Сегодня обсудим игру, которой не восторгался только ленивый, мне кажется — я сыграла в «Кибердеревню» вчетвером (не доиграли) и втроём и готова поделиться мыслями и впечатлениями. Сразу скажу, что сериал я не смотрела, что в эту настолку играть никак не мешает.
ПРАВИЛА
В игре 6 раундов, и вы за это время пытаетесь произвести максимально качественные товары для отгрузки на Марсе.
В начале партии участники получают стартовые карты и бонусы (монеты и, например, курицу или лошадь), а также свои стартовые карты (поле, хлеб, курятник, сад и в расширенном режиме столовую) — и начинают игру.
Раунд состоит из фазы аукциона, где можно докупить себе новые карты изобретений в руку: на рынке, выбирая карту, вы должны положить по монетки на каждую некупленную карту левее вашей выбранной.
Всего три круга аукциона — и за участие в первом вы ничего не платите, за второй — 2 монеты (и ещё за карту, если хотите её взять), в третьем — 5 монет.
После того как все спасовали в аукционе или закончился третий круг, участники делают ходы по очереди, начиная с первого игрока, пока все в итоге не спасуют.
В свой ход игрок может или построить карту, заплатив указанное число монет, или выставить робота для выполнения действия на уже построенной карте, или купить нового робота (со второго раунда), или выполнить заказ.
Роботы позволяют вам производить продукты или перегонять уже имеющиеся продукты в другие (например, сделать хлеб из муки, если у вас есть пекарня и уже есть мука).
Здесь важно знать, что для производства конкретных продуктов нужно построить соответствующие здания (например, чтобы производить помидорки, нужно обзавестись теплицей) и что в игре есть возможность объединять несколько зданий в конвейерное производство (например, если есть построенный конвейер, можно сразу выращенные помидоры закатать в баночку солений, использовав на всё действие всего 1 робота).
Также за робота можно собирать урожай на поле, в саду, получить яйца с куриц и купить новых и так далее.
Ещё один вариант действия — выполнить заказ. Заказы представляют собой карты, которые просят здесь и сейчас потратить указанные на них продукты, чтобы отгрузить еду, например, инопланетянам — за выполнения заказов вы получаете какие-то победные очки, порой бонусы и продвижение по треку (например, инопланетян), где можно получить монетки и другие небольшие плюшки.
Следующее действие — построить карты. Собственно, это те карты, которые достались вам на старте, плюс то, что вы навыбирали себе в фазу аукциона. Лишь бы денег хватило на всё.
Карты представляют собой либо здания (например, постройка теплицы), либо улучшения для зданий, либо другие разные плюшки типа постройки конвейера и нового робота.
Улучшения для зданий — разные дополнительные опции для активации роботом этого здания. Например, есть улучшение для сыроварни, которое позволяет повысить качество вашего сыра, увеличив его пищевую ценность на 1.
Что такое пищевая ценность? Эта величина понадобится вам в конце раунда, когда вы будете отгружать произведённые продукты. В конце раунда (когда все спасовали) можно будет отгрузить всего лишь 6 продуктов. Например, у вишни пищевая ценность — 3, у варенья — 6, а у сыра — 7.
В конце каждого раунда вы выбираете, какие 6 продуктов загрузить в «Буханочку» и подсчитываете их суммарную пищевую ценность — потом смотрите, сколько за эту выгрузку получаете очков и монет в соответствии с таблицей в игре.
Что интересно — если у вас после этого остались продукты, которые вы не загрузили и не продали, они портятся, отправляясь в сброс. Портятся справедливости ради не все продукты — но многие, и это надо учитывать при отгрузках.
Затем начинается новый раунд, где будет снова фаза аукциона — и так всего 6 раз. В финале игры проверяется, кто набрал больше победных очков, и определяется победитель.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Начну с того, что «Кибердеревня» издалека выглядела для меня как семейная стратегия, и каково было моё удивление увидеть для такой игры правила в 56, кажется, страниц (Ласерда отдыхает) 🤪
Также при первой раскладке ещё оказалось, что нам для «семейной» и, к слову, в большинстве своём карточной игры на четверых не хватает стандартного стола в игровом настольном клубе 🤪
Чтобы вы понимали, личная зона ваша в игре разрастается примерно как в «Покорении Марса» — и нужно ещё взять места с запасом, помимо того, что на столе на старте перед игроками должно быть выложено отдельно около 40 (!) карт, которые все должны видеть и до которых всем должно быть удобно дотягиваться.
Когда я начала впервые раскладывать игру, меня это крайне фрустрировало: если все карты не знакомы, то кажется, объёмы информации просто огромные — пока не сыграешь и не поймёшь, что на самом деле тебе нужны всего 3 ряда для предметного изучения, для остального важна только пищевая ценность.
Помимо того, что в игре много карт на столе (на одни вы выкладываете кубики, имитируя производство, другие вам нужны для покупки в фазу аукциона — вот их неудобно изучать, потому что удобно для всех при игре вчетвером их не положить), в «Кибердеревне» ещё очень толстая колода изобретений. Ребята очень постарались над эффектами карт, и это видно (а ещё придумали каждой забавный художественный текст, явно подходили с душой), но вот из-за того, что в колоде много улучшений для строений, оказалась очень реальной такая ситуация, что у нас одному из игроков не попалось строений на старте вообще, а при игре втроём с такой проблемой столкнулась уже я.
То есть представьте: вы просто не имеете возможности произвести что-то эдакое, только можете работать со стартовыми зданиями. А пищевая ценность морковки — всего лишь 2, и много денег на второй раунд на этом не заработаешь. Тем временем другие участники открывали новые виды продуктов (за это в игре даются монетки и карты) и налаживали свои производственные цепочки, получая продукты на большее количество пищевой ценности и получая тем самым на следующие раунды больше монет.
В итоге у нас и рынок просел по зданиям, и я смогла первое здание в итоге построить, кажется, только в третьем либо четвёртом раунде (из смешного — мне в раздаче пришло сразу три таких карты, а взять можно было лишь одну: то густо, то пусто), и я, конечно, бросилась сразу его улучшать и к пятому сезону уже появился конвейер и началось производство, по-моему, варенья из сахара и вишни.
Вообще я к рандому в настолках отношусь прям по-разному, и есть семейки типа «Фив», в котором он прям необходим и прекрасен. Но в этой игре есть другой нюанс, связанный с рандомом, который, на мой взгляд, делает её просто не подходящей для гиков. Дело в том, что в каждой вашей производственной цепочке будет потолок — это продукт пищевой ценностью 6 или, если повезёт получить комбу на пироги или сыр, 7. Дальше — никак, с учётом того, что вы можете отгрузить всего 6 продуктов. То есть выше 7*6 в плане отгрузок игре не прыгнуть — разве что вот вам повезло (но снова повезло!) урвать на раздаче или в аукционе улучшение, например, на + 1 пищевую ценность для сыра (и вот у вас есть 8*6). Если вдруг вы ещё построили карту «Знак качества» (увеличивает пищевую ценность любого продукта на 1), это будет 9*6, это прям совсем фантастика.
Здесь в игре встаёт вопрос, как добывать остальные очки, когда пищевая цепочка на самый дорогой по очкам продукт собрана (что случается обычно со средним везением раунду к пятому).
Остаются заказы, которые приносят по 1-2 очка (и требуют по 3-4 продукта в среднем). Но есть нюанс. Например, заказ требует помидорчиков. Вот у Жени есть теплица, и она их умеет выращивать, а кому-то теплица не досталась. В игре со второго раунда появляется действие «купить продукты», куда надо отправить робота и заплатить монеты по пищевой ценности покупаемых продуктов.
В среднем за первые раунды ты получаешь за отгрузку 5-8 монет, и игра в плане денег не позволяет шиковать от слова совсем. Здесь можно сбрасывать карты за монеты (1 карта — 1 монета), и этим не пренебрегал никто, иначе было просто порой не построиться. Итак, затариться парой помидорок в нашем случае — 4 монеты (!). То есть, если ты соберёшься выполнять заказ, со зданием которого тебе не повезло, ты с большой вероятностью не будешь участвовать ни во второй фазе аукциона, ни построить больше 1 карты в ход. А почему так случилось? Потому что тебе не вышла с постройкой теплицы (здесь может быть любая другая постройка) ни разу за всю игру. Или, когда она вышла, был последний раунд, а тебе ещё нужно её построить и отправить туда робота, а, помимо помидоров, заказ требует ещё и яблок, которых у тебя нет.
Казалось бы — ты видишь три заказа наперёд, в конце раунда слетает самый левый, и можно подготовиться к тому, что нужно будет отгружать дальше — но как, если нужных построек не выходит?:)
Мне кажется, эта проблема уже была в игре — так и появилось здание расширенного режима «Столовая», которая позволяет собрать дополнительные пищевые комплекты для увеличения ПЦ в обход «Буханочке». Да, с ним действительно лучше, но от рандома со зданиями это тоже прям совсем не спасает. И проблема в том, что как раз все пищевые производственные цепочки на выходе примерно равны, и, побеждает тот, кому в итоге повезло с картами и он сможет быть более эффективным либо в заказах, либо в столовой (либо, если никто и нигде, кто смог в сыр или пироги) — меня как гика это крайне расстраивает.
Но! Если у вас небольшой опыт в настольных играх, не спешите закрывать статью, потому что теперь я хочу рассказать, что мне в «Кибердеревне» зашло и для кого эта игра, потому что играющая с нами Аня, например, осталась от неё в прекрасных впечатлениях.
Вообще я точно хочу упомянуть то, что здесь внезапно оказалось перегонять молоко в сыр, а вишню в варенье — весело, Находка с пищевой ценностью очень жизненная и логичная! В итоге, несмотря на все механические неровности, это было тематично: раскладывать кубики на садовые деревья — чувствуешь, мол, сам вырастил и собрал урожай, радоваться, что твой цыплёнок в следующем раунде станет курицей и сможет нести яйца — и я прям сказала бы, что по этой части игра сделана классно. Все улучшения для зданий снабжены весёлыми присказками и интересными вариантами продуктов (например, снэки могут быть обычными и могут быть хипстерскими чипсами и так далее) — по части карт реально не соскучишься, видно, что придумывали и старались.
Среди читающих наверняка есть те, кто играл в настолку «Анно», вот «Кибердеревня» именно с производственными цепочками и тематичностью этой механики, на мой взгляд, справилась интереснее и пышнее тематически (но в «Анно» есть механика с картами и триггером конца игры, которые делают её для меня ещё и любопытной как для гика, тут таких нет).
И вот, кажется, самая целевая аудитория «Кибердеревни» — игроки, которые не гонятся за победными очками, а хотят открыть производство снеков и солода, зная, что потеряют на этом в итоге ПО. Я серьёзно: Аня в последнем раунде не стала производить сыр (пищевой ценностью 7, а для неё все 8), потому что в нашей партии никто ещё не научился делать сметану (ПЦ — 4) — и просто решила открыть её на Марсе:)
В этот момент я поняла, что точка фана в игре может быть совсем другой, вот в этом медитативном сельском хозяйстве что ли, когда тебе интересно у себя в огороде заиметь и вот это, и вот то. Неважно, сколько ты при этом очков получишь, зато твоя курица несёт сразу по 2 яйца, в саду яблоня и вишня, а запасы охраняет кот. В общем, если вас совсем не напрягает рандом и то, что я написала выше про то, как в игре распределяются очки, вам нравится сельскохозяйственная тема и вы получаете истинное удовольствие от того, что произвели в игре хлеб и покормили лошадь сеном — вам сюда, в «Кибердеревню», эти механики здесь работают тематично и от этого, несмотря на 56 страниц правил, очень понятно, потому что игра ложится в рамки привычной прозводственно-пищевой логики.
Единственное, конечно, мне тревожно за не самых опытных настольщиков, что они эти самые правила не осилят, но там настолько прекрасные примеры (хоть есть нюансы со структурой, на мой взгляд) и столько показательных иллюстраций, что ни один мой вопрос в итоге (включая узкие вопросы по работе каких-то карт) не остался без ответа.
Что касается состава, то, думаю, будет +- одинаково играться любым составом (скорее всего, вчетвером будет быстрее происходить ротация заказов и получение бонусов за открытие новых продуктов, но это очень минорно), но, учитывая «огородность» (хе-хе, во всех смыслах) игры, где вы буквально играете только на себя — и пересекаетесь с другими игроками только на этапе аукциона, я бы рекомендовала садиться за неё вдвоём-втроём, чтобы обеспечить себе адекватное время партии с учётом её не особенно высокой глубины.