Найти в Дзене
Газета Четверг

Чужие здесь не ездят

Всегда ли можно и нужно огораживать дворы у жилых домов Всё больше многоквартирных домов в Омске огораживают заборами, бетонными блоками и шлагбаумами. И порой жильцов, которые идут на такие меры, можно понять. Сторонние машины занимают место на придомовых парковках, создают лишнюю нагрузку на дороги, просто мешают пройти по двору. Но и люди, которым мешают искусственные барьеры, тоже имеют право быть услышанными. Тем более что иногда заборы и прочие ограждения создают не только дискомфорт, но и потенциальную опасность. Стой, кто идёт или едет Для того чтобы разобраться в проблеме искусственных препятствий в омских дворах, корреспонденты «Четверга» решили по этим самым дворам и проехаться. И нужно признаться, что в некоторых случаях это оказалось тем ещё удовольствием. Ведь состояние дорожного полотна возле многоэтажек порой оставляет желать лучшего. В том числе и для того, чтобы сберечь его перед своим домом, некоторые омичи устанавливают разнообразные перекрытия. Часто это просто б

Всегда ли можно и нужно огораживать дворы у жилых домов

Всё больше многоквартирных домов в Омске огораживают заборами, бетонными блоками и шлагбаумами. И порой жильцов, которые идут на такие меры, можно понять. Сторонние машины занимают место на придомовых парковках, создают лишнюю нагрузку на дороги, просто мешают пройти по двору. Но и люди, которым мешают искусственные барьеры, тоже имеют право быть услышанными. Тем более что иногда заборы и прочие ограждения создают не только дискомфорт, но и потенциальную опасность.

Стой, кто идёт или едет

Для того чтобы разобраться в проблеме искусственных препятствий в омских дворах, корреспонденты «Четверга» решили по этим самым дворам и проехаться. И нужно признаться, что в некоторых случаях это оказалось тем ещё удовольствием. Ведь состояние дорожного полотна возле многоэтажек порой оставляет желать лучшего. В том числе и для того, чтобы сберечь его перед своим домом, некоторые омичи устанавливают разнообразные перекрытия.

Часто это просто бетонные полусферы. Такие, как, к примеру, поставили недавно с торцов домов по Маркса, 87 и 89. На наш взгляд, бетонные полушария здесь особо не мешают: пешеходы проходят через них свободно, спецтехника может проехать и с другой стороны домов, которая открыта. Но для автомобилистов, которые живут в соседних домах, это не очень удобно.

– Я живу на проспекте Маркса, 83, – рассказала омичка Анна Владимировна. – У нашего дома нет полусфер, но действительно иной раз рядом с нашей пятиэтажкой паркуются клиенты близлежащих офисов. Это несколько раздражает, так они занимают места жителей. Что касается установки полусфер у соседних домов, то меня они особо не касаются. Хотя каюсь, если раньше я могла, чтобы не крутиться по Маркса, доехать напрямую до почты, как раз на Маркса, 87, то сейчас хожу туда пешком. Но, в принципе, это не критично.

В свою очередь жительница пятиэтажки на Маркса, 87 объяснила, что после установки полусфер возле их подъездов перестали парковаться все подряд, а также стало ездить меньше машин.

-2

Но это мы разобрали достаточно простой случай. А есть территории и «поинтереснее». Притом совсем недалеко. Свернув на единственном разрешённом повороте налево (от остановки «Хлебзавод» до «Каскада») между домами Маркса 34 и 32, мы хотели проехать к дому Маркса, 30. Но это оказалось непросто: направо огороженная территория, далее серия домов со шлагбаумами. Двигаясь зигзагами, уже больше из любопытства, мы решили выехать обратно на Маркса. Однако между домами 26 и 30 красовалось ограждение, которое загораживало выезд на проспект. Выходим из автомобиля. Нам встретилась разговорчивая жительница, прогуливающаяся с собакой, которая представилась Ириной.

– Извините, а это ещё зачем? – интересуемся, указывая на заборчик. – Там нет перехода для пешеходов, можно же было сделать выезд на Маркса.

– А я не знаю. Этот забор всегда тут был. А правда, почему выезд не сделать? – удивилась Ирина.

– И как нам выехать обратно на Маркса?

Девушка начала, активно жестикулируя руками, показывать тот же путь, откуда мы только что приехали.

– А что с другой стороны вот этого дома, проехав по двору между Маркса 30 и 32, выехать нельзя?

– Можно, но я вам не советую, – загадочно сказала омичка и побежала со своим псом, быстро скрывшись из виду.

Однако мы всё-таки поехали по дворовой территории дома Маркса, 30. И поняли, что имела в виду горожанка. Это оказалась не дорога, а полоса препятствий, непонятно как по ней вообще передвигаться. Пару раз основательно поцарапав дно, мы выехали к дому Маркса, 32. Кстати, въезд в него тоже был огорожен. А вот выезд на Маркса тоже оказался в глубоких ямах. Поскорее выбравшись на центральную магистраль, мы поехали дальше исследовать Омск.

На улице Маяковского столкнулись с той же проблемой. Причём здесь трудно не только проехать, но и пройти. Многочисленные придомовые территории ограждены и закрыты для пешеходов.

– Сил моих больше нет, – вздохнула бабушка, представившаяся нам Валентиной Ивановной. – Чтобы дойти до магазина, приходится обходить вот эти все огороженные дома. Раньше было очень удобно ходить наискосок по дорожкам.

Действительно, в центральной части города далеко не везде сейчас можно срезать путь между домов. Но у некоторых местных жителей есть и своя правда.

– Мы огородили территорию и теперь живём куда спокойнее, – поделилась с нами своим мнением жительница дома по адресу: Пушкина,112, Мария Сергеевна. – Всё место занимали посторонние автомобили. А теперь хоть нам самим есть где встать.

Кстати, в некоторых районах из-за ограждений между жильцами разных домов разгорались весьма активные споры. О таком случае в микрорайоне Серебряный Берег осенью рассказывала омская пресса. Вполне возможно, разбираться противоборствующим группам придётся в суде.

Для кого закон написан

Несколько проще проблема решается тогда, когда шлагбаумы и парковочные места установлены без согласования. В таких случаях работу по освобождению муниципальных территорий ведут специалисты департамента контроля администрации города. Мероприятия проходят в рамках утверждённого годового плана на 2025-й. По информации ведомства, в план на текущий год включено 26 адресов, где незаконно установлены шлагбаумы.

Как пояснили в департаменте, перед демонтажом оформляется официальный приказ, который размещается на сайте мэрии, в СМИ. Также его копия вывешивается непосредственно на объекте. Собственникам предоставляется возможность самостоятельно убрать заграждение в установленный срок. Однако на практике часто бывает, что жители временно демонтируют шлагбаумы, а затем возвращают их на место после окончания проверки.

В случаях, когда размещение конструкции выявляется повторно, сотрудники администрации вправе провести демонтаж в принудительном порядке и без дополнительного предупреждения. Таким образом, например, не так давно были убраны шлагбаумы на улице Шукшина, Взлётной и других.

Какие же ограждения считаются законными, а какие нет? На эти вопросы «Четвергу» ответил юрист Тимур Темиргалиев.

– Да, действительно, сквозной проезд транспортных средств через двор многоквартирного дома перегородить можно, однако данное действие будет законным при соблюдении нескольких условий, – пояснил правозащитник. – Собственники помещений в многоэтажке должны иметь право распоряжаться земельным участком, на котором расположен проезд, то есть участок должен быть сформирован.

Кроме того, отмечает наш эксперт, решение об ограждении должно быть принято на общем собрании собственников и должным образом оформлено. А проект установки ограждения необходимо согласовать с уполномоченными органами власти. Также установка и эксплуатация ограждений не должны нарушать формальные требования. В том числе создавать препятствия для доступа автомобилей экстренных служб на придомовую территорию и посетителей организаций, которые могут быть расположены в нежилых помещениях, находящихся в многоэтажке, ограничивать доступ к инженерным коммуникациям, препятствовать быстрой эвакуации в случае чрезвычайной ситуации и так далее.

По словам Тимура Темиргалиева, если жильцы установили искусственный барьер для проезда на придомовую территорию без соблюдения каких-либо норм, то в этом случае эффективным будет обращение в прокуратуру. Ведь если даже надзорный орган сам не примет меры реагирования, то во всяком случае он перешлёт жалобу в профильные структуры. Целесообразными будут также точечные обращения: в Росреестр (по поводу самовольного захвата земельного участка), ГИБДД и МЧС (при нарушении требований ПДД/правил пожарной безопасности при установке ограждений), администрацию округа (установка ограждений без согласования или с нарушениями).

Разумеется, при подаче жалобы необходимо привести надлежащую фото- и видеофиксацию того объекта, который явился камнем преткновения.

Ольга БОРОВАЯ.

Фото Андрея БАХТЕЕВА.