1983 год. Узбекистан. Жара плавила асфальт, а меня, помимо летнего зноя, изводила аллергия. Пять месяцев моей младшей дочке, двухлетний сынок, работа в геологической партии, где я, как ценный специалист, чертила карты тушью, – все это сливалось в один бесконечный день.
Мне не дали «посидеть в декрете», пришлось выйти на работу, когда дочери было всего два месяца. Зарплата в 125 рублей казалась смехотворной, но я умудрилась накопить на билеты. И совсем немного денег на скромное житье. Главное – я смогла выбраться к маме в Сибирь, к ее дню рождения. Мама обожала сюрпризы. Я ей, конечно, приготовила подарок .
Прилетели. Устроились. Мама ушла жить к сестре, а мы с детьми расположились в ее квартире.
И вот, однажды, мама, сияя, показывает мне новое платье: "Смотри, дочка, какое я себе на день рождения купила!" Ацетатный шелк, пуговки спереди. Красивое. Я похвалила, конечно.
"Надень, – попросила мама, – мы же с тобой одного размера".
И тут, как гром среди ясного неба:
"Я тебе никогда ничего не дарила, – сказала мама, – а вот это платье хочу тебе подарить".
Я растерялась. Мне было очень неудобно. Отказываюсь, говорю, что в Ташкенте летом в нем жарко, не дышит. Мама обиделась. Пришлось, вздохнув, засунуть платье в чемодан.
На следующий день мама, с печалью в голосе, начала рассказывать, что деньги на это платье ей дала сестра, а теперь она осталась без обновки. И я, конечно, должна ей возместить. Шестнадцать рублей.
Финансы мои были туговаты: билеты были куплены, и последняя 25-рублевка в кармане. Я отдала ей 25 рублей.
"Сдачи нет", – радостно сообщила мама. Продукты мы покупали сами, а мама в это время жила у старшей сестры. Тогда мне было стыдно сказать что-либо. Улетела я в Ташкент с детьми.
Через некоторое время приходит письмо от мамы. В нем она пишет про платье. Мол, раз оно для меня жаркое, а она "от души оторвала", то пусть я вышлю его ей обратно.
Бандеролью отправить не получалось – стоимость содержимого должна быть 3 или 5 рублей, а платье стоило 16. Пришлось покупать ящик на почте. А там были только самые большие. Потом пошла на рынок – курага, изюм, грецкие орехи, почти 10 килограммов. Отправила. Дороговат вышел подарочек, подумала я.
Следующий год. Приезжаю на сессию, заочно училась в ТПИ. Заезжаю к сестре. И тут она, с обидой в голосе: "Вот тебе мама в прошлом году дорогой подарок на день рождения сделала!"
Сестра моя была дама завистливая, но старшая. Мама ее любила, всегда помогала. Я это знала, ну такой уж у них был выбор. А тут еще и от сестры обиды выслушивать.
Я не обижаюсь на родителей. Их давно нет. Хожу на кладбище, вспоминаю только хорошее. Ума дали, это точно. Сама научилась рассчитывать на себя.
Этот случай с платьем – просто смешной пример подарка. Больше она мне ничего не дарила. Квартира сестре ушла, и Бог с ней.
Автор Ирина.