Найти в Дзене

История русского лакового чуда

Вы когда-нибудь держали в руках расписную лаковую шкатулку? Согласитесь, эти изящные вещицы восхищают и завораживают. Сначала сложно поверить, что под слоями лака, за красотой тончайшей работы живописной композиции скрываются обычные бумага и клей, ведь основа изделия — папье-маше. А дальше, рассматривая лаковую миниатюру, искусно выполненную мастером, как будто погружаешься в самые потаённые уголки русской истории, где фольклор и сказочные мотивы переплетаются с былью, точно и ёмко прорисовывая важные события, народные чаяния и устремления. Ярко и многогранно о культурном феномене, отражающем российскую историю через художественный промысел, рассказывает новый выставочный проект «Лаки. Большая история в миниатюре: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй», представленный 28 ноября 2025 года в музее «Новый Иерусалим». Шкатулки, ларцы, панно, декоративные тарелки — в экспозиции можно увидеть порядка 300 произведений искусства, выполненных в технике лаковой миниатюры. Традиции искусства лаков бе
Оглавление

Вы когда-нибудь держали в руках расписную лаковую шкатулку? Согласитесь, эти изящные вещицы восхищают и завораживают. Сначала сложно поверить, что под слоями лака, за красотой тончайшей работы живописной композиции скрываются обычные бумага и клей, ведь основа изделия — папье-маше. А дальше, рассматривая лаковую миниатюру, искусно выполненную мастером, как будто погружаешься в самые потаённые уголки русской истории, где фольклор и сказочные мотивы переплетаются с былью, точно и ёмко прорисовывая важные события, народные чаяния и устремления.

Ярко и многогранно о культурном феномене, отражающем российскую историю через художественный промысел, рассказывает новый выставочный проект «Лаки. Большая история в миниатюре: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй», представленный 28 ноября 2025 года в музее «Новый Иерусалим». Шкатулки, ларцы, панно, декоративные тарелки — в экспозиции можно увидеть порядка 300 произведений искусства, выполненных в технике лаковой миниатюры.

Традиции искусства лаков бережно сохраняются и передаются вот уже третье столетие, но как появилась лаковая миниатюра в России? В чем её особенности? Приглашаем вас совершить воображаемое путешествие по страницам истории традиционного лакового промысла.

Федоскино

Старейший центр русских художественных лаков, получивший мировую известность, отмечает в этом году своё 230-летие. Он был основан в подмосковном селе Федоскино в конце XVIII века и ведёт свою родословную от лукутинских и вишняковских лаков. В истории Федоскина лукутинская миниатюра стала целой эпохой создания уникального нового искусства, творчески объединив опыт восточных и западных лаков и обогатив их национальным духом и энергией. Сюжеты изделий были многообразны: копии мастеров западных и отечественных художников, сцены труда простого народа, свадьбы, свидания… Но темы народных гуляний, чаепитий, катаний на тройке стали своего рода символом искусства русской лаковой миниатюры.

Первопроходцы лукутинцы

Кто же такие лукутинцы? Перенесёмся в конец 18 века, в сельцо Данилково, ныне это часть села Федоскино. В 1795 году московский купец 1 гильдии Пётр Иванович Коробов основал в подмосковном селе Данилково небольшую мануфактуру, где производил разные товары. Мода на нюхательный табак и в связи с этим необходимость удовлетворить спрос на табакерки потребовали от предприимчивого купца искать выгодный вариант их производства в России. В Европе делали дорогие табакерки из драгоценных металлов и камней. Коробову приглянулась немецкая фирма Штобвассера, которая изготовляла табакерки из папье-маше. Этот недорогой полуфабрикат из бумажной массы изготавливался по особой технологии. Пётр Иванович договорился и на выгодных условиях приобрёл эти технологии, а взамен расплачивался готовыми расписными изделиями, не уступающими по качеству штобвассерскому товару.

В 1824 году табакерочная фабрика перешла к зятю Коробова Петру Васильевичу Лукутину, а затем к его сыну, Александру Петровичу Лукутину. Расцвет производства связан как раз с периодом, когда фабрикой владели отец и сын Лукутины, отсюда и название – лукутинцы, лукутинские мастера. Производство расширили и модернизировали, при фабрике организовали рисовальную школу. Помимо табакерок начали выпускать широкий ассортимент: коробочки, шкатулки, обложки для альбомов, чайницы, спичечницы, бювары, портсигары, бисерницы, подносы, дорожные погребки, папки для меню кафе и ресторанов, ручки для тростей и зонтов и многое другое.

Лукутинские мастера черпали свои сюжеты из произведений русских и зарубежных художников, литографий, гравюр, лубочных картинок. Изделия лукутинской фабрики высоко ценились и в России, и за границей. Ими успешно торговали в Германии, Швеции, Италии. Высокое качество изделий позволило фабрике получить право с 1828 года ставить на внутренней стороне каждого предмета клеймо с изображением российского герба и инициалами владельцев предприятия.

Последний владелец фабрики Николай Александрович Лукутин – известный общественный деятель, театрал, коллекционер фарфора – всячески продвигал известную лаковую марку. Он сам подбирал сюжеты для копирования, оплачивал нескольким художникам обучение в Строгановском училище, расширил ассортимент изделий. На фабрике стали выпускать пасхальные яйца, обложечные плакетки для альбомов, меню и визитницы, салфеточные кольца, броши. К концу 19 века качество живописи лукутинских лаковых изделий достигло высочайшего уровня. После смерти Николая Александровича его вдова Любовь Герасимовна Лукутина продала фабрику. Но лаковое дело не кануло в Лету.

Вишняковские лаки

Параллельно с лукутинскими лаками развивалось лаковое дело братьев Вишняковых, крепостных графа Николая Петровича Шереметева. Деятельный и предприимчивый крестьянин Филипп Никитич Вишняков начинал как скупщик и продавец лукутинских изделий, но сумел открыть и собственную мастерскую по производству лаковых изделий в селе Жостово. Его изделия были близки по качеству и ассортименту к лукутинским. Лукутинское и вишняковское предприятия существовали бок о бок почти сто лет, влияя друг на друга. Лукутинские мастера иногда подрабатывали у Вишняковых. Обмен сюжетами и умениями между этими мастерскими был постоянным и благотворным.

Новый виток развития русской лаковой миниатюры связан тоже с лукутинскими и вишняковскими мастерами. Через 6 лет после продажи фабрики последними Лукутиными 10 бывших лукутинских работников и вишняковских мастеров, объединились в Федоскинскую трудовую артель, сумели сохранить высокое качество продукции. В 1910 году артель получила медаль на всероссийской выставке в Казани, а в 1913 – удостоена наград в Петербурге и Киеве.

На рубеже 1920–1930 годов артель переросла в крупный промысел. После Октябрьской революции в искусстве Федоскино по-прежнему главными темами были сцены труда, гуляний, а также полюбившиеся «тройки» и «чаепития». Власти рабочих и крестьян эти темы работ были близки и понятны. А осмысление новой действительности и создание новых образов и средств выражения пришло позже. Талантливые мастера, высочайшие профессионалы, унаследовавшие более чем столетний опыт своих предшественников, чутко отразили современность, не изменяя сути своего искусства. Время огромных перемен, героические замыслы потребовали новых форм, отражающих глобальность и величие преобразований. Появились помпезные формы – кубки, вазы, фигурные многоугольные ларцы. Изделия украшались изображениями советских вождей и героев, сюжетными многофигурными композициями, символизирующими спортивные достижения и благополучие жизни советского народа. Как и зарубежные лаковые изделия, наши были копиями прежних работ художников. И только 1950 году федоскинские мастера впервые приступили к созданию собственных авторских произведений, разнообразных и ярких, представив такое разнообразие, глубину работ, каких не было раньше. Не отрицая ценность талантливейших копий, благодаря которым широкие массы могли познакомиться с шедеврами отечественных и зарубежных мастеров, отметим, что появление авторских работ, личное восприятие природы, событий, разных дел установило необыкновенную связь художника-творца с каждым человеком. Это камерное искусство стало прямым, таким близким обращением к человеку-зрителю, с которым мастера делились своими чувствами, мыслями и вдохновляющей красотой окружающего мира.

Расширился диапазон тем, отражая изменения жизни общества, достижения в строительстве нового государства: освоение целинных земель, строительство БАМа, спортивные состязания, покорение космоса, портреты выдающихся деятелей Отечества, прошлого и современного… Любимые «тройки» и «чаепития» также приобрели новых персонажей.

Сейчас фабрика, сохранив старое название, имеет статус Государственного унитарного предприятия Московской области.

Палех. От иконы к лаковой миниатюре

В течение трёх веков Палех был известен в России как один из крупных центров иконописания. Всё изменилось после Октябрьской революции 1917 года. Иконописцы стали не нужны, мастерам пришлось искать для себя новое занятие, которое позволило бы им использовать свой опыт живописцев. Таким делом в 20-е годы прошлого столетия стала лаковая миниатюра, принесшая Палеху всемирную известность.

Бывшие коллеги иконописца Ивана Ивановича Голикова, зная его необыкновенный талант и постоянный поиск, обратились к нему с просьбой помочь им найти путь в будущее. Бывший владелец иконописной мастерской и прекрасный иконописец Александр Глазунов пригласил его походить по музеям. Голиков там познакомился с лукутинскими шкатулками и решил попробовать создать свою миниатюру, исходя из другой художественной системы. Он написал пластину «Адам в Раю». Сохраняя религиозное чувство, Голиков рассказал о реальном первом человеке и его восприятии подаренного ему Всевышним мира. Появилось понимание, как обрести путь в будущее. Голиков сумел найти связующую нить между великим наследием древнерусской живописи и современностью.

Удачный опыт способствовал объединению палехских художников в «Артель древней живописи» в 1924 году.

Уже первые работы палехских мастеров вызвали горячий отклик специалистов и публики в России и за рубежом. Состоявшиеся вскоре выставки палешан в Венеции и Париже произвели сенсацию. Голиковские миниатюры, несмотря на их темы, передавали дух времени. Его парочки, катания на тройках, свидания, пляски, битвы, прекрасные по колориту и форме, были полны динамичных ритмов, отражающих время бурных перемен. В 1924 году семеро палехских мастеров основали Артель древней живописи. Так открылась новая яркая страница в истории старинного промысла — создание лаковой миниатюры, вошедшее в золотой фонд мирового искусства.

Расцвет палехского искусства приходится на 1920-е и 1930-е гг. К этому времени складывается собственно палехский стиль, наиболее ярко проявившийся в произведениях И.И. Голикова, Д.Н. и А.Н. Буториных, А.В. и В.В. Котухиных, И.И. Зубкова, И.В. Маркичева, А.А. Дыдыкина, И.П. Вакурова, Н.М. Зиновьева, П.Д. Баженова. Но в конце 1930-х годов, в рамках борьбы с «наследием прошлого», начались репрессии по отношению к выдающимся мастерам Палеха, принесшим не только мировую славу Отечеству, но и большой доход государству. Многие из них погибли.

От мастеров стали требовать писать копии, как в Федоскино... А потом началась война. Н.М. Зиновьев, один из основателей палехского стиля, сумел «оправдать» палехское искусство и его истоки, величие наследия древнерусской живописи, будучи уже народным художником и Героем труда СССР, лауреатом Государственной премии имени И.Е. Репина. Он написали две книги — «Стилистические традиции искусства Палеха» и «Художники Палеха», — где убедительно доказал значение древнерусской живописи как основы палехского стиля и необходимость сохранения его как уникального явления и в новом искусстве.

Сейчас в старинном центре бывшего иконописания Палехе снова пишут иконы. Мастера Палеха расписывают храмы в России и за рубежом. Возвращение к иконописанию оказалось возможным, благодаря сохранению техники иконного письма в миниатюре. Вот такая неистребимая преемственность. Икона дала жизнь искусству палехских лаков, в котором мастера сумели сохранить и передать через поколения традиции русской иконописи.

Миниатюрой современный Палех занимается по-прежнему, но основным направлением становится иконопись, а иногда — сочетание того и другого. Здесь сложилось несколько династий живописцев, которые достойно продолжают дело своих родителей и дедов. Художники сохраняют бесценное сокровище, каждый раз находя свежие приёмы, наполняя жизненной силой и красотой вечные темы, отражающие этические и эстетические народные идеалы.

Мстёра

Мстёра расположена на северо-востоке Владимирской области, в междуречье Мстёрки и Тары при их впадении в реку Клязьму. Иконопись здесь возникла позже, чем в Палехе и в Холуе, — к началу XVIII века, но она восхищает красотой цветных природных и архитектурных форм, сложной системой планов. Сохраняя органичную связь с древнерусской традицией, Мстёра испытывала влияния «больших» стилей: барокко, академизма, эклектики, модерна — и выработала свой самостоятельный иконописный стиль.

Многообразие дореволюционного опыта Мстёры определило широкий диапазон художественных поисков в период сложения самобытного стиля мстёрской миниатюры, объединив не только иконописный опыт, но и опыт голышевского лубка.

В 1931 году 22 июня «Артель древнерусской народной живописи» была реорганизована в артель «Пролетарское искусство», выделив роспись на папье-маше в самостоятельное и ведущее направление. Лучшие иконописные мастера: Н.П. Клыков, А.Ф. Котягин, А.И. Брягин, Е.В. Юрин, И.А. Серебряков, И.В. Савин, В.Н. Овчинников, А.И. Меркульев, И.А. Фомичев — начали освоение миниатюрной живописи. Мстёрские художники были смелыми импровизаторами, владевшими разнообразными изобразительными навыками и приёмами. Они умели видеть вещь в целом и находить равновесие между формой и росписью.

В 1960-х – начале 1980-х гг. преобладала современная и историческая тематика: успехи в социалистическом строительстве, героические события прошлого, былинные сюжеты. В последующие годы художники Мстёры остаются верны сюжетам, раскрывающим красоту повседневных будней, историческое прошлое нашего народа, былины, литературные произведения.

Для мстёрских мастеров характерна глубокая внутренняя связь со своим временем. Современная Мстёра снова стала одним из иконописных центров, но, как и в Палехе, искусство лаковой миниатюры здесь по-прежнему живо.

Холуй

Холуй — один из старейших иконописных центров Владимиро-Суздальских земель, который славился этим ремеслом раньше, чем Палех и Мстёра. Искусство иконописи в Холуе восходит к XVI столетию и благодаря принадлежности монастырям (Троице-Сергиевой Лавре, часть — Спасо-Евфимиеву Суздальскому монастырю, часть — Благовещенскому Киржачскому, Владимирскому Рождественскому и Московскому Чудову монастырям) поселяне постепенно занялись иконописью, которая стала основной их деятельностью. Для мастеров Холуя была свойственна свобода и реалистические приёмы, благодаря особому складу местных жителей и тому, что в иконописных мастерских Холуя преподавали выпускники Петербургской Академии художеств Н.Н. Харламов и Е.А. Зарин, которые привнесли в холуйскую иконопись стилистические особенности академизма, лаконизм рисунка, «мудрую скупость» живописных средств, подчёркнутую монументальность.

После Октябрьской революции и запрета на занятие иконописью бывшие иконописцы Холуя творчески развили художественные приёмы местной иконописи в лаковой миниатюре.

Мастера Холуя, начав экспериментировать в области декоративной росписи, пришли к миниатюре не сразу, а вслед за мастерами Палеха и Мстёры. Поиски своего стиля, который не повторял бы уже определившиеся особенности письма Палеха и Мстёры, был непростым. Холуйские мастера выбрали правду жизни, и эту линию в своём искусстве они продолжают сохранять, развивая её и совершенствуя.

Диапазон тем и образов, объединяющих в миниатюрах лирическое и эпическое начало, здесь неисчерпаем. Богатство нашего фольклора, сказок, легенд, притч, сказаний, литературных произведений, исторический событий находит талантливое прочтение в творчестве каждого художника. Все сюжеты раскрываются на фоне поэтического, одухотворённого пейзажа среднерусской полосы, чутко воспринимающего все нюансы выбранной темы и помогающего раскрыть её глубину, темперамент, передать волнующую недосказанность. Живописный почерк холуйских мастеров отличается яркой пластической выразительностью, своеобразием колористических решений.

Холуйские художники создали целую художественную энциклопедию архитектурных памятников нашего Отечества: виды городов и весей, храмов и монастырей…

Воображаемое путешествие по страницам истории лакового промысла в России завершено, но развитие лаковой миниатюры не закончено. Каждый из четырёх лаковых центров, пройдя свой путь становления и обретения уникальной стилистики, продолжает искать и находить новые приёмы, бережно сохраняя традиции. Убедиться в этом можно, посетив выставочный проект «Лаки. Большая история в миниатюре: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй» в музее «Новый Иерусалим», где изделия признанных мастеров представлены вместе с работами современных авторов. Экспозиция демонстрирует богатство характерных особенностей и стилистических нюансов каждого из лаковых центров. О том, какие секреты и приёмы создают неповторимое своеобразие изделий, мы расскажем в наших следующих публикациях.

Еда
6,93 млн интересуются