Платье из ситца, бриллианты напрокат и один запретный танец, который мог сломать карьеру советской звезды
Каннский фестиваль 1954 года был покорён естественной красотой Клары Лучко, которая представляла фильм «Большая семья» и получила Серебряную ветвь за лучшую женскую роль. Журналисты, обсуждая её, спорили — был ли её румянец результатом макияжа или естественным. В ответ Клара улыбалась и при них протирала лицо платочком, подтверждая свою природную свежесть.
Никита Хрущёв, посмотрев фильм «Летят журавли», высказался о главной героине в исполнении Татьяны Самойловой довольно критично. Возможно, именно поэтому в СССР практически не освещали победу фильма на Каннском кинофестивале, где он получил главный приз.
Единственным исключением стала небольшая заметка с фотографией в газете «Известия», в которой не упоминались ни режиссёр, ни сценарист, несмотря на мировой успех советской картины. А для поездки на фестиваль Татьяну Самойлову собирали всем миром: платье из шифона одолжила Галина Волчек, туфли — Зинаида Кириенко, а дом моделей под расписку выдал шубу и бриллиантовое колье.
За роль Дездемоны в фильме «Отелло» светловолосая красавица Ирина Скобцева получила в западной прессе звание «Мисс Шарм». Никто на Каннском фестивале и не подозревал, что её элегантный наряд был сшит на Мосфильме из простого ситца, купленного в сельском магазине. Именно из этой недорогой ткани создали изысканное платье, в котором она блистала на кинофоруме.
Поездка Ларисы Лужиной в 1962 году на Каннский фестиваль в составе советской делегации для показа фильма «На семи ветрах» чуть не поставила под угрозу её карьеру из-за простого танца. Лужина рассказала, что в то время был популярен твист, и она немного умела его танцевать, благодаря иностранным соседям по общежитию. После показа фильма, на банкете один из журналистов пригласил её на танец, но она сначала отказалась. Однако Сергей Герасимов, её наставник, настоял, чтобы она согласилась, ведь она его ученица и должна уметь всё.
Танцуя, Лужина быстро оказалась в центре внимания, тогда журналист привёл какого-то латиноамериканца, который начал демонстрировать очень модные и энергичные движения. В этот момент её и сфотографировали, и эти фото попали к Фурцевой, после чего Ларису исключили из дальнейших поездок. Однако Герасимов взял всю вину на себя, что смягчило ситуацию, и Лужину вновь включили в делегацию, что помогло ей продолжить карьеру в кино.
Русская Мэрилин Монро — именно так мировая пресса окрестила Изольду Извицкую после её триумфа на X Международном Каннском кинофестивале, где она представляла легендарный фильм Григория Чухрая «Сорок первый». Этот фильм не только завоевал сердца зрителей в Советском Союзе, но и резко ворвался в мировое кинематографическое пространство.
По словам Чухрая, у фильма практически не было рекламной поддержки — лишь небольшой плакат на краю Канн. Тем не менее, после показа и критики, и зрители были глубоко потрясены. Газеты отмечали, что это первый советский фильм, который не рассказывал о «социалистических достижениях в сельском хозяйстве», а затрагивал тему настоящей, искренней любви.
Галина Польских, представлявшая на Каннском кинофестивале фильм «Я шагаю по Москве», делилась воспоминаниями: «Я привезла с фестиваля журнал, где была фотосессия со мной и американской актрисой. Моя бабушка взяла этот журнал, вышла во двор, села на лавочку и сказала своей подруге: "Слушай, Татьяна, посмотри, вот моя Галька в Каннах, во Франции, а рядом с ней американская артистка. Только посмотри на эту американку — она даже в подметки моей Гальке не годится!"».
В 1979 году на Каннский кинофестиваль поехали Андрон Кончаловский, Никита Михалков, Людмила Гурченко и Наталья Андрейченко с киноэпопеей «Сибириада». Они очень переживали, что после антракта зрители могут не вернуться в зал, однако их опасения не оправдались — после финальных титров многочисленная публика встретила фильм бурными овациями. В итоге «Сибириада» получила главный приз фестиваля — Гран-при.
Лента «Война и мир» Сергея Бондарчука получила признание не только в Европе, но и в Америке. Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову, вспоминала: сначала они с большой группой артистов отправились в Аргентину на премьеру фильма. После показа посол отметил событие шампанским и неожиданно сообщил, что на следующий день Людмила должна лететь в Лос-Анджелес на церемонию вручения премии Оскар, где она и получила награду.
Во Франции фильм тоже пользовался огромной популярностью: спустя несколько лет, приезжая туда с картиной «Бег», Савельева узнала, что после выхода «Войны и мира» многие молодые родители стали называть дочерей в честь ее героини — Наташами.