Найти в Дзене
MiMiSOFi

Чем был 2016 год таким особенным? Статья

2016: Последний «нормальный» год? Ностальгия по эпохе до точки невозврата Мы живем в эпоху ускоренной ностальгии. Вместо того чтобы тосковать по далеким 80-м или 90-м, все чаще взгляд обращается к... 2016 году. Всего восемь лет назад, но в общественном восприятии он ощущается как иная эпоха — последний, относительно безмятежный, «старый мир» перед чередой глобальных потрясений. Что же делает 2016 объектом такой теплой, хоть и противоречивой, ностальгии? Мир digital: розовые очки фильтров Социальные сети в 2016 году были уже повсеместны, но их правила игры казались проще и добрее. · Instagram был царством эстетики: единые пастельные палитры, плоские латте на фоне мраморного стола, геометрические фигуры и пышные буквы. Это была платформа для вдохновения, а не для жестких политических баталий или гипер-трансляции личной драмы. Фильтры были не инструментом для изменения реальности, а просто забавным дополнением. · TikTok еще не существовал. Короткие видео царствовали в Vine — куль

-2

2016: Последний «нормальный» год? Ностальгия по эпохе до точки невозврата

Мы живем в эпоху ускоренной ностальгии. Вместо того чтобы тосковать по далеким 80-м или 90-м, все чаще взгляд обращается к... 2016 году. Всего восемь лет назад, но в общественном восприятии он ощущается как иная эпоха — последний, относительно безмятежный, «старый мир» перед чередой глобальных потрясений. Что же делает 2016 объектом такой теплой, хоть и противоречивой, ностальгии?

Мир digital: розовые очки фильтров

Социальные сети в 2016 году были уже повсеместны, но их правила игры казались проще и добрее.

· Instagram был царством эстетики: единые пастельные палитры, плоские латте на фоне мраморного стола, геометрические фигуры и пышные буквы. Это была платформа для вдохновения, а не для жестких политических баталий или гипер-трансляции личной драмы. Фильтры были не инструментом для изменения реальности, а просто забавным дополнением.

· TikTok еще не существовал. Короткие видео царствовали в Vine — культовой платформе, подарившей миру шестисекундные мемы и целую плеяду будущих звезд. Ее закрытие в начале 2017 года стало символическим концом эры «просто смешных роликов».

· Музыкальный ландшафт был на пике эры «саундтреков к хипстерской меланхолии». The Weeknd с альбомом Starboy, Фрэнк Оушен с Blonde, Дж. Коул и Кендрик Ламар задавали тон. В поп-музыке безраздельно правили Rihanna (Anti), Beyoncé (Lemonade), Джастин Бибер (Purpose) и взорвавший все чарты Drake с хитом «One Dance».

Поп-культура: последний всеобщий сбор

2016 был годом, когда мы еще смотрели и переживали вместе.

· Игры: Мир сошел с ума от Pokémon GO. Парки наполнились людьми, ловящими покемонов, создавая уникальный феномен дополненной реальности, объединивший поколения. На ПК царил свежий и дерзкий Overwatch, а Dark Souls III закаляла характер игроков.

· Кино и сериалы: На экраны вышла сенсационная «Очень странные дела» — сериал, который сам был ностальгичен по 80-м, а теперь стал объектом ностальгии сам. Мы впервые увидели «Дэдпула», рыдали над «До встречи с тобой», были шокированы финалом «Книги Джунглей» в «Игре престолов» («Рыжая свадьба» сезона) и смеялись над дерзкой «Служанкой» в «Карточном домике».

· Мода: Это был пик эпохи «нормкора» и уличного стиля. Белые кроссовки, oversize-худи, бомберы и первые робкие шаги «бабушкиного» стиля (вельвет, пуш-ап). В волосах царили lob (длинное каре) и выгоревшее бронди.

Социальный контекст: предчувствие, которого мы не слышали

И вот здесь ностальгия по 2016 обретает горьковатый привкус. Мы вспоминаем его как «спокойный» год только потому, что не знали, что ждет дальше.

· Политика: Брекзит и выборы в США стали громом среди ясного неба для большей части медийного пространства. Мир раскололся на два лагеря, дискуссия из пространства аргументов стала переходить в пространство идентичностей. 2016 был годом, когда этот раскол только проявился, но его масштаб еще не был осознан.

· Глобальные события: Мир еще не знал о пандемии, тотальных локдаунах и войнах, перекраивающих карту. Кризисы были, но воспринимались как нечто более удаленное. Чувство стабильности, пусть и иллюзорное, было одним из ключевых атрибутов времени.

Почему мы ностальгируем именно по 2016?

1. Личное vs. Глобальное: Для многих миллениалов это были последние годы молодости или студенчества, время личного оптимизма перед взрослой жизнью.

2. «Простота» технологий: Соцсети были инструментом развлечения, а не полем битвы, алгоритмы не имели тотального контроля над нашим вниманием.

3. Культурная общность: Мы потребляли один и тот же контент, говорили на одном языке мемов (Harlem Shake, хоть и старше, но был еще в ходу; Pepe the Frog еще не стал символом крайне правых).

4. Неведение о будущем: Это, пожалуй, главное. 2016 — это последняя остановка перед "новой нормальностью". Ностальгия по нему — это тоска по времени, когда будущее казалось если не радужным, то хотя бы предсказуемым.

Заключение

Ностальгия по 2016 — это не просто тоска по определенным фильмам или приложениям. Это тоска по чувству «до». До тотальной поляризации, до пандемии, до череды глобальных шоков. Мы идеализируем ту эпоху, потому что она была финальной главой старого мира, в которой мы, сами того не зная, жили на пике его относительного спокойствия. И теперь, оглядываясь назад, мы видим в 2016 году не просто набор культурных кодов, а прощальный привет из того времени, когда «нормально» еще не нуждалось в кавычках.