/ Окончание. Начало обзора творчества группы Kauan вы можете почитать здесь /
Акварельные рисунки, представленные в буклетах Kauan, служат идеальными иллюстрациями для музыки дуэта, который альбомом "Aava tuulen maa" (2009) завершил предыдущий период своего творчества и начал новый.
Действительно, как и эти рисунки, музыка, собранная на нем, была чиста, прозрачна, меланхолична, задумчива и тепла. Короче – красива. Красива, как может быть красива нетронутая природа, линия горизонта, зеленый лес, полный громкого пения птиц и даже капли теплого летнего дождя, в которых преломляется солнечный свет. Да, прослушивание «Aava Tuulen Maa» пробивает на лирику, но что уж тут поделать, что есть, то есть.
Ранее в музыке Антона Белова и Любови Мушниковой просматривалась философская и лирическая концепции, позаимствованные у финского коллектива Tenhi, музыка же была все-таки немного другой. Теперь же найти отличия очень трудно – даже русская лирика, имевшая место быть на предыдущих альбомах, исчезла, уступив место финскому языку, которым Белов, как я уже упоминал ранее, владеет весьма хорошо.
26 июня 2011 года на лейбле Avantgarde Music был выпущен четвертый альбом Kauan "Kuu..". Альбом отличается сильным пост-роковым/эмбиентным звучанием с элементами дум-метала. Это была последняя работа с Мушниковой, которая покинула группу.
На нем размеренный, неторопливый ритм, не особенно изменчивый на протяжении всего диска, лихо закрученные неторопливые партии электрогитар, иногда приобретающие оттенки пост-рока, периодически рычащие «металлическими» риффами для придания чувства тревоги и эмоционального напряжения, а иногда и отсылающие к шугейзингу и дрим-попу, органично существуют на одной территории с виртуозными партиями пианино, проникновенными мелодиями скрипки, акустической гитарой, отвечающей за тот самый «фолк», и синтезаторами, регулярно выдающими что-то на грани прогрессив- и спейс-рока семидесятых.
Органично соединяют все это вместе и не дают распасться на кусочки композиторский талант и чувство меры авторов. Они всматриваются в даль, мечтают и восхищаются окружающим их миром, полным ярких красок, и эти же краски смело добавляют в свои звуковые пейзажи. В конце концов, это их дело, почему они, русские люди, предпочли выражать свои мысли и эмоции на чужом языке, главное - результат, а он вполне достоин.
В 2013 году Белов собрал новый состав группы, включая свою супругу Алину Белову в качестве клавишницы, а также басиста Алекса Виноградова (также из Vin De Mia Trix), альтиста Анатолия Гаврилова и барабанщика Антона Скрынника (экс-Dimicandum). Этот состав выступил на пятом альбоме Кауана "Pirut", выпущенном лейблом Blood Music 15 декабря 2013 года.
Получившийся у ребят саунд выглядит все также оригинально - звуки словно подернуты некой дымкой, легкой пеленой, и это добавляет ощущения некой ирреальности, отрешенности и той самой умиротворенности. Ощущения бесконечной дороги между тех самых елей, что изображены на обложке. Профессиональная, стильная, минорная музыка всегда находила своего слушателя. Вот только все чаще и чаще слово «профессионализм» становится худшей рекомендацией. Ведь он почему-то обычно приходит не вместе с вдохновением, а ему на смену.
В том же году группа самостоятельно выпустила цифровой сборник "Private Release", частично переизданный в 2014 году под названием "Muistumia" на лейбле Blood Music. Следующий студийный альбом Kauan, «Sorni Nai», вышел в эфир 15 октября 2015 года и был выпущен 20 октября. Концептуальный альбом, состоящий из одной непрерывной песни, разделенной на семь треков, посвящен таинственному инциденту на перевале Дятлова в 1959 году.
Ветер... Он всеведущ... Он бывает везде - среди заснеженных гор, в долинах студёных ручьёв, в остатках предначальных лесов. Он ведет группу путников, бредущих по заснеженному лесу где-то на севере Урала.
Детально препарировать этот альбом не имеет смысла не только потому, что все его достоинства лежат на поверхности, но и из-за того, что в нём просто бессмысленно что-либо выделять и подчёркивать. В конце вся группа навсегда растворяется в ослепительно белой линии горизонта - примерно так выглядит ассоциативный ряд, возникающий после прослушивания данного кругляша.
Седьмой студийный альбом группы, «Kaiho», был выпущен 22 сентября 2017 года. В нем прозвучали тексты песен финской фолк-певицы Марьи Маттлар. Альбом получился лиричнее предыдущих, сохранив при этом духовный позитив, а также атмосферу культурно-исторических традиций. Единство природы и человека - основная тема творчества Kauan. В данном альбоме она продолжает оставаться главенствующей. Финские тексты лишь усиливают восприятие когда-то исчезнувшего человеческого компромисса с природой, а музыка органически подчеркивает эту гармонию.
Восьмой студийный альбом Kauan, «Ice Fleet», был выпущен 9 апреля 2021 года. Забавно, но "реальная история", на которой основана эта запись, скорее всего является выдумкой лично Антона Белова. Во всяком случае, в русскоязычных источниках поиск по ключевым словам не даёт никаких наводок на сведения о целой флотилии кораблей, тем паче неизвестного происхождения, которую бы обнаружили в начале тридцатых годов вмёрзшими в лёд где-то на севере моря Лаптевых. Что же до англоязычных - они все так или иначе ссылаются именно на данный альбом и некое загадочное письмо, обнаруженное Антоном в чьём-то личном архиве.
Другое дело, что музыка здесь куда убедительнее любых вещественных доказательств. Ведь всё, что не суждено увидеть даже на архивных кадрах, прекрасно слышно - и вой метели, и треск льдин, и характерный скрип мачт, и те совершенно потусторонние звуки, что издаёт промёрзшая древесина, прогибаясь под весом живого тела - впервые за долгие месяцы, а быть может, и годы.
Не нравится предложенная история - подставьте, скажем, образы из "Террора" Дэна Симмонса, только очищенные от инуитской мифологии. Зима, царящая на "Ice Fleet", способна разить насмерть и без помощи Туунбака.
Воистину чарующее звуковое оформление уже впечатляет. Но ведь и инструментальная часть восьмого студийника Kauan весьма хороша, при всём минимализме. А во многом, даже благодаря ему. Все треки мелодически связаны - они плавно перетекают друг в друга, обеспечивая релизу целостность, которой в 2021-м удалось добиться единицам.
Сами мелодии, как и риффы, как и ритмическая основа - где она присутствует - очень просты, зато предельно эффективны в своих действиях. Скупые фразировки "чистых" струн, пианино и синтезатора в "мягких" фрагментах сменяются столь же скупым, но качающим думовым напором электрогитар и ритм-секции. Да-да, Антон вспомнил, наконец, о своих металлических корнях, и этот альбом – по сути, возвращение к истокам, хоть и частичное. Уж слишком толстым оказался снежный слой предыдущих работ.
Контрасты при этом весьма резкие: в сравнении с теми же Empyrium, которые в том же году внезапно «вспомнили» свои истоки, "лирика" на "Ice Fleet" более мечтательная и изящная, а "физика" - более напористая и мясистая. И всё это укладывается в пассажи из четырёх-пяти нот там, где каким-нибудь Swallow the Sun не хватило бы и двух десятков.
Кстати, лирики, которая подразумевает текстовую начинку песен, тут меньше, чем когда-либо было у Белова и его периодически меняющихся компаньонов. Две первых и последняя главы - сугубо инструментальные, вокальное присутствие в оставшихся невелико. Так, бессловесные женские бэки, да по паре секций чистого мужского и очень недурственного экстрима. Одно лишь удивляет: к чему англоязычное название, если исполнено всё, как и прежде, на финском?
Более-менее автономна здесь лишь вещь "Enne", как полноценная вступительная часть. И если уже на "Taistelu" вы задаётесь вопросом "зачем мне это?" - едва ли имеет смысл терзать себя дальше. Содержание глав "Ice Fleet" перекликается, они зависимы друг от друга и хорошо работают лишь как единой целое, тут нет ярких хуковых фрагментов, способных зацепить в любом настроении.
В 2021 году Kauan переехали в Финляндию, Хельсинки, где в период с 2021 по 2022 год Kauan выпустили три концертных альбома «Sorni Nai live», «Pirut live» и «Lumikuuro live». Также Kauan выпустили альбом «ATM Revised» 24 февраля 2023 года. Альбом представляет собой переосмысление «Aava tuulen maa», полностью смикшированный и ремастированный.
В 2024 году объявили о создании нового состава, в который вошли басист Нико Салминен, барабанщик Кристиан Мерилахти и альтистка Хелена Думелл. В данном составе, предвкушая грядущую зиму, под вывеской Kauan вышел девятый полноформатник "Wayhome" (2025), название которого говорит само за себя.
Это неспешное зимнее путешествие домой. Меланхоличное. Умиротворяющее. Таинственное. Кинематогрофичное. Записанное как единая, 50-минутная композиция. Так что чтобы почувствовать полное погружение, придется слушать её от начала до конца.