Найти в Дзене
Necessary Psychology

ЯТРОГЕННАЯ ТРАВМА В ПСИХОТЕРАПИИ

В этой статье: эмоционально-стрессовая психотерапия (ЭСП) и психосуггестивная коррекция, лечение вместо обучения, застревание вместо прогресса, потеря самостоятельности вместо приобретения уверенности в себе, как человеку в поисках психотерапевта понять, насколько специалист не опасен?   «Любое выраженное воздействие - уже есть сильнодействующее средство, которое принесёт куда больше вреда, чем пользы, если будет выдано не по показаниям или не в соответствующей дозе. Эмоционально-стрессовая психотерапия (ЭСП) – это своего рода "хирургия в психотерапии". И потому она в любом виде должна назначаться строго по показаниям, после определённой диагностики. Потому что одних такая психотерапия лечит, а других – калечит…» –  Николай Николаевич Нарицын, советский и российский психотерапевт ЯТРОГЕННАЯ ТРАВМА ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТНОСИТСЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ, ПРИЧИНЁННОЙ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКОМ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ ИЛИ ДРУГОГО ЛЕЧЕНИЯ. ХИРУРГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ВСЕГДА СВЯЗАНО С ОПРЕДЕЛЁННЫМИ

В этой статье: эмоционально-стрессовая психотерапия (ЭСП) и психосуггестивная коррекция, лечение вместо обучения, застревание вместо прогресса, потеря самостоятельности вместо приобретения уверенности в себе, как человеку в поисках психотерапевта понять, насколько специалист не опасен?

 

«Любое выраженное воздействие - уже есть сильнодействующее средство, которое принесёт куда больше вреда, чем пользы, если будет выдано не по показаниям или не в соответствующей дозе. Эмоционально-стрессовая психотерапия (ЭСП) – это своего рода "хирургия в психотерапии". И потому она в любом виде должна назначаться строго по показаниям, после определённой диагностики. Потому что одних такая психотерапия лечит, а других – калечит…»

–  Николай Николаевич Нарицын, советский и российский психотерапевт

ЯТРОГЕННАЯ ТРАВМА ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТНОСИТСЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ, ПРИЧИНЁННОЙ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКОМ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ ИЛИ ДРУГОГО ЛЕЧЕНИЯ. ХИРУРГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ВСЕГДА СВЯЗАНО С ОПРЕДЕЛЁННЫМИ ФАКТОРАМИ РИСКА, И СЛУЧАЙНЫЕ ТРАВМЫ ПАЦИЕНТА – ЭТО ТО, ЧЕГО МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ ОЧЕНЬ СТАРАЮТСЯ ИЗБЕГАТЬ.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СТРЕССОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (ЭСП)

 

В последние годы в психотерапии активно используется эмоционально-стрессовая терапия. Её цель –  помочь людям преодолеть тревожность и страх, вызвать у них интерес и увлечение. Методика включает беседы, чтение литературы, ароматерапию, музыку и театр. Эмоциональный стресс играет важную роль в таких воздействиях. Важно понимать, что эмоционально-стрессовая психотерапия не просто слова, а серьёзный подход к помощи людям через эустресс.

 

ЭУСТРЕСС  – ЭТО ПОЛЕЗНЫЙ СТРЕСС, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ФИЗИЧЕСКИЙ ИЛИ БИОХИМИЧЕСКИЙ/РАДИОЛОГИЧЕСКИЙ.

ЭТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ КОГНИТИВНЫЙ ОТВЕТ НА СТРЕСС, КОТОРЫЙ НЕ НАНОСИТ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И ДАЁТ ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИЛИ ДРУГИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА.

ЭУСТРЕСС ВОЗНИКАЕТ, КОГДА ИНДИВИД ВОСПРИНИМАЕТ СТРЕССОР КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ, А НЕ ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ УГРОЗУ.

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭУСТРЕССА – ЧУВСТВА ОСМЫСЛЕННОСТИ, НАДЕЖДЫ, УВЕРЕННОСТИ В СВОИХ СИЛАХ. ЭУСТРЕСС ТАКЖЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНО КОРРЕЛИРУЕТ С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ЖИЗНЬЮ И БЛАГОПОЛУЧИЕМ.

 

Второй вариант терапии, известный как психосуггестивная коррекция, используется для воздействия на пациента через дистресс, чтобы эффективнее донести к нему информацию. Этот метод часто применяется при кодировании (перепрограммировании). Его суть заключается в создании управляемого стресса, который помогает избавиться от старых проблем. Однако важно, чтобы стресс был контролируемым и соответствовал психическому состоянию пациента. Врач должен внимательно следить за реакциями пациента, чтобы избежать негативных последствий. В целом, психосуггестивная коррекция должна назначаться только по показаниям и после диагностики, чтобы не нанести вреда пациенту.

ДИСТРЕСС В ПСИХОЛОГИИ – ЭТО НЕГАТИВНАЯ ВЕРСИЯ СТРЕССА. ИМЕННО ЕГО ИМЕЮТ В ВИДУ БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ, КОГДА ГОВОРЯТ О СТРЕССЕ В ЦЕЛОМ. ДИСТРЕСС ЯВЛЯЕТСЯ НЕГАТИВНОЙ ФОРМОЙ СТРЕССА, КОТОРАЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ДЛИТЕЛЬНЫМ ТЕЧЕНИЕМ И АССОЦИИРУЕТСЯ С ЧУВСТВОМ «СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ». ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ И НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ СТРЕСС ЗАСТАВЛЯЕТ ЛЮДЕЙ ИСПЫТЫВАТЬ ЧУВСТВО ТРЕВОГИ И БЕСПОКОЙСТВА, ПОДАВЛЕННОСТИ И БЕСПОМОЩНОСТИ.

На профессиональном мастер-классе был рассмотрен пример из практики психотерапевта: специалист проводила клиенток к зеркалу и говорила: "Взгляни на себя, какая ты уродина!" Таким образом она «помогала» женщинам с комплексом сверхполноценности.

 

В первую очередь важно тщательно различать комплекс сверхполноценности от комплекса неполноценности (поскольку сверхполноценность может представлять собой оборонительную функцию при неполноценности), а также отличать сверхполноценность от адекватной самооценки. Необходимо определить, с кем можно заниматься подобными вещами, а с кем нет, чтобы избежать негативных последствий. Поэтому важно следить за каждым клиентом, его реакциями и состоянием.

 

Говоря ещё раз о применении ЭСП, нужно понимать, что использование данного подхода в любом объёме –  это сильнодействующее средство, которое может принести больше вреда, чем пользы, если оно применяется без должных показаний или в неправильной дозе, более того, чередование эустресса с дистрессом может привести к хроническому стрессу. Примечательно что эмоциональные качели –  приём, который используют и мужчины, и женщины, чтобы как можно сильнее привязать к себе партнёра. Также данный приём используют в т.н. «тоталитарных сектах» для контроля адептов.

 

Рассмотрим другие менее общественно опасные эффекты связанные с психотерапией.

 

ЛЕЧЕНИЕ ВМЕСТО ОБУЧЕНИЯ

Некоторые психотерапевты приравнивают психологические проблемы к болезни и стремятся их «вылечить»  –  то есть «подогнать» клиента под модель нормы, которую та или иная школа психотерапии считает верной. Согласно канадскому психотерапевту Кристаллу Джонсону, не следует исправлять то, что не сломано. Без учёта особенностей личности и обстоятельств ситуации попытка впихнуть человека в рамки условной нормы приводит к дополнительным травмам. Задача консультанта  –  помочь человеку раскрыть свои сильные стороны. Успешная терапия, по мнению Джонсона, ведёт не столько к исцелению, сколько к умению использовать внутренние и внешние ресурсы, чтобы справляться с трудностями.

 

ЗАСТРЕВАНИЕ ВМЕСТО ПРОГРЕССА

Отсутствие значительных изменений в течение нескольких недель или месяцев лечения может вызвать ощущение застоя. Подобное состояние следует обсудить с терапевтом. Квалифицированный специалист постарается найти новый подход или порекомендует коллегу с необходимыми навыками. Терапевт, который игнорирует такие переживания и упрямо утверждает, что пациент уклоняется от проблемы, не сможет помочь разобраться в сложной ситуации. Многие специалисты начинают с обсуждения желаемых результатов и промежуточных целей на первой встрече с клиентом. Это помогает избежать ощущения, что терапия бесконечна.

 

ПОТЕРЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВМЕСТО ПРИОБРЕТЕНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Иногда при продолжительной работе с терапевтом пациент может стать зависимым от его мнения, что приводит к потере способности делать собственные выборы и допускать ошибки. Без помощи терапевта становится сложно решать даже обычные задачи. Консультанты иногда предлагают готовые «формулы счастья», что может привести к новым неудачам и усилению чувства вины. Психотерапевт должен помочь человеку научиться самостоятельно разбираться в жизненных ситуациях, а не предлагать готовые решения.

 

РЕТРАВМАТИЗАЦИЯ ВМЕСТО ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ТРАВМЫ

По словам профессора психиатрии Фрэнка Ошберга, автора известного метода лечения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), повторное переживание травмы может быть ещё более тяжёлым, чем первоначальное событие, так как усиливает его воздействие. Ретравматизация может разоблачить не исцелённую эмоциональную рану. В интервью порталу Gift From Within, специализированному на теме ПТСР, профессор Ошберг объясняет, что неподходящие вопросы терапевта или раннее возвращение к травматическим воспоминаниям до установления связи и взаимопонимания между клиентом и терапевтом могут привести к ретравматизации. В таких случаях важно сообщить специалисту о своём состоянии, чтобы снизить уровень стресса и подобрать другие методы работы.

 

НЕГАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ВМЕСТО ИЗМЕНЕНИЙ

Иногда процесс терапии может быть сложным и вызывать негативные эмоции у клиента, так как он вынужден пересмотреть своё отношение к себе, близким и миру в целом. В таких ситуациях люди могут прибегать к негативным стратегиям преодоления, таким как переедание, употребление алкоголя или излишнее употребление успокоительных препаратов. Особенно это актуально для людей, имеющих опыт зависимостей. Важно сообщить об этом терапевту, так как его задача состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать свои действия и определить момент, когда он готов принять необходимые изменения безопасно для себя.

 

Не последнюю роль играет технологически грамотная работа с психотерапевтическими отношениями. Особенно переносом и контрпереносом. 

 

ПЕРЕНОС В ПСИХОТЕРАПИИ  –  ЭТО НЕОСОЗНАННАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ, ЖЕЛАНИЙ И ОПЫТА, ПЕРЕЖИТЫХ В ПРОШЛОМ, НА НАСТОЯЩЕЕ ИЛИ НА СОБЕСЕДНИКА.

КОНТРПЕРЕНОС  –  ОТРАЖАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ СОБЕСЕДНИКА, В ЧАСТНОСТИ ПСИХОАНАЛИТИКА, В ОТВЕТ НА ПЕРЕНОС КЛИЕНТА.

КОНТРПЕРЕНОС  – СВОЕГО РОДА ЗЕРКАЛО, КОТОРОЕ ОТРАЖАЕТ ОТВЕТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТА НА ПАЦИЕНТА.

 

КАК ЧЕЛОВЕКУ В ПОИСКАХ ПСИХОТЕРАПЕВТА ПОНЯТЬ, НАСКОЛЬКО СПЕЦИАЛИСТ НЕ ОПАСЕН?

 

1. Образование. Признанные в Европе школы психотерапии уделяют внимание этому вопросу при обучении своих специалистов. 

 

2. Получить сертификат психотерапевта (в понимании этой профессии Страсбургской конвенцией) можно лишь предоставив подтверждение прохождения личной терапии от 100 до 350 часов (а это важная часть профилактики "залётов" в подсознательные ямы) и прохождении супервизии. Супервизорское образование включает углублённое понимание работы с этими явлениями и отслеживание этих процессов у психотерапевта.

 

3. Идеально, если обучение и сертификацию на психотерапевта специалист прошёл в одной из признанных в Европе или Америке психотерапевтических школ. К сожалению, страны постсоветского пространства пока не имеют регулирующих механизмов и подобных реестров, однако отечественные школы есть и имеют не менее высокий уровень. 

 

4. Некоторые программы подготовки на психологов в ВУЗах предусматривают углублённое изучение терапевтических методик. Однако в каком объёме и каким образом отслеживается овладение методом  –  необходимо дополнительно уточнять у специалиста. 

 

Напоминаю, высшее психологическое образование и психотерапевтическое образование  –  это разные виды образования, а психотерапевт на постсоветском пространстве  – это врач психиатр, прошедший дополнительные курсы.

 

Значит ли это, что психолог, не владеющий вышеперечисленными характеристиками навредит клиенту? По моему мнению  –  да, с огромной вероятностью, если пойдёт в глубокие интервенции, не имея представления и навыков работы там.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ТАК НАЗЫВАЕМОЕ ЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА, ЦЕЛЬ КОТОРОГО – СТИМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В НАЛИЧИИ У САМОЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕЛАНИЯ ПРОИЗВЕСТИ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ И ГОТОВНОСТИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ СО СПЕЦИАЛИСТОМ-ПСИХОЛОГОМ.

 

Может ли психолог самостоятельно освоить эти знания и навыки? Да, но как это понять клиенту? Психотерапевтические школы европейского уровня пока все же жёстко отслеживают и процесс подготовки, и соблюдение условия личной терапии и супервизии, что в общем-то повышает гарантии профессионализма и безопасности клиента.

БОЛЕЕ ПОДРОБНО

Катков А.Л. Негативные эффекты психотерапии: феноменология, систематика, классификация: https://oppl.ru/docs/negativnyie-effektyi-psihoterapii-fenomenologiya-sistematika-klassifikatsiya.pdf

 

Rahel Klatte, Bernhard Strauss, Christoph Flückiger, Jenny Rosendahl Adverse effects of psychotherapy: protocol for a systematic review and meta-analysis: https://systematicreviewsjournal.biomedcentral.com/articles/10.1186/s13643-018-0802-x