Как соисполнитель завещания Джон Бранка заработал более $3 млрд после смерти Короля поп-музыки в 2009 году
Джеймс Холл, The Telegraph
Неудивительно, что Джон Бранка не из робкого десятка. Адвокат Майкла Джексона любит, чтобы мир знал, насколько сильно он преуспел. «С тех пор, как Майкл Джексон подарил мне мой первый “Роллс-Ройс”, у меня появился вкус к хорошим машинам», — написал он в Instagram в 2023 году под фотографией своей Ferrari F8 Tributo, которая стоит от $280 000. Как для не слишком скромного хвастовства, это просто потрясающе. И это только половина истории. Покойный король поп-музыки на самом деле подарил Бранке два «Роллс-Ройса».
Бранка работал с Джексоном с перерывами десятилетиями до смерти музыканта в 2009 году в возрасте 50 лет. Но именно после этого Бранка, пожалуй, стал ещё более известен.
Джексон умер с долгами более чем в полмиллиарда долларов. Как соисполнитель завещания Джексона, Бранка перевернул ситуацию: за 16 лет после смерти Джексона от смертельной передозировки наследство принесло более $3 млрд благодаря умелым сделкам и сценическим шоу, таким как мюзикл «MJ» и «Michael Jackson: One» от Cirque du Soleil. Помимо этого, Бранка заключал сделки для The Rolling Stones, Bee Gees, Боба Дилана, Aerosmith и Dr. Dre. В 75 лет Бранка претендует на звание самого влиятельного адвоката в индустрии развлечений.
Его популярность еще больше возрастет с выходом в апреле фильма «Майкл» — долгожданной биографической картины о Джексоне, продюсером которой является Бранка (его роль в фильме исполняет актер Майлз Теллер, известный по фильму «Топ Ган: Маверик»). Бранка убежден, что фильм принесет большие кассовые сборы. Только что вышел первый официальный трейлер, в котором главную роль играет настоящий племянник Джексона, Джафар.
Первоначальный сценарий якобы содержал элементы истории Джордана Чендлера — первого мальчика, обвинившего Джексона в домогательствах в 1993 году, — и намекал, что Чендлер ложно обвинил Джексона ради денег. Также, по слухам, родители Чендлера изображались в негативном свете. Эта версия была отброшена из-за условий мирового соглашения 1994 года между Джексоном и семьёй Чендлера, которое ограничивало то, что можно публично изображать или раскрывать.
Это сделало уже отснятые сцены юридически непригодными (по некоторым сообщениям, пострадала треть фильма). Поэтому провели досъёмки, переписали финал и отложили релиз. По данным Financial Times, наследство Джексона полностью покрывает расходы на досъёмки, поскольку международный дистрибьютор Universal Pictures грозил выйти из проекта.
Бранка также фигурировал в новостях из-за судебного спора с дочерью Джексона Пэрис: в этом году она обвинила его и соисполнителя Джона Макклейна в том, что они осыпают внешних адвокатов «щедрыми вознаграждениями» и вместе действуют как «Волшебник из страны Оз», контролируя поток информации для бенефициаров наследства. Судья отклонил большую часть её претензий, но Пэрис вернулась с обвинениями в задержке отчётности и недостаточных инвестициях наличных средств наследства. К этому добавляется длинный шлейф слухов о домогательствах к детям со стороны Джексона, которые не исчезают. (Бранка отказался от интервью для этой статьи и не ответил на 25 конкретных вопросов, отправленных по email).
Так кто же этот человек, который скоро появится на наших экранах в фильме, который, по его словам, станет крупнее байопика о Queen «Bohemian Rhapsody» с кассовыми сборами в $900 млн?
Бранка переехал в Лос-Анджелес из Нью-Йорка в 11 лет после развода родителей (мать была танцовщицей, снимавшейся в фильмах с Элвисом Пресли, отец — ветераном ВВС). Его первым выступлением в шоу-бизнесе было участие в группе Pasternak Progress, которая выступала на разогреве у The Doors, но после прочтения статьи об Элтоне Джоне в журнале Time он решил заняться правом в сфере развлечений.
Он встретил Джексона в 29 лет, когда звезде было 21; Джексон хотел собрать свою команду без влияния семьи. Джексон стал шафером на первой из трёх свадеб Бранки, где Литтл Ричард был священником, а шимпанзе Джексона Бабблз наблюдателем в смокинге.
Безопасно сказать, что Бранка вызывает полярные мнения. Я поговорил с рядом влиятельных фигур в американской музыкальной индустрии и получил спектр отзывов — от «один из самых важных адвокатов в развлекательной сфере США» до «мне нечего сказать положительного» (хотя последняя цитата, стоит отметить, от конкурента-адвоката).
Я лично общался с Бранкой по двум вопросам: последствия документального фильма 2019 года «Leaving Neverland», где обвиняли Джексона в домогательствах (Бранка назвал его «таблоидным материалом»), и позже, когда Джексон опустился на третье место в ежегодном списке Forbes «Самые высокооплачиваемые умершие знаменитости». Последнее, по его словам, было временным сбоем. «В следующем году мы будем первыми в Forbes», — уверенно предсказал он, обвинив журнал в ошибочном объединении продаж за два года у другого умершего музыканта, что сдвинуло Джексона вниз (в итоге он вернул первое место только в 2023 году).
Мастерство Бранки как переговорщика никогда не вызывало сомнений. Он организовал, вероятно, самую значимую сделку в индустрии развлечений XX века: покупку Джексоном каталога The Beatles в 1985 году.
В то время Джексон искал, куда вложить миллионы, заработанные на альбоме «Thriller». Когда каталог из 251 песни The Beatles стал доступен в связи с продажей компании ATV Music Publishing, Джексон поручил Бранке купить его (каталоги авторских прав включают в себя практически все аспекты песни, кроме записанной версии). «Все внимание было сосредоточено на том, как получить этот каталог», — рассказал Бранка в подкасте Dealcraft Джима Себениуса. Умение Бранки заключать сделки проявилось в том, что он убедил музыкального магната Ирвинга Азоффа отказаться от финансирования более высокого предложения, а также в том, что Бранка не был полностью откровенен с другим клиентом, Ричардом Брэнсоном, который также был заинтересован в покупке.
Джексон заплатил за ATV 47,5 млн долларов, но после продажи прав на песни, не принадлежащие The Beatles, и оптимизации налоговых выплат фактическая чистая стоимость для Джексона составила всего 20 млн долларов. В 1990-х годах Джексон объединил ATV с Sony в обмен на 115 млн долларов наличными, гарантированный годовой доход в размере 6,5 млн долларов, половину акций объединенной компании и половину мест в совете директоров.
После смерти Джексона Бранка договорился, что Sony выкупит 50% доли Джексона в Sony/ATV Music Publishing за $750 млн. В итоге сделка, которая изначально обошлась Джексону в $20 млн, принесла более $1 млрд дохода. Это стоит пары «Роллс-Ройсов». «Мы не проигрываем, и нас нельзя запугать», — недавно сказал Бранка. Ещё бы.
Тем не менее, Пол Маккартни был в ярости. По иронии судьбы, именно бывший участник группы The Beatles в начале 1980-х годов, после того как они вместе исполнили дуэт, подсказал своему другу Джексону идею приобрести каталог песен. Джексон попросил Бранку уточнить у адвоката и зятя Маккартни, Джона Истмана, что Маккартни не против того, чтобы Джексон купил песни The Beatles.
Истмен сказал, что проблем нет, по словам Бранки, хотя сообщение, оказывается, так и не передали Маккартни. Брэнсон был равно недоволен. «Мы потом помирились, когда я представлял The Rolling Stones и заключил сделку с Virgin Records с ним [в 1991 году]. Мы все сидели за большим столом — он, Мик, Кит и я — и праздновали», — рассказал Бранка Себениусу.
Посмертная продажа доли в Sony/ATV была лишь одним из ходов Бранки, чтобы вывести наследство Джексона в плюс. Джексон был известен расточительством, а его ранчо Neverland — купленное в сделке, организованной Бранкой в 1988 году, естественно, — было финансовой ямой. Займы Джексона облагались грабительскими процентами. Бранка недавно рассказал FT: «Кредиторы были везде, некоторые с законными претензиями, некоторые на пару сотен долларов. Даже один от якудза, японской мафии».
Бранка вернулся в орбиту Джексона незадолго до его смерти — но после трагедии быстро взялся за дело, начиная с документального фильма «This Is It» о запланированной 50-дневной резиденции Джексона в лондонской O2 Arena. Фильм стоил $60 млн, а собрал $260 млн. Затем пришли сценические шоу. В прошлом году наследство продало половину каталога издательских прав и мастер-записей Джексона Sony Music Group в сделке, оценившей весь каталог в $1,2 млрд. А теперь есть «Michael».
Ярые фанаты Джексона невероятно лояльны — но хватит ли их, чтобы фильм стал, как сказал Бранка, «самым кассовым и высокооценённым байопиком в истории Голливуда»? Поживём — увидим.