Продолжающиеся уже два года удары вражеских беспилотников самолетного типа по российским нефтеперегонным заводам, нефтебазам и другим целям, расположенным в глубоком тылу, нередко вызывают возмущения и, как минимум, вопросы у наших граждан. Мол, как эти неказистые с виду аппараты долетают так далеко, почему их не засекают и не перехватывают на маршруте полета, а сбивают только в районе цели? Одни недовольны противовоздушной обороной, мол, по-дедовски палят по БПЛА из автоматов и ружей (где же наши хваленые зенитно-ракетные комплексы?), другие и вовсе распространяют мнение, будто бы те запускаются с территории России, откуда-то из лесу… Иначе как бы они-де пролетели такое расстояние?
На самом деле трудность перехвата таких беспилотников, как ни парадоксально, состоит именно в их примитивности и «неказистости». Более того, с чем-то похожим наша ПВО уже сталкивалась во время Великой Отечественной войны. К лету 1942 года в составе Московского фронта ПВО, прикрывавшего не только столицу, но и огромную территорию от Калинина и Юхнова на западе до Коврова и Рязани на востоке, насчитывалось 1300 зенитных орудий, 470 истребителей, множество радиолокационных станций, в том числе отечественные РУС-2 и три британских MRU-105 (в Химках, Внуково и Люберцах). Это было самое мощное соединение противовоздушной обороны в стране. Конечно, далеко не все цели (особенно летавшие на больших высотах самолеты-разведчики) удавалось перехватывать, но налеты немецких бомбардировщиков на саму Москву и ее окрестности прекратились уже к середине 1942 года. А главное, практически все вражеские самолеты заранее обнаруживались, курс и высота их полета в границах фронта четко фиксировались. Тем неожиданнее стало появление осенью того же года каких-то загадочных объектов, которые появлялись неизвестно откуда, сбрасывали бомбы на различные объекты в советском тылу, и при этом оказались практически неуязвимы для зенитного огня. Но главное, что их полет либо вообще не отображался на радарах, либо те фиксировали нечеткий, прерывистый сигнал…
Так, вечером 9 ноября 1942 г. неопознанный одиночный самолет сбросил бомбы на узловую станцию Рыбное, расположенную в 5 км к северо-западу от Рязани. В результате было разбито 2 вагона военного эшелона, повреждены пути, убито 16 и ранено 60 человек. Виновными признали самих бойцов поезда, которые во время стоянки жгли костры (и при этом не поняли, кто их атаковал). В ночь на 4 декабря странный самолет долго кружил в районе Погорелого Городища, а потом сбросил 3 фугасных бомбы. Было разрушено несколько складов, повреждены линии связи, имелись убитые и раненые. 29 декабря над железнодорожной станцией Волоколамск внезапно появился такой же летательный аппарат, сбросивший на нее 6 фугасных бомб. Самолет вышел на цель незамеченным ни РЛС, ни наблюдательными постами, вследствие чего не только сигнал «Воздушная тревога», но и предшествующее положение «готовность № 1» объявлены не были. В результате взрывов и пожаров были уничтожены 2 паровоза, 6 вагонов, 10 пролетов путей, имелись многочисленные жертвы, в том числе из гражданского населения. Зенитные пулеметы открыли огонь лишь после того, как раздались взрывы. При этом бойцы заявили, что Волоколамск бомбил «какой-то биплан вроде нашего кукурузника У-2»!
Ночь на 10 февраля 1943 г. бойцы наблюдательного поста № 2 1204-го зенитно-артиллерийского полка, расположенного в районе поселка Черная Грязь на Ленинградском шоссе, услышали тихое стрекотание мотора. Они приняли его за шум едущей по трассе автомашины. Однако потом послышалась серия взрывов и пулеметная стрельба. Как впоследствии выяснилось, многие наблюдатели сразу нескольких зенитных полков видели какой-то самолет, но по звуку мотора определили его как «свой Р-5». Еще бы, какой еще самолет мог лететь в 6 км от пригорода Москвы Химки и всего в 25 км от Кремля?! От сброшенных 7 фугасных бомб пострадала деревня Елино и была убита и ранена часть бойцов воинской части, которая пешим маршем двигалась по шоссе…
В действительности осенью 1942 года в составе Люфтваффе были сформированы первые эскадрильи легких ночных бомбардировщиков. В частности, в Орше была сформирована 1./Behelfsst. Lw.Kdo «Ost» (позднее переименована в Stoer Lw Kdo «Ost»), оснащенная различными устаревшими и учебными одномоторными самолетами Не-46, Ar-66 и Go-145. Основной задачей «беспокоящих» бомбардировщиков была атака различных объектов (аэродромов, складов, железнодорожных станций, населенных пунктов и т.д.) в ближнем тылу советских войск. Однако довольно часто они действовали и в 100 – 120 км от линии фронта. Немцы попросту подражали нашим легким ночным бомбардировщикам У-2. В большинстве случаев их налеты не причиняли серьезного ущерба, но иногда, как показано выше, они все-таки добивались заметных успехов. При этом, благодаря малым размерам и низкой высоте полета (буквально над деревьями) эти бипланы оказались практически неуязвимы для нашей ПВО. Например, в ночь на 28 февраля 1943 г. в районе Волоколамска зенитная артиллерия выпустила по такому самолетику 90 85-мм и 134 37-мм снарядов. Также цель тщетно пытались осветить прожекторами. В некоторых случаях зенитки выстреливали по 600 – 800 снарядов, но попасть в быстро движущуюся на малой высоте цель не могли. Неожиданно оказалось, что ПВО, создававшаяся для борьбы с армадами двухмоторных бомбардировщиков и скоростными разведчиками, оказалась практически бессильна против медлительных, летавших на малых высотах бипланов и «полубипланов». «Неуязвимость Хш-126 (так обычно идентифицировали эти машины, прим. авт.) для нашей ПВО объясняется его сложной определяемостью и частичной невидимостью для наших станций», - говорилось по этому поводу в выводах о недостатках в боевой работе Мосфронта ПВО.
Кстати, длина He-46 составляла 9,5 метров, размах крыльев 14 м, а Ar-66 соответственно 8 и 10 метров. Это вполне сопоставимым по габаритам с украинскими БПЛА дальнего действия. Так, у Ан-196 «Лютый» длина составляет 4,4 метра, а размах крыльев 6,7 м. Современная российская ПВО, создававшаяся для перехвата баллистических, крылатых ракет, реактивных самолетов, тоже оказалась не вполне готова к борьбе с примитивными беспилотниками, также обладающими «частичной невидимостью» из-за малых размеров и очень низкой высоты полета. Вот, собственно, и вся разгадка.
Дмитрий ДЕГТЕВ