Найти в Дзене
Верасневский

"Король репортажа" и эпатажа, знаток жизни Первопрестольной

Вместо классического "скелета" но-востной публикации (состоящей из ответов на вопросы -Что? -Где? - Когда?) Гиляровский ставит непре-двиденное «Почему?». Он спраши-вает об этом у местного надзирате-ля, но получает отказ сообщить нео-бходимые сведения. Обращается к  фабричному врачу, но  и тот реши-тельно отказался отвечать. В  боль-нице, куда были отправлены ране-ные, запрещено говорить, что уми-рают погорельцы. Журналисты-тёзки Дорошевич (ещё один известный "бытописатель Москвы") и Гиляровский. Катастрофу и все её последствия хотят прикрыть непроницаемой завесой. В эти дни статью читают по трактирам собираясь толпами и даже на кладбище... За время работы криминальным репортёром досконально изучил трущобы Хитровки, был знаком со многими местными босяками и бандитами и пользовался среди них особым уважением за чест-ность и отсутствие «барского» от-ношения к обитателям социаль-ного дна. Регулярно водил на Хи-тровку экскурсии для друзей и ко-ллег, кому хотелось хоть на миг окунуться

Вместо классического "скелета" но-востной публикации (состоящей из ответов на вопросы -Что? -Где? - Когда?) Гиляровский ставит непре-двиденное «Почему?». Он спраши-вает об этом у местного надзирате-ля, но получает отказ сообщить нео-бходимые сведения. Обращается к  фабричному врачу, но  и тот реши-тельно отказался отвечать. В  боль-нице, куда были отправлены ране-ные, запрещено говорить, что уми-рают погорельцы.

Журналисты-тёзки Дорошевич (ещё один известный "бытописатель Москвы") и Гиляровский.
Журналисты-тёзки Дорошевич (ещё один известный "бытописатель Москвы") и Гиляровский.

Катастрофу и все её последствия хотят прикрыть непроницаемой завесой. В эти дни статью читают по трактирам собираясь толпами и даже на кладбище...

За время работы криминальным репортёром досконально изучил трущобы Хитровки, был знаком со многими местными босяками и бандитами и пользовался среди них особым уважением за чест-ность и отсутствие «барского» от-ношения к обитателям социаль-ного дна. Регулярно водил на Хи-тровку экскурсии для друзей и ко-ллег, кому хотелось хоть на миг окунуться в беспокойную босяц-кую действительность. Так опи-сывал народного любимца Антон Павлович Чехов: «Я знаю его (В. Гиляровского) уже почти 20 лет, мы с ним вместе начали в Москве нашу карьеру, и я пригляделся к нему весьма достаточно... В нём есть кое-что ноздрёвское, беспо-койное, шумливое, но человек это простодушный, чистый сердцем, и в нем совершенно отсутствует эле-мент предательства, столь прису-щий господам газетчикам. Ане-кдоты рассказывает он непреры-вно, носит часы с похабной пано-рамой и, когда бывает в ударе, показывает карточные фокусы».

Актёр Михаил Пореченков расс-казывает о восприятии своего ки-ногероя: «Мне близки такие персо-нажи, мне они нравятся. Озорной, крепкий, веселый, каждый скажет – «наш человек». Он вроде бы во-зрастной, но такой хулиганистый, готов броситься в любую авантюру и знает, как двигаться по самым опасным закоулкам жизни. Гиля-ровский, как мы знаем из воспо-минаний современников, был че-ловеком честным, человеком сло-ва, за что был уважаем везде и аб-солютно спокойно общался даже с самыми страшными представите-лями трущоб».

Не правда ли необычные для чело-века профессии журналиста (я тоже по специальности "журналист", хотя, стаж имею небольшой (больше и до-льше печатался, как внештатник), при этом, "покрутился немного в да-нной среде, поэтому знаю, о чём го-ворю, ведь, журналист - это, в пер-вую очередь, человек изучивший жизнь в разных её проявлениях, ну и, к тому же "с пером" (то есть уме-ющий её "на бумаге передать").

Признаться, когда смотрел фильм про Владимира Алексеевича и Ко-нстантина Сергеевича "Хитровка ...", думал, что уважение бродяг и вла-дение искусствами единоборств из-вестного журналиста В. Гиляровско-го "актёрские находки" М. Порече-нкова, но оказалось, что жизнь "ко-роля репортажа" и одного из самых лучших "бытописателей" Белокамен-ной была намного богаче жизни эк-ранного образа....

Я упоминал уже об участии Гиля-ровского в русско-турецкой воен-ной кампании и, даже, получении тем Георгиевского ордена, но не сообщал о том, как Гиляровский воевал. А эта "грань личности" Вла-димира заслуживает отдельного внимания

Трущобный мир Москвы
Трущобный мир Москвы

С началом русско-турецкой кампа-нии 1877—1878-го Владимир Гиля-ровский пошел на фронт добро-вольцем. Вместе с 161-м Алекса-ндропольским пехотным полком попал в Грузию, принимал участие в штурме Хуцубанских высот, в боях на реке Ачхуа. В роте быстро отме-тили его храбрость и силу и переве-ли в команду войсковой разведки — «к пластунам». Это были уникаль-ные спецподразделения русской армии, действовавшие в мало-знакомой горной местности. С пе-реводом Гиляровскому помог тот  факт, что он знал основы рукопаш-ного боя — в детстве его воспиты-вал «дядька» — друг отца Василий Югов, бывший матрос, который в  скитаниях по Азии поднабрался умения у мастеров боевых искусств: и камни ребром ладони разбивал и бревнами жонглировал. Всему что умел, научил Владимира Гиля-ровского.

Продолжение следует