Пока на рубежах России происходят всем хорошо известные события, заставляющие многих людей каждый день с волнением пролистывать тысячи материалов и видео, в Африке идёт своя особая война - грандиозная по размаху, но скрытая от лишних глаз. О ней почти ничего не говорят и не пишут, но то, что там творится, имеет мировое значение. И Россия участвует в этом как нельзя более непосредственно. Об одной из её операций там - одной из самых масштабных - сегодня и пойдёт речь.
Невидимая война.
В 2012 году Западная Африка, особенно регион Сахеля (тропические саванные районы), погрузилась в водоворот насилия, который продолжается до сих пор. Всё началось с масштабного восстания народа пастухов-туарегов на севере Республики Мали, которое быстро переросло в полномасштабный конфликт, когда к ним присоединились исламистские группировки под эгидой террористической организации "Джамаат Нусрат аль-Ислам валь-Муслимин"* (JNIM), провозгласившей себя официальным представителем "Аль-Каиды"* в Западной Африке. Сепаратисты и джихадисты захватили обширные территории, отбросив правительственные войска далеко на юг.
* - признаны террористическими организациями в РФ.
Мировое сообщество не могло оставаться в стороне. Франция, бывшая колониальная держава, первой отреагировала, начав операцию "Сервал" в 2013 году, чтобы остановить продвижение джихадистов к столице Мали - городу Бамако. За ней последовали миротворческие силы ООН (МИНУСМА) и другие международные миссии.
Однако, несмотря на значительные усилия, конфликт не утих. Скрываясь в обширных пустынных и полупустынных районах, исламисты и племенные союзы распространили войну на соседние страны: Буркина-Фасо, Нигер, Кот-д'Ивуар и Бенин. Миллионы людей были вынуждены покинуть свои дома, став беженцами. Гуманитарная ситуация стала катастрофической.
Причины конфликта многогранны: бедность, этнические противоречия, изменение климата и, конечно, идеология радикального ислама.
Ресурсное изобилие этого нестабильного региона (золото, алмазы, нефть, уран) и возможность удачно заручиться поддержкой местных правителей для утверждения собственного диктата в странах Сахеля привлекли к себе внимание множества государств, претендующих на новые сферы влияния: Китая, США, ОАЭ, Турции и, разумеется, России.
Поскольку наша страна не имела тогда постоянных военных баз в Западной Африке, а местная власть была настроена профранцузски и не шла на сотрудничество, Кремлю пришлось прибегнуть к услугам частной военной компании "Вагнер". Первой горячей точкой, где отметились "музыканты", стала Центрально-Африканская Республика, затем - Ливия, позднее - Мозамбик и Судан. Наконец, после вывода французских войск и ухудшения отношений с Западом, переходное правительство Мали, пришедшее к власти в результате военного переворота в 2021 году, официально пригласило "Вагнер". Так "Оркестр", а вместе с ним и российское влияние закрепилось в Западной Африке.
В 2022-23 гг. "Вагнер" участвовал в многочисленных антитеррористических миссиях, проводил успешные операции в районах Мопти, Сегу и Гао, фактически спасши республику от краха и отбросив исламистские бандформирования на север. Его интересы распространились на соседние страны, и всюду организации сопутствовал успех. Со временем, пользуясь ослаблением влияния Франции, "Вагнер" стал играть ключевую роль в обеспечении безопасности Мали, взяв под охрану также часть золотых приисков страны.
Численность его подразделений в Мали достигла тысячи бойцов, что позволило республике впервые за одиннадцать лет всерьёз рассмотреть перспективу полного очищения страны от джихадистского ига и разгром повстанческих сил. После того, как июне 2023 года часть руководства компании осуществила антиконституционные действия, большинство наёмников вступило в "Африканский корпус" - первое официальное подразделение ВС РФ, развёрнутое в Западной Африке.
Спустя год, летом 2024-го, малийская армия, завершив освобождение большей части населённых пунктов в центральной и северной части страны, перешла в масштабное наступление в пустынной области Кидаль, где были сконцентрированы наиболее многочисленные формирования исламистов и туарегских сепаратистов. В операции были задействованы достаточно многочисленные по меркам региона силы. Основу группировки составлял 13-й российский штурмовой отряд "африканцев" под командованием Сергея Шевченко с позывным "Пруд" численностью приблизительно в 110 чел., в который входили как россияне, по большей части бывшие "музыканты", так и белорусские военнослужащие, отправленные официальным Минском, а также граждане Приднестровья и Абхазии.
Кроме штурмовиков, в операции были задействованы бойцы малийских сухопутных войск численностью около 100 чел. На вооружении группировки находились с десяток отечественных бронеавтомобилей "Тигр" и "Урал-4320" с навороченными на них пулемётами и гранатомётами, а также три БМП-1. Общее управление осуществлял глава "Африканского корпуса" Сергей "Лотос" Елизаров - один из известнейших командиров "Вагнера", руководивший штурмом Соледара и отчасти Бахмута. Это был самый крупный контингент "вагнеров" (пускай и бывших) в Африке, задействованный для одного сражения.
Операция стартовала 20 июля. Передовая группа объединённого отряда стремительно выбила противника из важного населённого пункта Ин-Афарак, после чего колонна разделилась на две части. Одна выдвинулась почти прямо на север, к городу Тессалиту, а вторая, основная, в которую входило большинство бойцов 13-го отряда, в сторону Богассы и Тинзауатена - последнего города перед малийско-алжирской границей, взятие которого позволило бы окончательно обрушить систему обороны неприятеля. 23 июля один "Урал" подорвался на мине, но это не остановило продвижения штурмовиков. До Тинзауатена оставалось менее 12 км.
Засада.
24 и 25 июля начались первые проблемы. Колонна подорвалась на двух самодельных боеприпасах и была вынуждена вместо ранее определённого маршрута идти по бездорожью. По мере приближения к Тинзауатену продвигаться по барханам бронетехнике становилось всё труднее, остановки затягивались, топливо и вода расходовались в разы быстрее запланированного. Неподалёку от города туареги устроили на колонну засаду, в результате чего было убито 15 малийских солдат и штурмовиков. Стало очевидно, что сил для рывка и захвата Тинзауатена недостаточно. Оставался единственный вариант - отступать обратно. Колонна повернула назад.
Вечером 25 июля колонна вошла в ущелье между высокими барханами и каменистыми холмами. В этот момент так некстати произошла остановка: в очередной раз на мине подорвалось бронеавто и, сверх того, грянула сильная песчаная буря. Воспользовавшись уязвимым положением миротворцев, мятежники приблизились к ним. Их численность превышала 1 тыс. человек. К уничтожению "неверных" присоединились не только бойцы конфедерации туарегов, но также многочисленные джихадисты из "Джамаат валь-Муслимин", а вместе с ними отряды арабских наёмников и солдат проамериканской Сирийской свободной армии - той самой, что спустя несколько месяцев вступит в падший Дамаск.
Неприятель подтянул бронированный транспорт, включая шахид-мобили для уничтожения техники миротворцев, ввёл в дело беспилотники, использовал тяжёлые пулемёты, портативные системы РЭБ и гранатомёты РПГ-7. Сепаратисты-туареги зашли с западной стороны, начав первыми, а боевики-исламисты присоединились к ним, открыв плотный снайперский огонь со стороны холмов на востоке. Колонна была застигнута врасплох перекрёстным огнём.
Бой развернулся нешуточный. Террористы использовали снайперов, выкашивая бойцов с дальнего расстояния, и шахид-мобили, тараня транспорт и рассекая отряд на изолированные части. Системы РЭБ подавляли разведывательные БПЛА российской армии и глушили связь. Это была уже не перестрелка в африканской пустыне, а настоящая битва в духе Афганской войны. Колонна вынуждена была сгруппироваться, фактически попав в огневой мешок. Бывшие "музыканты" и примкнувшие к ним миротворцы и малийцы сражались достойно, отразив множество накатов врага и нанеся ему ощутимые потери. Но силы были неравны.
С первыми потерями для обеспечения эвакуации "двухсотых" и "трёхсотых" были вызваны два вертолёта, однако из-за разыгравшейся стихии они оказались бесполезными. Вдобавок Ми-24 был сбит неприятельским огнём и совершил очень жёсткую посадку, досталось и Ми-8. Командир воздушного судна погиб, а бортмеханик получил тяжёлое ранение. Применение дронов также стало бессмысленной затеей.
С началом темноты боевые действия утихли, но на следующий день сепаратисты усилили натиск. Постепенно одна за другой были подбиты пять машин, включая одну БМП, затем ещё две. Техника и вооружение постепенно выходили из строя, боеприпасы заканчивались. Проблем доставляли малийские бойцы, дисциплина и выучка которых оставляли желать лучшего. Последним сообщением, отправленным в штаб "Африканского корпуса" в Бамако, было: "остались втроём, продолжаем вести бой". Слова принадлежали Николаю Федянину, известному бойцу "Вагнера", ветерану Сирии и Ливии, автору одного из крупнейших телеграм-каналов в СНГ, посвящённых "Оркестру", под названием Grey Zone на 550 тысяч подписчиков. После этого связь с группировкой оборвалась.
Последствия.
К вечеру 27 июля сражение закончилось. По официальным данным ДШРГ "Русич" и "Вагнера", в сражении под Тинзауатеном погибло 82 миротворца - практически весь 13-й штурмовой отряд, одно из лучших подразделений "музыкантов". Ещё девять военнослужащих оказались в плену, и лишь десятерым бойцам удалось вырваться из окружения. Среди пленных очутился и командир "корпуса" Антон Елизаров. Вся техника, кроме двух повреждённых "тигров", была уничтожена. Командир отряда Сергей Шевченко был убит, как и Николай Федянин, последним вышедший на связь. Потери малийских солдат превысили 40 человек. Хорошо лишь то, что врагу победа досталась чудовищной ценой: потери сепаратистов и джихадистов составили не менее 200 человек убитыми и свыше полутысячи ранеными. Возмездие таки настигнет экстремистов: в августе того же года по тренировочным лагерям "Джамаат валь-Муслимин" будет нанесён мощный ракетный удар. Елизаров же и восемь прочих миротворцев были в скорости выкуплены.
Неудача под Тинзауатеном, безусловно, нанесла сильнейший материальный и моральный урон "Африканскому корпусу", который станет получать куда меньше поддержки со стороны МО РФ в следующем году, заставив его отступить из северных районов страны и сконцентрироваться на защите исконных малийских городов. Операция по освобождении Кидаля была срочно свёрнута.
Одними из основных причин поражения называют самоуверенность командования "Африканского корпуса", решившего не звать подкреплений и совершить финальную атаку слишком незначительными силами, предательство в рядах высшего военного руководства Мали, сообщившего повстанцам маршрут и численность отряда, а также участие на стороне экстремистов украинского спецназа Главного управления разведки, имевшего не меньшую, чем российские ССО, боевую подготовку.
Позже ГУР Украины подтвердило свою причастность к инциденту. По словам представителя ведомства Андрея Юсова, именно украинские спецслужбы передали повстанцам необходимую информацию, позволившую им провести "успешную военную операцию", а также осуществили для операции поставку туарегам снаряжения и стрелкового оружия.
Специалисты же из телеканала "Afrique Media" подтвердили участие украинского спецназа в том сражении. Это выяснилось в ходе исследования сбитых в малийском небе беспилотников с маркировкой военных предприятий Украины и США. Между прочим, вскоре после сражения Мали разорвало дипломатические отношения с Украиной. На то явно были причины.
Что же ещё сказать? Сражение под Тинзауатеном, крупнейшее для современной России в Африке, хоть и оказалось неудачным, но в очередной раз продемонстрировало доблесть российских воинов и доказало, что даже в смертельном, последнем бою они способны на подвиг. Враг, понёсший сильные потери, точно не забудет того боя. Будем же надеяться, что глобальный исламизм, наконец, отступит от Западной Африки!