Немного текста об уникальной в мировой практике задаче – озеленении, лесопосадках и формировании эффективной сельскохозяйственной территории на левобережье устья Днепра. О полупустыне Алешковские пески, находящуюся в Херсонской области РФ, на левом берегу реки Днепр.
Это песчаный массив, который включает несколько участков и является одним из крупнейших песчаных массивов в самом центре Европы, рис. 1. В настоящее время песчаный массив Алешковские пески локализован в границах одноимённого парка, однако, до 1960-х годов левобережье Днепра, от Новой Каховки и практически до устья Днепра представляло из себя рукотворную пустыню.
Пустыня была сформирована относительно недавно. В низовьях Днепра на высокой надпойменной террасе пески аккумулировались в период Валдайского, последнего для нашего времени глобального оледенения, а в постледниковое время эоловые отложения закреплял покров степной растительности. Однако, в XVIII и XIX веках в Таврическую степь начали массово завозить овец. Например, барон Фридрих Фальц-Фейн, впоследствии основатель заповедника Аскания-Нова, рис. 1, владел огромными стадами до миллиона голов и в результате перевыпаса разредили и уничтожили растительный покров, освободили пески.
Исчезли виноградники и фруктовые сады, пшеничные поля, значительные лиственные леса - дуб, клён, граб, липа, осина, берёза, высокие сочные травы и озёрное рыбоводство. Ветровая эрозия, как это сейчас происходит в Сахаре, дала им возможность расширяться. Механизм возникновения пустыни Сахара и Алешковских песков полностью сходен, за исключением времени развития событий. В результате площадь лесов на песках нижнего Днепра, составлявшая в 1802 году более 5 тыс. га, к 1832 году упала практически до нуля. Песок засыпал «не только нивы, но даже села. Кое-где песок приходилось расчищать лопатами», рис. 2.
Наиболее полное описание опустынивания огромной территории дал Павел Андреевич Костычев, русский профессор, агрохимик, почвовед, микробиолог и геоботаник, один из основателей агрономического почвоведения, направленного летом 1887 года Министерством государственных имуществ в Херсонскую губернию для изучения большого массива Алешковских песков, занимавших более 150 тысяч десятин земли на левом берегу Днепра, от Каховки до самого его устья.
В начале ХХ века, после Революции в 1920-х годах пытались остановить стремительное разрастание пустыни посадками из акации и шелюги. Пустыня продолжала свое наступление, заняв сотни тысяч гектаров, рис. 3. Подробнее в лекции С.П. Якуцени «Почвоведение: история и наука» [https://dzen.ru/a/aDagoyA0GXhvKaz-]
Сразу после окончания Великой Отечественной Войны работы были продолжены. НИИ Лесного хозяйства УССР определила наиболее подходящую культуру для восстановительных лесопосадок - крымскую сосну и разработал эффективную технологию – выращивание саженцев из семян прямо в питомниках вблизи посадки, закаляя их под палящим солнцем, температуры достигали +74 градусов С. Однако, даже при такой адаптации, перемещение песков (кучугоров, местное название песчаных дюн) не позволяло закрепить посадки. Одним из советских НИИ была разработана и применена технология опыления больших территорий связывающим полимерным раствором, который до своего разложения укреплял пески и позволял развиться корневой системе крымской сосны.
В результате был реализован самый крупный в мире проект лесовосстановления. Только в районе Алешковских песков было высажено и обеспечено приживание более ста тысяч гектаров леса, рис.4.
После 1991 года «традиции» барона Фридриха Фальц-Фейна и его подельников вернулись на территорию левобережья Днепра. Поджоги леса, браконьерские рубки существенно уменьшили ещё не восстановившуюся лесную и сельскохозяйственную антропогенную систему Урюпинского района Херсонской области, созданной в СССР, рис.5.
Впрочем лесное законодательство России: Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ) от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ; Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и прочее нормативно-правовое регулирование, как и практика отечественной лесоохраны позволяет нам надеяться не только на прекращение браконьерских рубок и поджогов лесных угодий колоссальными научно-практическими усилиями восстановленными ранее.