Найти в Дзене

Когда искусство становится памятью: размышления о фильме "Работа без авторства"

Здравствуйте, мои дорогие любители кино! Сегодня поговорим о фильме "Работа без авторства" (оригинальное название - "Werk ohne Autor", производство - Германия, Италия, США, дата выхода - 4 сентября 2018 года, рейтинг Кинопоиска - 8,1), снятого режиссером Флорианом Хенкелем фон Доннерсмарком ("Жизнь других"). В главных ролях Том Шиллинг ("Наши матери, наши отцы", "Убивать осознанно"), Себастьян Кох ("Жизнь других"), Паула Бир ("Франц") и другие. Сюжет разворачивается вокруг художника Курта Барнерта и описывает всю его жизнь, что происходит в бушующем мире на фоне зарождающей чумы фашизма в Германии, Второй мировой войны и послевоенных годах. 1. Детство при нацизме (1930‑е – 1940‑е)
На фоне детства маленького Курта Барнерта нацисты приходят к власти в Германии и начинают свою борьбу за чистоту нации (прим. - сразу поясню, что я описываю лишь показанный в фильме сюжет, все подобные идеологии осуждаю!), жертвой которой стала его тетя Элизабет, свободомыслящая женщина, восхищающаяся "деге

Здравствуйте, мои дорогие любители кино!

Сегодня поговорим о фильме "Работа без авторства" (оригинальное название - "Werk ohne Autor", производство - Германия, Италия, США, дата выхода - 4 сентября 2018 года, рейтинг Кинопоиска - 8,1), снятого режиссером Флорианом Хенкелем фон Доннерсмарком ("Жизнь других").

В главных ролях Том Шиллинг ("Наши матери, наши отцы", "Убивать осознанно"), Себастьян Кох ("Жизнь других"), Паула Бир ("Франц") и другие.

Сюжет разворачивается вокруг художника Курта Барнерта и описывает всю его жизнь, что происходит в бушующем мире на фоне зарождающей чумы фашизма в Германии, Второй мировой войны и послевоенных годах.

1. Детство при нацизме (1930‑е – 1940‑е)
На фоне детства маленького Курта Барнерта нацисты приходят к власти в Германии и начинают свою борьбу за чистоту нации (прим. - сразу поясню, что я описываю лишь показанный в фильме сюжет, все подобные идеологии осуждаю!), жертвой которой стала его тетя Элизабет, свободомыслящая женщина, восхищающаяся "дегенеративным искусством" (прим. - по версии фашистов) и открыто презирающая новую власть. В итоге женщину помещают в психиатрическую лечебницу с диагнозом "шизофрения", а после начинают попытки исправления под кодовым названием программа "Т-4", закончившиеся жестоким убийством Элизабет, что естественно отразилось на юном Курте и его будущем творчестве.

2. Юность в ГДР (послевоенные годы)
После войны Курт поступает в художественную академию. Он влюбляется в студентку Элли Зебанд и снимает комнату в доме ее родителей. Курт не знает, что отец Элли, профессор Карл Зебанд, фактически подписал смертный приговор его тете, ибо был одним из главных в программе "Т-4".

Также Курт пытается творить то, что он хочет, однако он ограничен политикой новой власти, потому ему приходится создавать фрески и картины в духе социалистического реализма.

3. Побег в Западную Германию (1961)
Желая творческой свободы, Курт и Элли бегут в Западную Германию. Там Курт ищет собственный художественный язык. Ему помогает эксцентричный профессор художественной академии, который побывал в советском плену и был спасен после крушения самолета от смерти простыми советскими людьми.

Что понравилось?

1. Фильм охватывает три эпохи немецкой истории (нацизм, ГДР, ФРГ), показывая, как политические режимы подавляют свободу личности и искусства, являясь не просто историческим контекстом, а активным участником сюжета, формирующим взгляды и мнения масс.

2. Достаточно глубокий философский подтекст, что заложен даже в название фильма, который постарался ответить на сложные вопросы: "Может ли искусство быть "без авторства", если оно рождается из личной боли?" и "Как сохранить человечность в тоталитарной системе?".

3. Четко структурированный фильм показывает трансформацию главного героя при движении от одной эпохе к другой.

4. Сильные второстепенные и эпизодические линии, показывающие восприятие реальности с разных сторон.

Что не понравилось?

1. Местами затянуто.

2. Без "клюквы" не обошлось, советские граждане выставлены какими-то ботами системы.

"Работа без авторства" - амбициозное кино с выдающейся визуальной стилистикой и важными философскими и социальными темами. Озвученные мной недостатки не мешают восприятию. Фильм однозначно соответствует своей оценке на Кинопоиске и рекомендуется мной к просмотру.