Найти в Дзене
Книжный слушатель

Выставка «Декабристы: люди и судьбы». От эмоций к фактам?

Прежде чем отправиться на выставку «Декабристы. Люди и судьбы» в Государственный музей Пушкина на Пречистенке, я решила подготовиться и послушать аудиокнигу с романом «Кюхля» Юрия Тынянова. Хотелось поточнее припомнить события 200-летней давности, хронологию декабрьского восстания 1925 года и биографии его участников, в числе которых был лицейский друг Пушкина и поэт-романтик Вильгельм Кюхельбекер. Главы о годах учебы в Царскосельском лицее, об увлечении молодежи идеями французской революции и о путешествии Кюхельбекера в Европу вполне соответствовали моим ожиданиям; на основе фактов и воспоминаний был создан отличный художественный текст, отразивший настроения будущих декабристов. Но вот главы о событиях декабря 1825 года в Петербурге огорчили, потому что благородные заговорщики были показаны слишком беспощадными к тем, кого считали душителями свободы; они не сомневались в своем праве убивать одних людей ради счастья других, ради Конституции и отмены крепостного права. А ещё они обман

Прежде чем отправиться на выставку «Декабристы. Люди и судьбы» в Государственный музей Пушкина на Пречистенке, я решила подготовиться и послушать аудиокнигу с романом «Кюхля» Юрия Тынянова. Хотелось поточнее припомнить события 200-летней давности, хронологию декабрьского восстания 1925 года и биографии его участников, в числе которых был лицейский друг Пушкина и поэт-романтик Вильгельм Кюхельбекер.

Главы о годах учебы в Царскосельском лицее, об увлечении молодежи идеями французской революции и о путешествии Кюхельбекера в Европу вполне соответствовали моим ожиданиям; на основе фактов и воспоминаний был создан отличный художественный текст, отразивший настроения будущих декабристов. Но вот главы о событиях декабря 1825 года в Петербурге огорчили, потому что благородные заговорщики были показаны слишком беспощадными к тем, кого считали душителями свободы; они не сомневались в своем праве убивать одних людей ради счастья других, ради Конституции и отмены крепостного права. А ещё они обманывали солдат, уверяя, что император Константин Павлович сократит им службу на 10 лет, поэтому не надо присягать императору Николаю Павловичу. Такой вот парадокс: заговорщики мечтали о равноправии для всех людей, но не относились к солдатам как к равным, обманывая их.

Н. Кузьмин, "Восстание на Сенатской площади"(1936)
Н. Кузьмин, "Восстание на Сенатской площади"(1936)

Понятно, что планы декабристов во многом опирались на опыт французской революции, когда кровь текла рекой. Но в реальности немногие из заговорщиков сумели переступить нравственную черту и лишить жизни другого человека ради благих целей. Однако в романе «Кюхля» упор сделан именно на беспощадность декабристов к своим противникам, и это чувство явно преувеличено. Впрочем, роман был написан в 1925 году, когда революционная беспощадность и пламенная агитация считались самыми приемлемыми методами политической борьбы. Кстати, в тот год отмечалось 100-летие восстания декабристов.

Сейчас уже наступило 200-летие восстания, а мы продолжаем размышлять, как относиться к его участникам. Наш исторический опыт отучил восторгаться революциями. Однако осуждать декабристов тоже сложно, они же искренне хотели прогрессивных перемен в стране, хотя и выбрали насильственные методы для этого. Очевидно, пора перейти от эмоциональных оценок из советских книг и фильмов к осознанию реальных фактов. Важно знать факты, но не быть судьями.

Н. Бестужев, "Портрет И. И. Пущина"(1837)
Н. Бестужев, "Портрет И. И. Пущина"(1837)

Именно факты и документы легли в основу выставки «Декабристы: люди и судьбы» в Государственном музее Пушкина в Москве. Пространство «Под сводами» сначала знакомит нас с созданием тайных обществ в России в 1820-е годы, далее с событиями 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, а затем – с годами ссылки декабристов в Сибири.

Н. Бестужев, "Портрет М. С. Лунина"(1836)
Н. Бестужев, "Портрет М. С. Лунина"(1836)

Среди многочисленных экспонатов мое внимание привлекли портреты декабристов, сделанные в Петровской тюрьме в 1830-е годы. В Забайкальской области, в селе Петровский Завод отбывали ссылку более 70 заговорщиков, они были переведены туда из Читинского острога. Декабрист Николай Бестужев нарисовал акварельные портреты Михаила Лунина, Ивана Пущина, Михаила Кюхельбекера и многих других. В лицах чувствуется сосредоточенность и серьезность, но нет сломленности или отчаяния. Рядом с каждым портретом – короткие биографии, в которых неизбежно встречается дата 14 декабря 1825 года.

Н. Бестужев, "Портрет П. Е. Анненковой"(1836)
Н. Бестужев, "Портрет П. Е. Анненковой"(1836)

Я долго вглядывалась в портрет Полины Анненковой, приехавшей в Петровский Завод вслед за мужем. История их любви известна всем по фильму «Звезда пленительного счастья», но здесь, на портрете – не актриса, а реальная женщина, восхищающая своей верностью и красотой.

-5

Вместе с нами в судьбы декабристов всматривается сам Александр Сергеевич Пушкин. Его образ словно проступает из зазеркалья там, где выставка рассказывает о событиях на Сенатской площади, а деревянные балки напоминают о виселицах казненных декабристов. Поэт вполне мог оказаться среди мятежников, если бы в то время не находился в ссылке в Михайловском. Именно так он ответил на прямой вопрос императора Николая I, по воспоминаниям многих современников. К тому же, стихи Пушкина о декабристах и рисунки с их силуэтами не оставляют сомнений в единодушии с ними. И это тоже исторический факт.