В этот день, ровно 40 лет назад, на телевизионные "голубые" экраны вышел новый эпизод сериала "Полиция Майами: Отдел нравов" - Phil the Shill - с Филом Коллинзом в главных ролях. Сегодня мы подробно пройдемся по этой серии, рассмотрим ее в деталях и найдем пасхалки, связанные с Genesis.
Немного предыстории о сериале
Когда в сентябре 1984 года впервые вышел в эфир сериал «Полиция Майами: отдел нравов», криминальная драма мгновенно установила множество новых стандартов на телевидении. Двое стильных полицейских в модных нарядах преследовали злостных наркоторговцев на фоне праздничной атмосферы флоридского мегаполиса. Цветовая гамма изображения была насыщенной и новаторской, экшен‑сцены — многочисленными и кинематографичными, а список звёздных гостей — чуть ли не бесконечным.
Ключевым элементом успеха концепции, придуманной автором и сценаристом Энтони Ерковичем и реализованной продюсером и режиссёром Майклом Манном, стало включение поп‑музыки и элементов поп‑культуры.
Саундтрек — просто блестящий!
Значение музыки началось с инструментального саундтрека, для создания которого Манн пригласил Яна Хаммера. В то время Хаммер, джазовый музыкант, был неизвестен широкой аудитории. Он вспоминал:
«Майкл [Манн] сказал, что не хочет, чтобы главная музыкальная тема была типичной телевизионной драматической музыкой. Тогда я достал кассету и сыграл ему то, что сделал сам. Один трек — энергичный, драйвовый — в итоге стал основной темой… Когда мы узнали, что сериал утвердили, он сказал мне, что у меня полная творческая свобода» (Хаммер, «Miami Vice at 40: An Oral History»).
Вскоре стало ясно, насколько верным был выбор Манна. И Miami Vice Theme, и Crockett’s Theme в 1986 году вошли в десятку лучших хитов мира и стали знаковыми инструментальными композициями 80‑х. За них Ян Хаммер получил премию «Грэмми».
Поп‑культура и поп‑звёзды
Помимо оригинального саундтрека, с самого начала важную роль в сериале играли современные поп‑песни. Энтони Еркович поясняет:
«Одним из элементов моей концепции был феномен музыкальных клипов и MTV в поп‑культуре: я хотел выстраивать повествование через музыку диалектическим образом — чтобы она комментировала сюжет и персонажей, и наоборот» (Еркович, «Miami Vice at 40: An oral history»).
Поэтому вполне логично, что музыкантов не только приглашали на эпизодические роли — многие сами были рады появиться в сериале: Гленн Фрей, Литтл Ричард, Шина Истон, Фрэнк Заппа, Джин Симмонс, Уилли Нельсон, Тед Ньюджент, Леонард Коэн, Майлз Дэвис, Джеймс Браун и, конечно, Фил Коллинз. Кажется, ни один другой музыкант не ассоциируется с «Miami Vice» тактесно, как он. Почему так?
Фил Коллинз и «Miami Vice»: союз успеха
Прежде всего, старт сериала «Miami Vice» в конце 1984 года практически совпал с взлётом Фила Коллинза к статусу абсолютной суперзвезды. Это отличает его от многих других звёздных гостей сериала, которые уже пережили пик успеха (Джеймс Браун, Майлз Дэвис и др.) или ещё только ожидали его (Брюс Уиллис). Можно назвать это своего рода «музыкально‑кинематографическим саммитом»: и Фил Коллинз, и «Miami Vice» были законодателями мод и любимцами публики в середине 1980‑х.
Кроме того, Коллинз — единственный музыкант, который не только запомнился яркой актёрской ролью в «Miami Vice», но и сумел включить несколько своих хитов в качестве атмосферной фоновой музыки для ключевых сцен сериала. Судя по всему, это во многом связано с тем, что он один из немногих артистов, кто отлично проявляет себя в обеих сферах - и в музыке и в актёрском мастерстве.
Фил в роли актёра в «Miami Vice»
Как и почему Коллинз получил эпизодическую роль во 2‑м сезоне, 12‑й серии («Phil the Shill»). Директор по кастингу Бонни Тиммерманн приоткрывает завесу над тем, как в сериале искали знаменитостей:
«Каждую неделю мы выдвигали предложения… Может, кто‑то предложил Фила Коллинза? Это мог быть Дон, или Майкл, или [покойный продюсер‑режиссёр] Джон Николла… Могла быть и я… Мы читали сценарии и говорили: „Эй, а что насчёт Фила Коллинза?“ Потом начинался процесс поиска и отслеживания кандидатов» (Тиммерманн, «The now super famous guest stars of Miami Vice»).
Есть признаки того, что персонаж, которого он сыграл, появился благодаря его участию — а не наоборот. То есть роль фактически создали специально для Коллинза. Сам Фил в автобиографии пишет, что, когда с ним впервые связались, он предполагал, что это будет лишь короткое камео. Он приятно удивился, обнаружив, что сценарий предусматривает роль с большим количеством диалогов и экранного времени.
Пересмотр эпизода с Филом
На этом этапе уместно подробнее рассмотреть эпизод с участием Фила. Далее следует комментированный пересмотр этой серии (2‑й сезон, 12‑я серия). К сожалению, в старой версии DVD эпизод немного сокращён.
Да, с этого момента будут серьёзные спойлеры сюжета. Так что, если вы хотите посмотреть всё (снова) свежим взглядом, то давайте прекратим дальнейшее чтиво.
Фил — шулер
Для тех, кто не знаком с «Miami Vice», кратко представлю основных персонажей сериала. Помимо Сонни Крокетта (Дон Джонсон) и Рикардо Таббса (Филипп Майкл Томас), в отделе полиции Майами действуют и другие герои.
Прежде всего стоит отметить: Фил Коллинз играет персонажа по имени Фил. Коллинз? Нет! Его героя зовут Фил Мэйхью. Мэйхью… хм… кажется, что-то знакомое… особенно для фанатов Genesis, не так ли? Или показалось? Вернёмся к этому чуть позже, как говорится, не выключайте телевизор.
Начало эпизода
Эпизод начинается с появления Фила в роли ведущего низкопробного игрового шоу под названием «Rat Race». Эта смесь болтуна и слегка подлого ведущего викторины идеально подходит нашему герою. Два участника — один из них Суайтек. Его помощник Зито сидит в зале и подбадривает его — участники соревнуются за приз в 100 000 фунтов. Для этого им нужно отвечать на вопросы в духе самых безвкусных игровых шоу и пройти полосу препятствий. Суайтек выигрывает «крысиные бега» (под аккомпанемент песни Фила Life Is A Rat Race), но чувствует себя обманутым: его кнопка не срабатывает, в итоге побеждает соперник. Уходя, он требует второй попытки, но Фил вынужден отказать: шоу закрывают. Так рождается сквозная сюжетная линия эпизода: Суайтек жаждет отомстить Филу.
Расследование Крокетта и Таббса
Тем временем Крокетт и Таббс расследуют дело крупного наркоторговца Тони Риверса (Риверс? Джоб? Один из тех, кто играл в группе Anon (Pre-Genesis) с Майком Резерфордом, Ричардом Макфейлом и Энтони Филлипсом? Простите, что-то у меня везде намеки на Genesis мерещатся…- прим.). Чтобы установить жучок в его чёрный Mercedes, Крокетт провоцирует телохранителя Риверса на драку (это отвлекающий манёвр), а Таббс в это время устанавливает передатчик в машине. Позже, отдыхая в баре, они с удивлением видят Суайтека по телевизору. Оказывается, Зито и Суайтек сказались больными и вместо службы развлекаются. Уай, как некрасиво! На следующий день их ждёт выговор от Кастильо — и дополнительная работа.
Тем временем Риверс и его подруга Сара Макфейл (кто? Макфейл? Не послышалось? - прим.) выходят из прослушиваемого чёрного автомобиля. Они становятся свидетелями расправы над двумя предполагаемыми предателями — типичное развлечение гангстеров и их подруг.
Снова Фил
То, что Суайтек подозревал, становится реальностью. Мы видим, как Фил делит
призовые деньги шоу с настоящим победителем (который, кстати, полный идиот). Значит, кнопка действительно была подстроена. Фил получает 80 000 фунтов. Что ж, жизнь — настоящая крысиная гонка. И Фил убедительно играет мелкого мошенника. На вырученные деньги он пускается в масштабные покупки: новый спортивный автомобиль, модная одежда, дорогие часы.
В ювелирном магазине он флиртует с женщиной («У вас вид женщины, редко льющей слёзы»). Он не знает, что это Сара — подруга Риверса. А она лишь хочет использовать Фила как приманку. Сара думает, что Фил англичанин, но он парирует: «На самом деле норвежец, но я сделал операцию». Норвежец там или болгарин из Будапешта, но Сара успешно очаровывает Фила, и они договариваются встретиться за обедом.
Между тем…
Мы снова видим Крокетта, Таббса, Суайтека и Зито за расследованием и наблюдением. Всё верно — мы в криминальном сериале!
Смена сцены
В новом доме Фила, который он только что купил, звонит дверной звонок.
Кто там? А там Иззи — мелкий преступник, который представляется дизайнером интерьеров и «человеком со связями». Позже мы узнаем: Иззи пришёл по просьбе Суайтека — тот всё ещё хочет отомстить Филу. Фил чувствует, что что‑то не так. Крокетт и Таббс недовольны личной вендеттой Суайтека, но Зито удаётся их успокоить.
Ведь если Иззи что‑то выяснит о Филе, полиция тоже сможет извлечь
выгоду. Джина уже провела небольшое расследование о Филе. Похоже, у него долгая карьера мошенника в Англии. Таббс самодовольно комментирует место его рождения («Уайтчепел, Лондон»): «Это родина Джека‑Потрошителя».
Снова сцена
Фил в плавательных трусах у собственного бассейна. Иззи обставил дом Фила всевозможными предметами искусства и модной мебелью. Там Фил встречается с Сарой за обедом. Мы узнаём, что он хочет устроить вечеринку: «Беспрерывный кекс, наркотики и рок‑н‑ролл», — мечтает он. Сара говорит, что может помочь хотя бы со вторым пунктом.
Затем они видят чёрный Mercedes. Крокетт и Таббс следуют за ним, но теряют из виду. Риверс обнаружил жучок в машине и теперь в ярости. Он убивает курьера наркотиков по имени Стюарт (кто? Стюарт? Серьезно? Мейхью, Макфейл, Риверс… Сценарист - знатный тролль! - прим.), считая
его предателем. Тем временем Джина и Труди, замаскировавшись под официанток, проникают на яхту Риверса и устанавливают следующий жучок.
Вечеринка у Фила
Вечеринка начинается — и это нечто! Звучит крутая музыка (в том числе Knock On Wood Клэптона, свежепереработанная Коллинзом). Среди гостей — Крокетт и Таббс (под кодовыми именами «Бернетт» и «Купер» (спасибо, что не Бэнкс и Резерфорд - прим.).
Затем следует стоп‑кадр. В 25:42 можно увидеть Фила у бассейна с тремя женщинами. Блондинка слева — Джилл Тавелманн! Отакой! Коллинз протащил» свою жену в сериал. Есть ещё две сцены с Джилл, которые, к сожалению, вырезаны из DVD‑версии. В самой блестящей из них (доступной на YouTube) Иззи читает Джилл лекцию о Хемингуэе. Фил присоединяется к ним, кратко поворачивается к Джилл, затем смотрит на Иззи и сухо говорит: «Мне нравится ваш вкус» — прекрасная импровизация от Фила!
Над Филом сгущаются тучи
На вечеринке Фил пытается организовать сделку с наркотиками, идущую вразрез с интересами Риверса. Сара узнаёт об этом и под предлогом покидает вечеринку вместе с Филом. На яхте Риверса мелкий мошенник получает основательную взбучку от крупного злодея. Суайтек, наблюдающий за этим, доволен. Фил пытается разрядить обстановку в лучших традициях Genesis: «Думаю, тут какое‑то недоразумение». Риверс предлагает ему сделку: Фил сохранит жизнь, если выступит посредником в сделке с наркотиками с Бернеттом и Купером.
Возвращение к Филу
Вечеринка окончена, и Фил пытается сбежать с последними деньгами. Но Бернетт‑Крокетт и Купер‑Таббс вынуждают его сотрудничать, дабы арестовать Риверса. Затем следует развязка в пустом парке аттракционов: Риверс убит в перестрелке с полицией, его окружение арестовано, а Фил в суматохе умудряется сбежать — с 70 000 фунтов наркоденег и с Сарой, которая, видимо, хочет начать новую жизнь в роли жены гангстера.
Ангел мести Суайтек хочет немедленно отправиться за ними — он заранее установил жучок в машину Фила. Но начальник строго смотрит на него: «Дело закрыто».
Финал
Суайтек и Зито сидят дома перед телевизором. Переключая каналы, они останавливаются на телепроповеднике («Исцеление!.. Славьте Господа!»). Это Фил со своей «помощницей» Сарой. От отчаяния Суайтек стреляет в телевизор. Затем идут титры под Life Is A Rat Race! Удивительно, как Фил предвосхитил свою роль в клипе «Jesus He Knows Me» (1992) ещё в 1985 году.
Объяснение «генезисовских» фамилий
Конечно, появление Риверса, Мэйхью, Макфейл и Стюарта явно не случайно - это шутка сценариста/режиссёра. Как можно прочесть на сайте miamivice.fandom.com, персонажи по имени Бэнкс, Хаккетт, Бруфорд, а также Тайрелл (как и барабанщика Anon - прим.) также играли второстепенные роли в этом эпизоде. Почему отсутствуют Резерфорд и Гэбриэл — остаётся тайной. Какие у вас предположения? Как говорят блогеры, пишите свои варианты в
комментариях.
Заключение
«Phil The Shill» — чрезвычайно увлекательный эпизод сериала, сосредоточенный на эксцентричных персонажах, игре слов и актёрском мастерстве Фила Коллинза. Его роль многостороннего мошенника, возможно, лежит в зоне актёрского комфорта, но он исполняет её с большим энтузиазмом.
Здесь в центре внимания не полицейская работа и экшен, не Крокетт и Таббс — шоу перехватывает коллега Суайтек со своей личной вендеттой.
Многочисленные «пасхальные яйца», связанные с Коллинзом, и, наконец, песня, записанная специально для сериала, гарантируют, что этот эпизод ещё долго будет привлекать внимание поклонников Фила и фанатов Genesis.