Найти в Дзене
Журнал Авто.ру

ФТС доначисляет утильсбор на машины из Казахстана: кому и почему

Российские владельцы автомобилей, привезённых из Казахстана, уже не первый месяц получают от таможенной службы уведомления о необходимости доплатить утильсбор. Суммы варьируются от 750 тысяч до 3,5 миллиона рублей. • ФТС подтвердила проверки: под них попали автомобили, ввезённые после 1 апреля 2024 года. Речь идёт о произведённых в соседнем государстве Kia, Hyundai и Skoda, в совокупности проверки затронут десятки тысяч машин. • Многие из этих автомобилей собирались на заводах в особых экономических зонах Казахстана, где действовали льготы и пониженные пошлины (согласно СПИКам и инвестконтрактам), подразумевающие использование машин только в Казахстане, а не вывоз в другие страны. • Как показали проверки ФТС, такие машины нельзя считать общими товарами ЕАЭС и применять к ним союзные формулы. Для России они являются импортными, поэтому при расчёте утильсбора надо учитывать разницу в таможенных платежах. • В Казахстане НДС составляет 12%, а в России — 20% (а с 2026 года уже 22% ). Вот э

Российские владельцы автомобилей, привезённых из Казахстана, уже не первый месяц получают от таможенной службы уведомления о необходимости доплатить утильсбор. Суммы варьируются от 750 тысяч до 3,5 миллиона рублей.

• ФТС подтвердила проверки: под них попали автомобили, ввезённые после 1 апреля 2024 года. Речь идёт о произведённых в соседнем государстве Kia, Hyundai и Skoda, в совокупности проверки затронут десятки тысяч машин.

• Многие из этих автомобилей собирались на заводах в особых экономических зонах Казахстана, где действовали льготы и пониженные пошлины (согласно СПИКам и инвестконтрактам), подразумевающие использование машин только в Казахстане, а не вывоз в другие страны.

• Как показали проверки ФТС, такие машины нельзя считать общими товарами ЕАЭС и применять к ним союзные формулы. Для России они являются импортными, поэтому при расчёте утильсбора надо учитывать разницу в таможенных платежах.

• В Казахстане НДС составляет 12%, а в России — 20% (а с 2026 года уже 22% ). Вот эту разницу и разницу в акцизах людям начисляют под видом доплаты по утильсбору.

• «Под проверки попадают все автомобили из Казахстана, собранные там же. Они оформлялись там без уплаты таможенных платежей, по льготным ставкам для использования внутри страны. И наша компенсационная формула утильсбора, которая введена с 1 апреля 2024 года, подразумевает именно такие случаи и такие машины. По правилам, при ввозе в РФ нужно пересчитать утильсбор со всеми нашими ставками для импортного товара и уже из этой суммы вычесть то, что было оплачено в Казахстане, а по льготным акцизам там было оплачено меньше положенного, потому разница в тарификации будет существенной. По сути, люди попадают на доплату таможенных пошлин», — объясняет эксперт автобизнеса Артём Самородов.

• У таможни есть срок в 3 года (именно столько по общим правилам ФЗ-311 отведено ФТС на подробную проверку, при этом срок хранения документации составляет 5 лет) для проведения проверки и доначисления утильсбора.

• Как разъяснили Журналу Авто.ру в пресс-службе ФТС, расчёт утилизационного сбора производится плательщиком самостоятельно. Вариантов не платить у владельца машины нет. Кроме того, с ноября 2025 года в России ввели досудебное налоговое списание в пользу государства.

• Больше подробностей и комментариев экспертов — в Журнале Авто.ру