Найти в Дзене
Arzamas

Три пародийных фильма: вестерн, нуар и хоррор

Над чем иронизируют Карл Райнер и Олдржих Липский и что высмеивают братья Уэйанс. «Лимонадный Джо» (1964) «Лимонадный Джо» — это пародийный вестерн чехословацкого режиссера Олдржиха Липского. Его действие происходит в небольшом городке в Аризоне. В нем на главной улице процветает салун, которым владеет человек по имени Дуг Бэдмен. В этом салуне танцует роковая женщина, брюнетка — в вестерне роковой женщине положено быть именно брюнеткой. В нее безнадежно влюблен владелец салуна, но она не отвечает ему взаимностью, потому что мечтает стать хорошей. Главный герой картины Лимонадный Джо приходит в салун и предлагает ковбоям устроить поединок в меткости. Ему самому меткость дает лимонад, который называется «Колалока» — это и очевидная отсылка к «Кока-коле», и игра с испанским значением слова loca — безумная. За счет того, что Джо постоянно пьет этот лимонад, он способен подстрелить даже муху на лету. Хотя картина звуковая, она использует приемы немого кино: все сцены раскрашены в зависимо
Оглавление

Над чем иронизируют Карл Райнер и Олдржих Липский и что высмеивают братья Уэйанс.

«Лимонадный Джо» (1964)

«Лимонадный Джо» — это пародийный вестерн чехословацкого режиссера Олдржиха Липского. Его действие происходит в небольшом городке в Аризоне. В нем на главной улице процветает салун, которым владеет человек по имени Дуг Бэдмен. В этом салуне танцует роковая женщина, брюнетка — в вестерне роковой женщине положено быть именно брюнеткой. В нее безнадежно влюблен владелец салуна, но она не отвечает ему взаимностью, потому что мечтает стать хорошей.

Главный герой картины Лимонадный Джо приходит в салун и предлагает ковбоям устроить поединок в меткости. Ему самому меткость дает лимонад, который называется «Колалока» — это и очевидная отсылка к «Кока-коле», и игра с испанским значением слова loca — безумная. За счет того, что Джо постоянно пьет этот лимонад, он способен подстрелить даже муху на лету.

Хотя картина звуковая, она использует приемы немого кино: все сцены раскрашены в зависимости от их значения. В моменты эротического напряжения экран окрашивает красный цвет. Когда зритель видит ковбоев в салуне пьющими лимонад — экран становится синим. В уличных сценах использовался желтый цвет. Зеленый — в сценах перестрелок. В фильме эта особенность воспроизводится очень остроумно — иногда цвет меняется даже в рамках одной сцены.

Вестерны не были знакомы широкой чехословацкой публике. «Лимонадный Джо» — это достаточно уникальный в истории кино случай, когда фильм пародирует то, чего зритель не видел, то есть работает без отсылок. Просмотр картины дает полное понимание основных канонов жанра, даже если зритель совершенно с ним не знаком.

«Мертвые пледов не носят» (1982)

-2

Картина Карла Райнера пародирует фильмы эпохи нуара. Ее главный герой — частный детектив Ригби Реардон. К нему приходит клиентка, у которой пропал отец, и просит найти его.

С самых первых кадров, когда за стеклянной дверью с именем детектива возникает силуэт женщины и вместе с ней в сюжет входит история, фильм объясняется в любви жанру. Но далее начинает над ним посмеиваться, потому что Стив Мартин абсолютно не похож на романтичного частного детектива: он не вызывает зрительской симпатии и даже сочувствия.

Во время расследования Ригби попадает в бар, где поет роковая женщина в длинных перчатках, опрашивает знакомых блондинок (ведь именно блондинки всегда сопровождают плохих парней). Сюжет фильма — довольно запутанный и малопонятный, но это своего рода черта жанра. Классику нуара, картину «Большой сон», в свое время активно критиковали за сюжетную неразбериху, так что Райнер намеренно добавляет нелепицы и путает зрителя.

Пародия непременно должна обладать любовью к жанру, иначе она получится неудачной. И «Мертвые пледов не носят» — это смешной фильм, полный гэгов, но при этом с большим трепетом относящийся к оригиналу. Это монтажное кино, в плоть которого вмонтированы кадры из старых классических фильмов эпохи нуара.

«Очень страшное кино» (2000)

-3

«Очень страшное кино» братьев Уэйанс — пародия на фильм ужасов, ерническая и даже издевательская дразнилка.

Сюжет, как и следует, прост и банален: некий бугимен мстит подросткам, в основном по праздникам и другим памятным дням. Здесь братья Уэйанс пародируют «Крик» Уэса Крэйвена, в свое время вдохнувший в жанр новую жизнь, переосмыслив его каноны. Соответственно, «Очень страшное кино» — это своего рода слепок со снимка и переосмысление переосмысления, безжалостно утрирующее главные приемы оригинала.

Но интересна картина не только этим. Она наполнена отсылками к массовой культуре, которые иногда обыгрываются довольно остроумно. Хотя по большей части юмор «Очень страшного кино» крайне грубый, скабрезный и неизящный.

Однако в некотором смысле это и может увлечь современного зрителя. Массовое кино начала нулевых сегодня кажется невозможным на фоне общего стремления кинематографа к стерильной политкорректности. Фильм цепляет своей наглостью и смелым нахальством.