Найти в Дзене
Что было, то было

«От любви на съемках до смерти на кухне»: как роман Валентины Малявиной и Станислава Жданько закончился убийством и тюремным сроком

Валентина Малявина была той самой актрисой, которая могла свести с ума одним взглядом. Красивая, талантливая, с экрана смотрела так, что зрители не могли оторваться. Ей пророчили грандиозную карьеру, главные призы кинофестивалей, признание. Девушка успела поработать в легендарном фильме, попутешествовать по 17 странам, блистать на роскошных фестивалях. Но жизнь распорядилась иначе. Когда смотришь на фотографии Валентины тех лет, сложно поверить, что эта женщина пройдет через ад. Насильственный аборт на седьмом месяце, развод с первым мужем Александром Збруевым, череда случайных любовных связей. А потом - самое страшное. Обвинение в убийстве возлюбленного, суд, тюремная камера. И финал - одинокая, почти слепая старуха в доме престарелых. История Малявиной - это про то, как быстро жизнь может перевернуться с ног на голову. И про то, что иногда одна ночь способна разделить судьбу на «до» и «после». Навсегда. Роковая встреча с Жданько После развода с Збруевым Валентина словно потеряла п
Оглавление

Валентина Малявина была той самой актрисой, которая могла свести с ума одним взглядом. Красивая, талантливая, с экрана смотрела так, что зрители не могли оторваться. Ей пророчили грандиозную карьеру, главные призы кинофестивалей, признание. Девушка успела поработать в легендарном фильме, попутешествовать по 17 странам, блистать на роскошных фестивалях. Но жизнь распорядилась иначе.

Когда смотришь на фотографии Валентины тех лет, сложно поверить, что эта женщина пройдет через ад. Насильственный аборт на седьмом месяце, развод с первым мужем Александром Збруевым, череда случайных любовных связей. А потом - самое страшное. Обвинение в убийстве возлюбленного, суд, тюремная камера. И финал - одинокая, почти слепая старуха в доме престарелых.

История Малявиной - это про то, как быстро жизнь может перевернуться с ног на голову. И про то, что иногда одна ночь способна разделить судьбу на «до» и «после». Навсегда.

Роковая встреча с Жданько

После развода с Збруевым Валентина словно потеряла почву под ногами. Браки оказались несчастливыми, карьера не ладилась.

В этот период в ее жизни появился Станислав Жданько - молодой 24-летний актер Театра Вахтангова. Красивый, талантливый, подающий надежды. Они стали жить вместе как гражданские муж и жена.

-2

Друзья вспоминали, что отношения у них были непростые. Страсть, ссоры, примирения - все по полной программе. Валентина была старше, более опытной, уже многое повидавшей. Станислав - молодой, амбициозный, с планами на будущее. Сочетание получилось взрывоопасным. Но никто не мог подумать, что все закончится так трагически.

Весной 1978-го казалось, что жизнь идет своим чередом. Съемки, спектакли, планы. Обычные будни актерской семьи. Правда, окружающие замечали, что пара стала чаще конфликтовать. Напряжение росло. И в ту роковую ночь все вышло наружу самым ужасным образом.

Ночь 13 апреля 1978 года

Вечер начался с очередной ссоры. Утром Жданько должен был улететь на съемки в Минск, но перед этим собирался пойти в ресторан ВТО. Валентина была против. Чтобы остановить его, она открыла бутылку вина и залпом выпила бокал - знала, что это раздражает Станислава. Дальше версии расходятся.

-3

По словам самой Малявиной, она ушла из кухни, а когда вернулась примерно через час, Жданько уже лежал на полу в крови. Из груди у него торчал нож. Рана в сердце оказалась смертельной. Валентина вызвала скорую, но сначала дала неверный адрес, и машина плутала по арбатским переулкам около часа. Впрочем, даже если бы медики приехали быстрее, спасти 24-летнего актера все равно не удалось бы - слишком глубокой была рана.

Скорая приняла вызов в 21.33. На место выехали милиция, врачи, коллеги из Театра Вахтангова. И вот тут началась странная история. Валентина вела себя крайне необычно. Сначала выхватила нож и попыталась заколоть себя, но только поранила руку. Потом довольно сдержанно дала показания в милиции - эти показания потом загадочно исчезли из материалов дела.

Друг Жданько Николай Попков вспоминал: «Когда погиб Стас Жданько, мы просто были в шоке». По его словам, свидетели слышали, как Малявина кричала: «Это я его убила». Актеры Театра Вахтангова, прибывшие на место происшествия, подтверждали эти слова. Более того, Валентина якобы призналась подруге, что именно она вонзила нож в сердце любимого.

Следствие и версии

Малявина настаивала на версии самоубийства. Она даже предоставила следствию предсмертную записку Станислава. Но друзья погибшего сразу заметили несостыковку - записка была написана не почерком Жданько. Послание таинственным образом исчезло из материалов дела, как и первые показания актрисы.

Следователь, который первоначально занимался делом Малявиной, был привлечен к уголовной ответственности за многочисленные фальсификации. Дело пришлось рассматривать заново. Провели новую судебно-медицинскую экспертизу. И вот тогда выяснилось главное - Станислав не мог сам себе нанести этот удар.

Сначала все обвинения с Валентины были сняты, и она прожила пять лет в полном спокойствии. Но родственники Жданько не смирились с такой развязкой. Они настаивали на том, что именно Валентина в порыве гнева убила актера. Семья погибшего добилась, чтобы дело рассмотрели повторно.

-4

В 1983 году, спустя пять лет после трагедии, суд вынес приговор. Валентину Малявину признали виновной в умышленном убийстве Станислава Жданько и приговорили к девяти годам лишения свободы. Этот приговор стал для нее настоящим шоком. До последнего дня актриса не признавала своей вины и в мемуарах отмечала, что просто не могла поверить в происходящее.

Честно говоря, история эта до сих пор вызывает вопросы. Слишком много странностей. Исчезнувшие показания, поддельная записка, первый следователь-фальсификатор. С одной стороны - экспертиза, которая утверждает, что самоубийство невозможно. С другой - актриса, которая до конца жизни клялась в своей невиновности.

Приговор и годы за решеткой

Тюремный путь Валентины Малявиной оказался длинным и тяжелым. Ее маршрут пролегал через самые суровые исправительные учреждения страны. Сначала - Бутырская тюрьма, одно из самых жестких мест заключения. Потом Красная Пресня. Затем Можайская зона. После - Воронежская тюрьма. И наконец, колония-поселение в Ростовской области.

Представьте себе актрису, которая еще недавно блистала на экранах и кинофестивалях, а теперь стоит в очереди за тюремной баландой. Которая спала на роскошных простынях в заграничных отелях, а теперь ютится на нарах. Это был настоящий ад.

Малявина отсидела пять лет и вышла по амнистии. До конца дней она отрицала причастность к убийству. В одном из последних интервью говорила: «Легендарная жизнь у меня, необыкновенная. 17 стран, заграница, фестивали роскошные... И вдруг тюрьма. Это же необычно все».

-5

После освобождения актриса пыталась вернуться к нормальной жизни. Даже снялась в нескольких фильмах, дважды побывала замужем. Но карьера не складывалась, браки снова оказались неудачными. Прошлое не отпускало. Клеймо убийцы следовало за ней по пятам, хотя она сама себя таковой не считала.

Последние годы в забвении

Коллеги пытались помочь бывшей звезде. Собирали деньги, навещали ее. Но то, что они видели в квартире Малявиной, ужасало. Сама актриса называла свое жилище «бомжатником». От былого величия не осталось и следа.

Последние 20 лет жизни некогда блиставшая на экранах женщина провела в доме престарелых. Она попала туда в плачевном состоянии - практически ослепшая и оглохшая. Из-за рокового удара головой зрение почти полностью пропало. Валентину преследовали многие недуги, с которыми она усиленно боролась.

И все же, если послушать ее последние интервью, создается впечатление, что актриса не жалела о прожитом.

«Нынешнее положение, что я слепая и нахожусь здесь, меня не удивляет. В моей жизни это возможно», - говорила Малявина.

Она вспоминала роскошные кинофестивали, путешествия по разным странам мира, аплодисменты. И утверждала, что ни о чем не жалеет, ведь в ее жизни было все.

Валентина Малявина ушла из жизни в 2001 году в возрасте 80 лет. Смерть застала ее в том самом доме престарелых, далеко от света софитов и красных дорожек. Одинокой, забытой, но все еще не признавшей вину в том преступлении, за которое отсидела пять лет.

-6

История эта - про то, как тонка грань между любовью и ненавистью. Про то, как одна ночь может перечеркнуть все достижения. И про то, что истина иногда остается недосягаемой, как бы мы ни старались до нее докопаться. Валентина до последнего дня клялась в невиновности. Суд решил иначе. А правда, наверное, так и осталась где-то на той кухне в арбатском переулке, в ночь на 13 апреля 1978 года.