Найти в Дзене

Кинза: деликатес или мыло? Генетический тест на «голубую кровь» у вас на тарелке

Представьте: вы в гостях. Хозяйка с гордостью ставит на стол салат, щедро посыпанный свежей зеленью. Вы берете вилку, пробуете и... еле сдерживаете рвотный позыв. Во рту — жуткое мыльно-парфюмерное послевкусие, как будто вместо зелени вам подсунули кусок хозяйственного мыла. Вы с ужасом смотрите на соседа, который с удовольствием уплетает этот «деликатес». Он вас не понимает. Вы его — тем более. Это не кулинарный спор. Это — генетическое противостояние. И правы, как ни странно, могут быть обе стороны. Потому что для некоторых кинза (кориандр) — это ароматная «всеспеция», а для других — вонючий убийца любого блюда. И наука знает почему. «Запах клопов» — это не ваша фантазия, а ваша ДНК Давние споры о том, пахнет ли кинза клопами или мылом, получили неожиданное научное подтверждение. Исследования, в том числе масштабный проект компании 23andMe, доказали: наше восприятие вкуса кинзы запрограммировано в генах. Всё дело в особых обонятельным рецепторам, которые кодируются определенным

Представьте: вы в гостях. Хозяйка с гордостью ставит на стол салат, щедро посыпанный свежей зеленью. Вы берете вилку, пробуете и... еле сдерживаете рвотный позыв. Во рту — жуткое мыльно-парфюмерное послевкусие, как будто вместо зелени вам подсунули кусок хозяйственного мыла. Вы с ужасом смотрите на соседа, который с удовольствием уплетает этот «деликатес». Он вас не понимает. Вы его — тем более.

Это не кулинарный спор. Это — генетическое противостояние. И правы, как ни странно, могут быть обе стороны. Потому что для некоторых кинза (кориандр) — это ароматная «всеспеция», а для других — вонючий убийца любого блюда. И наука знает почему.

«Запах клопов» — это не ваша фантазия, а ваша ДНК

Давние споры о том, пахнет ли кинза клопами или мылом, получили неожиданное научное подтверждение. Исследования, в том числе масштабный проект компании 23andMe, доказали: наше восприятие вкуса кинзы запрограммировано в генах.

Всё дело в особых обонятельным рецепторам, которые кодируются определенными генами. У некоторых людей варианты (аллели) этих генов заставляют их обонятельную систему улавливать в кинзе не травянистые ноты, а альдегиды — те самые органические соединения, которые входят в состав мыла, средств для мытья полов и... да, выделяются в качестве защитного секрета некоторыми клопами (например, лесными клопами-щитниками).

Проще говоря:

· Если кинза для вас вкусная — ваш мозг интерпретирует эти альдегиды как свежий, цитрусовый, пряный аромат.

· Если кинза для вас отвратительна — ваш мозг получает от рецепторов четкий сигнал: «Внимание! Мыло! Химия! Опасность!».

И переубедить ваш мозг практически невозможно. Это не приобретенная привычка, а врожденная настройка.

Так при чем тут «голубая кровь»?

Шутливое выражение «если кинза для тебя не воняет — у тебя голубая кровь» имеет под собой неожиданное статистическое основание.

Исследования показали, что непереносимость вкуса кинзы имеет этническую и географическую привязку:

· Наибольший процент людей, для которых кинза пахнет мылом, — среди европеоидов (по разным данным, от 14% до 21%).

· У народов Восточной Азии (например, китайцев, корейцев) этот процент тоже высок — около 21%.

· А вот среди народов, в чьей традиционной кухне кинза используется тысячелетиями (Ближний Восток, Южная Азия, Латинская Америка, Кавказ, Центральная Азия), количество «мыльноедцев» минимально — около 3-7%.

Получается, что любовь к кинзе — это часто вопрос гастрономической традиции, в которой вырос ваш род. Если ваши предки веками щедро клали кинзу в салаты, супы и соусы, то у вас с гораздо большей вероятностью есть генетическая «защита» от мыльного привкуса. Ваши гены прошли естественный отбор в среде, где эта трава была ценным источником витаминов и вкуса.

Так что в шутке про «голубую кровь» есть доля правды: устойчивость к мыльному привкусу может указывать на древние, устоявшиеся кулинарные корни вашей семьи, уходящие в регионы, где кориандр — царь и бог зелени.

Что делать, если вы — «мыльноед»?

1. Принять. Бороться с генетикой бесполезно. Вы не привередничаете — вы физиологически иначе воспринимаете мир.

2. Пробовать сушеную кинзу (кориандр). Интересный факт: при сушке разрушаются те самые альдегиды, отвечающие за мыльный вкус. Молотый кориандр для многих «мыльноедов» — вполне приемлемая и даже любимая специя с теплым, древесно-цитрусовым ароматом.

3. Не заставлять. Не пытаться скормить кинзу ненавистнику со словами «привыкнешь» или «ты просто не умеешь ее готовить». Это то же самое, что заставлять человека любить звук, режущий слух.

Что в итоге?

Вкусовые войны вокруг кинзы — это прекрасная иллюстрация того, насколько разным может быть наш опыт в одном и том же мире. Один и тот же листочек в одной тарелке для двух людей — это два абсолютно разных вещества.

В следующий раз, когда вас будут осуждать за неприязнь к кинзе (или, наоборот, удивляться вашей любви к ней), смело говорите: «Это не я — это мои гены. И у нас с тобой, друг, разные генетические вселенные вкуса».

И пусть это знание добавит нам всем немного больше терпимости — как за столом, так и в жизни.

---

А вы как относитесь к кинзе? Любите, ненавидите или равнодушны? Поделитесь своим «генетическим опытом» в комментариях!