраструктура, так и даже малый бизнес.

За наличие школ и детсадов отвечает застройщик и стоит отдать должное, обещанные объемы строительства выполняются. Хотя полностью покрывать потребности не удаётся – количество детей в первых классах может доходить до 38 человек, а литера класса до буквы «К». В 2018 из-за страха не успеть занять место в очереди родители стояли перед стенами 482 школы всю ночь. Часто приходится отдавать детей учится в школы на Проспекте Просвещения.

Похожее вынужденное решение принимается и в вопросе здоровья. Проблему катастрофической нехватки поликлиник должно было решить открытие двух новых учреждений - детской и взрослой поликлиники на Толубеевском проезде. Немного облегчив жизнь в логистическом плане, попасть ко врачу по-прежнему возможно только через огромную очередь и длинную запись.

Стоит также отметить, что де-факто на Парнасе нет своего полицейского участка. Обслуживает район отдел полиции №58, который опять же находится на Проспекте Просвещения.

Социальная обстановка

Другая проблема, вызванная плотностью населения – социальная. Некоторые жители находят даже плюсом, что они «не видят соседей». «В подъезде несколько входов, лифтов тоже много, с соседями почти не пересекаюсь – какое счастье!». На самом деле именно эта изолированность больше всего приближает Парнас к уже надоевшему штампу «гетто».

Подъезд в доме на улице Архитектора Белова, 6к5 (Застройщик ООО "П1")
Подъезд в доме на улице Архитектора Белова, 6к5 (Застройщик ООО "П1")

Когда вы не знаете кто живет в вашем доме, на этаже, или даже за стенкой – это рождает максимально маргинализированную обстановку. Петербургу хорошо знакома проблема казино и борделей. Если обратить внимание, то подобные нелегальные заведения часто появляются именно в новостройках, так как там меньше шанс быть замеченными – огромный дом, никто друг друга не знает, большинство жителей квартиросъёмщики которые скорее потерпят и съедут, чем будут иметь «проблемы» с этим.

Тезис о том, что Парнас «гетто» или «будущее гетто», не только технически неверен, но и сильно преувеличен. Маловероятно что Парнас когда-либо будет заселен только маргиналами или мигрантами. Но и говорить о том, что на Парнасе живут исключительно приличные молодые семьи далеко от истины. Отсутствие социального капитала будет привлекать только больше сомнительных личностей и предприятий.

Городская среда

Благодаря почти полной монополии одного девелопера, район весьма единообразен, но делится на две зоны: дома первых 5 очередей и остальной «глубокий» Парнас. Разница в них заметить легко. С домами в пешей доступности от метро застройщик не заморачивался – в них практически отсутствует благоустройство, зелень или хотя квадратный метр без машины. В глубине – чуть лучше. Больше доступной среды и зеленых насаждений, меньше пространства для машин (есть многоэтажные паркинги) и даже небольшие попытки сделать пешеходные улочки и дворы без автомобилей. Подобную разницу можно объяснить в очередной раз «транспортной доступностью». Для чего стараться если и квадратные метры и так продадутся благодаря доступу к метро? А в остальной части чтобы было что продавать, приходится приложить чуть больше усилий.

Выйти из дома на Парнасе хочется только по большой необходимости. Дворы заполнены машинами, а 25-этажные башни буквально закрывают небо. А если вы или член вашей семьи маломобильный гражданин жизнь превратится в настоящее испытание. Вход в подъезд обычно находится на втором этаже, девелоперы для красоты называют это античным термином – стилобат. Тем издевательски выглядит факт того, что в этих домах много семей с маленькими детьми в коляске. Передвигаться по территории станет продолжением испытания, дело не только в уже упомянутых занимающих все пространства машинах, проектировщики не учли опустить бордюры в местах переходов. От этого чаще страдают велосипедисты и самокатчики, если им, конечно, удаётся преодолеть толпу людей на узких тротуарах бредущих в сторону метро.

Но то, что на улице дискомфортно находится и передвигаться лишь часть большей проблемы: на улице просто нечего делать. На ВСЕЙ территории есть только один сквер, на пересечении улицы Михаила Дудина и Заречной. Летом появилась информация что и его частично переделают в отстойник для автобусов.

Особое внимание хочется обратить на безымянный парк вдоль Заречной улицы. На многих рендерах «Северной Долины», эта территория, занимающая 10,8 гектар, изображена как готовое общественное пространство (с не бросающимся в глаза графиком - "проектируется") - на деле все выглядит вот так (см. изображение). Дикие растения, мусор, остатки «культурного отдыха». Конкурс на проект парка проводился ещё в 2018 году!!! Инвесторами по слухам должны были стать важные лица. Но воз и ныне там. Застройщик, которым является все также «Главстрой», заявляет что сроки в очередной раз меняются «из-за изменений законодательства». Строительство рекреационного благоустройства не в приоритете, так как для продаж достаточно парка, нарисованного в буклете.

Грустно наблюдать как особенно патриотичные местные жители такое положение дел оправдывают. «Ну здесь, зато все магазины есть прямо в доме: продукты, аптека, пивной. Вон ресторан один есть. За домом однажды сцену ставили, приезжала сама Седокова!». Подобным завлекает и застройщик. Однажды на одном продающем сайте я увидел что-то вроде – «…все маркетплейсы прямо у вас во дворе!». В 2025 году сетевой продуктовый и пункты выдачи маркетплейсов существуют даже в небольших деревнях и поселках, но в шестимиллионном Петербурге до сих пор бравируют этим как плюсом, при чем первоочередно. Из положительного местные жители ещё называют бесплатные маршрутки к ТЦ и близость Шуваловского парк.

Как городской ландшафт Парнас выглядит очень отталкивающим местом даже не искушенному глазу. Давит на тебя и планировка улиц, и агрессивная среда, и громады домов. Интересно рассуждать как такая среда влияет на человека. Со взрослым проще – как минимум жить здесь его выбор, пускай иногда и вынужденный, и довольствоваться доступом к продуктовому и пивному его право. Но как быть детям? В дворах моего детства, на первый взгляд скучной советской застройки, все равно находилось много места для изучения, прогулок и разнообразия – любознательность детского ума удовлетворялось сполна, да и в любой момент мы были не оторваны от возможности пойти гулять в «город». Как Парнас может формировать и удовлетворять потребность ребенка в изучение и развлечении?

Заключение

В стремлении выжать максимум из каждого квадратного метра, девелоперы закрывают глаза на градостроительные ошибки и проблемы. Городские власти же закрывает глаза на такой подход, главное – удовлетворена потребность в новом жилье. Житель мирится с этим, ведь для него это единственный доступный вариант. Итог – порочный круг, который ведет нас к деградации городской среды и заточению в четырех стенах внутри бетонных джунглей.

Слово «человейник» даже ближе отражает сущность такого подхода чем может показаться. Пока к городу будет отношение лишь как к площадке для зарабатывания денег, а к человеку как к трудовой единице, которой достаточно магазина с продуктами и станции метро – Город действительно станет больше похож на безликий рой, чем на разнообразное сообщество людей.