Год назад в китайскую ветку развития игры Warthunder был введен пакистанский танк T-80UD / Object 478BE (478БЭ).
Сразу замечу, что для этого была использована модель Т-80УД (478Б) образца 1989 г., у которого по-быстрому удалили «Луну» на лбу башни и образовавшееся окно закрыли секцией ДЗ — машина акционная и когда было принято решение её ввести, на остальные изменения модели, вероятно, не оставалось времени.
Немногим позднее одним из игроков был подан отчет об ошибке в котором утверждалось, что машина должна именоваться 478DU1 (478ДУ1). В отчете утверждалось (приведен автоматический перевод без правок, ключевые моменты выделены мной — и дебильный Дзен с его криворукими разрабами выделенные моменты в режиме чтения не показывает):
Согласно блогу разработчиков и информации о мероприятии, посвященном Т-80УД/БЭ, он ошибочно обозначен как Т-80УД/БЭ и Объект 478БЭ...
Это неверно, поскольку Т-80УД/БЭ, который сейчас находится в игре, на самом деле является Объектом 478ДУ1 или ранним Т-80УД, прошедшим полевые испытания до контракта 1996 года, заключенного Пакистаном на поставку 320 танков. Первые 145 танков по-прежнему имели конструкцию Объекта 478ДУ1 с литой башней и тепловизорами, а следующие 175 имели сварные башни от Объекта 478БЭ, что приближало их к Т-84. В моих источниках, а также в каждом поиске информации об Объекте 478БЭ вы увидите, что это так. «Объект 478БЭ» не должен быть обозначением для этого события Т-80УД, его следует обозначать как Т-80УД/ДУ1 (Объект 478ДУ1), или же сам танк должен быть смоделирован в соответствии с исторически точной конструкцией башни, что, на мой взгляд, слишком радикально на данном этапе.
Если кратко, суть утверждений автора:
478ДУ1 — танки пакистанского контракта с литой башней;
478БЭ — то же со сварной башней.
Итс буллшит!
Почему эти по сути одинаковые машины, отличающиеся только технологией изготовления бронеколпака, имеют настолько разную буквенную часть индексов, автор вероятно не задумывался (в самом деле — зачем о чем-то думать?)
Автор «баг-репорта» был настолько убедителен, что 1.03.2024 эта задача закрыта как принятая к исправлению — машину переименовали в 478ДУ1.
Сия эпопея тогда прошла мимо меня и что в игре пакистанский танк назван объектом 478ДУ1 с превеликим удивлением узнал только этой осенью. После чего его наименование было возвращено к 478БЭ.
Как я заметил, за последние годы множество экспертов в Интернете рассказывают про объекты 478ДУ1 и 478БЭ, с уверенностью указывают на фото 478ДУ1 (на самом деле — нет), по этим же фото разъясняя отличительные особенности машины.
Прежде чем показать что именно не так в утверждениях упомянутых экспертов, кратко пройдусь по основным особенностям машин семейств 478Б и ранних 478Д.
Семейство 478Б (Т-80УД)
Ранние «Берёзы», выпуска с 1985 г., без динамической защиты или с комплексом навесной ДЗ «Контакт» в контексте данного материала не представляют интереса, поэтому их пропускаем.
Объект 478Б обр. 1987/89 г. (478Бсб-1)
Чертежи общих видов этого «классического» варианта «Берёзы» с КДЗ «Контакт-5» выпущены в июне 1987 года. Серийное производство по разным сведениям началось в том же или 1989 году.
Т-80УД (478Б) обр. 1987/89 г. можно условно поделить на машины раннего и позднего выпуска. Машина раннего выпуска отображена на чертеже 478сб-1СБ. Поздние машины отличались установкой теплового экрана на крыше МТО.
Объект 478БЭ (478БЭсб)
В рамках выполнения контракта по поставке 320 танков Т-80УД в Пакистан ХКБМ был разработан экспортный вариант объекта 478Б — 478БЭ («Э» — экспорт). Основными отличиями 478БЭ от классической «Берёзы» стали: усовершенствованная СУО с пассивным прицельным комплексом Т01-К01Э, системы воздухоочистки и охлаждения двигателя повышенной производительности.
Высокая запылённость в условиях пакистанской пустыни и температура воздуха свыше 45 градусов, на которую 478Б не был рассчитан, потребовали доработок машины. Поскольку новые системы воздухоочистки и охлаждения двигателя уже были разработаны для двигателя 6ТД-2 мощностью 1200 л.с., то на 478БЭ установили имеющуюся новую крышу МТО. Из-за этого многие эксперты ошибочно утверждают, что на пакистанских Т-80Д установлены двигатели 6ТД-2 — это неверно.
Основные внешние отличия 478БЭ от 478Б:
- отсутствует прожектор «Луна»;
- датчик ветра 1Б11 с «ушами» замен на штыревой ДВЕ-БС;
- новый увеличенный ящик ЗИП слева на башне;
- добавлена корзина для брезента и др. имущества на корме башни (также крепилась и на 478Б выпуска после 1991 г.);
- изменено крепление патронных ящиков НСВТ справа на башне (на чертеже общих видов их два, на переделанных в Пакистане машинах — до четырех в разных вариантах);
- отменено крепление ящиков АТ-1 на башне;
- новая, разработанная для двигателя 6ТД-2, крыша МТО;
- крепление трубы ОПВТ перенесено с башни на крышу МТО (на эксплуатируемых в Пакистане машинах трубы ОПВТ на машинах не замечены);
- отменено крепление бревна для самовытаскивания на корме корпуса.
Объект 478БЭ-1 (478БЭсб-1)
Во время выполнения пакистанского контракта в серийное производство была внедрена сварно-катанная башня, разработанная на основе башни объекта 478ДУ2. Экспортные Т-80УД со сварной башней по шасси и системам вооружения практически не отличались от варианта 478БЭ с литой башней.
Внешне 478БЭ-1 заметно отличается только за счет формы новой сварной башни. Со сварной башней изменилась также установка ДЗ в лобовой части, дымовые гранатомёты перенесены на борта башни за ДЗ.
Объекты 478БЭМ1 (478БЭМ1сб) и 478БЭМ2 (478БЭМ2сб)
Эти машины к рассматриваемой в данной заметке теме пакистанских Т-80УД отношения не имеют, но кратко упомянуть про них стоит, имея ввиду следующий важный аспект.
Из числа украинских Т-84 (объект 478ДУ9) четыре машины были переоборудованы для продажи в США под войсковым индексом Т-80УД. Три машины были оборудованы КАЗ «Дрозд» и получили объектовый индекс 478БЭМ1, а одна машина с объектовым индексом 478БЭМ2 — кондиционером.
Почему, вдруг, экземпляры, подвергшиеся по-сути не столь существенной переделке, настолько радикально переименованы и переведены из семейства «478Д» в «478Б»? Потому что, как будет показано далее, ключевым признаком семейства «Д», начиная с 478Д, является наличие КОЭП «Штора» («Варта»). Неважно, меняли ли на этих машинах двигатели 6ТД-2 на 6ТД-1 и реверсивные коробки передач на обычные для Т-80УД и какие ночные прицелы на них установлены — пусть сетевые эксперты доказывают, что это важнейшие отличительные признаки Т-84 от Т-80УД (на самом деле — нет), а важно то, что на этих машинах демонтирован КОЭП. Именно поэтому, являясь переделкой Т-84, они переименованы в Т-80УД с экспортными объектовыми индексами — 478БЭМ1 и 478БЭМ2.
Семейство 478Д (Т-84)
Объект 478Д (478Дсб)
В 1990 г. разработан проект по установке КОЭП «Штора» на танк Т-80УД. Проект получил обозначение 478Д.
Позднее некоторые наработки (ящик ЗИП, корзина на корме башни, труба ОПВТ на крыше МТО и др.) по этой теме были заимствованы на 478БЭ, поэтому для выявления ключевых отличий 478Д сравним его именно с 478БЭ, а не с предшественником 478Б.
И их, ключевых отличий от 478БЭ, два: 1) КОЭП «Штора» и 2) крыша МТО как у объектов 478Б позднего выпуска — с тепловым экраном. В остальном более поздний 478БЭ практически полностью повторяет 478Д.
Иными словами, по проекту у объекта 478Д предусмотрен двигатель 6ТД-1, его шасси принципиально ничем не отличается от шасси 478Б. Поэтому существует только один ключевой отличительный признак семейства 478Д — КОЭП «Штора».
Были собраны опытные экземпляры объекта 478Д. По крайней мере один сохранился и отличается от первоначального проекта установленным позднее бронекоробом вспомогательной силовой установки (ВСУ) в задней части левой надгусеничной полки.
Объект 478ДУ
Чертеж общих видов 478ДУ ВО разработан в 1993 г. От 478Д этот проект отличается двумя ключевыми моментами: 1) сварная башня, за исключением КОЭП, аналогичная башне 478БЭ-1 и 2) ходовая часть с катками малого диаметра по типу Т-64.
Начиная с этого проекта, все машины и проекты семейства ДУ предусматривали сварную башню.
Чтобы убедиться, какой должна быть штатная башня 478ДУ.00.010сб объекта 478ДУ, можно посмотреть также на её чертеж:
По теме 478ДУ на базе серийного 478Б был собран ходовой макет с новой ходовой частью.
Следует заметить следующий важный момент: сам объект 478ДУ в железе не существовал!
Что мы видим на фото машины, которую эксперты называют объектом 478ДУ? На этих фото мы наблюдаем серийный 478Б с ходовой частью по типу Т-64, выполненной в соответствии с проектом 478ДУ.
У этой машины есть КОЭП «Штора», как это должно быть у семейства машин «Д»? У этой машины сварная башня, как у машин подсемейства «ДУ»?
Нет — в обоих случаях.
А, значит, это не объект 478ДУ, а ходовой макет на базе 478Б, выполненный по теме 478ДУ для испытаний новой ходовой части.
Объект 478ДУ2 (478ДУ2сб)
Это первый проект, который неофициально начали именовать Т-84.
Опытный экземпляр 478ДУ2 впервые экспонировался на выставке IDEX-95 в Абу-Даби.
Если сравнить чертежи общих видов 478ДУ2 и 478ДУ, то кроме ходовой части никаких иных отличий между ним нет.
Дальнейшие модификации семейства 478Д и их более подробное описание — тема отдельного рассказа. Поэтому на ДУ2 пока и остановимся.
Разбор мифологии вокруг «ДУ» и «БЭ»
После краткого обзора объектов семейств 478Б и 478Д вернёмся к «отчету об ошибке», с которого я начал эту заметку.
Как один из источников информации в отчете указана книга за авторством С. Згурца (С. Г. Згурец. Блеск и скрежет стали. Уроки войны. Т. 1. Танки. Боевые бронированные машины : Науч.-поп. иллюстр. изд. — К. : Defense Express, 2016). Также приведено такое фото страниц издания:
Чтобы не возвращаться, сразу укажу на ошибки в подписях к фото:
«1993 | 478ДУ1» — какой ДУ1, откуда тут взялся ДУ1? Как было показано выше, это объект 478БЭ. Что эта ошибка не случайная, а системная, свидетельствует тот факт, что на сайте издательства Defence Express, которым руководит С. Згурец, эта фотография иллюстрирует аналогичный текст с подписью под фото «Объект 478ДУ1».
«1995 | 478ДУ2» — на фото 478ДУ4. В отличие от ДУ2 у этой машины дополнительная резиновая юбка на бортовых экранах, ВСУ на правой надгусеничной полке, на кормовой корзине башни закреплён цилиндрический пенал (см. для сравнения приведенные выше фото 478ДУ2).
Цитата:
478ДУ1. В рамках подготовки к танковому тендеру в Пакистане наряду с объектом 478ДУ испытывался и 478ДУ1, с «классической» ходовой частью объекта 219 (газотурбинный вариант танка Т-64). Несмотря на то, что данная ходовая была на две тонны тяжелее «харьковской», а на каменистых грунтах наружная «обрезинка» опорных катков страдала от повреждений, пакистанская сторона именно эту машину выбрала в качестве прототипа для партии машин, закупаемых на Украине. В 1996 г. был заключен контракт с Пакистаном на поставку танков Т-80УД, из которых 46 машин были доработаны из ранее изготовленных машин, а остальные были изготовлены «с нуля». Первые 145 машин имели литую башню, а последующие 175 — сварно-катаную башню и ряд новых узлов и систем, позволяющих причислить их уже не к типу Т-80, а к Т-84.
Здесь большой набор ошибок и заблуждений для отдельного разбора. Оставим их пока в стороне.
Из того, что касается нашей темы. Утверждается, что вместе с объектом 478ДУ (ходовым макетом по теме 478ДУ, как мы выяснили ранее) испытывался и 478ДУ1. Более того, само повествование и подпись «Объект 478ДУ1» под фото 478БЭ говорят о том, что именно 478ДУ1 и поставлялись в дальнейшем в Пакистан.
Одним из первых этот вариант событий ввёл в оборот С. Э. Шумилин в 2010 г.:
Две машины, отправленные в Пакистан, несколько отличались друг от друга — одна (с объектовым обозначением 478ДУ, иногда ее просто именовали № 1) имела ходовую часть с металлическими катками и внутренней амортизацией по типу Т-64, другая — 478ДУ1 (или № 2) — традиционную для Т-80УД ходовую часть с катками, несущими мощные резиновые бандажи.
В своё время его материал по теме «Т-84 — Оплот» был наиболее информативным и систематизированным. Однако, как это нередко случается у первопроходцев, в повествование Шумилина закрались досадные ошибки и неточности. В частности, по моим сведениям из ХКБМ объекта с индексом 478ДУ1 не существовало (по крайней мере в железе — точно).
После статей Шумилина мифический объект 478ДУ1 и разошелся по различным источникам. Более того, неоднократно встречался с экспертами, которые этот танк уверенно идентифицировали как 478ДУ1:
Ведь это же так просто для эксперта с не отягощенным интеллектом умом: «написано же что с 478ДУ был 478ДУ1, значит этот танк в Пакистане и есть 478ДУ1! К тому же, ты посмотри, там же двигатель 6ТД-2!»
Что двигатель 6ТД-2 (точнее, крыша МТО, разработанная для этого двигателя) не является эксклюзивным признаком семейства 478ДУ, было показано выше. А какие иные признаки этого семейства мы наблюдаем на этом фото? Ни-е-ди-но-го! Ни КОЭП, ни сварной башни у этой машины нет!
Чтобы развеять сомнения, вид спереди из той же фотосессии:
Это по всем признакам опытный объект 478Б — переходной вариант от классического 478Б к экспортному 478БЭ. Тут ни по одному из отличительных признаков нет места семейству «ДУ».
Заключение
Чтобы за имевшим место повествованием не потерялась суть, резюмирую:
В Пакистан поставлялись и находятся на вооружении танки Т-80УД с объектовыми индексами:
478БЭ — с литой башней;
478БЭ-1 — со сварно-катанной башней.
В предварительных и тендерных испытаниях в Пакистане принимали участие:
478Б — серийный;
Ходовой макет объекта 478ДУ — серийный 478Б с ходовой частью по типу Т-64 в соответствии с проектом 478ДУ;
Опытный 478Б — серийный 478Б с крышей МТО, разработанной для двигателя 6ТД-2.
Автор: В. Чобиток
Источники информации
- Н. Т. Кривомаз. Пакистанский контракт. Документально-публицистический очерк. — Х., 2001.
- Фрагменты чертежно-конструкторской документации. ХКБМ.