Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Флейта - Татьяна Кравченко, первая скрипка Максим Аверин: как прошла «Репетиция оркестра» в «Ленкоме»

13 и 14 декабря в Московском театре «Ленком» - громкая премьера: спектакль «Репетиция оркестра» (16+) в постановке режиссера Владимира Панкова. О готовящемся спектакле по мотивам фильма великого Федерико Филлини заговорили ещё в январе, когда Владимир Панков был назначен на должность художественного руководителя «Ленкома». Для дебюта в качестве худрука он поставил амбициозную задачу - собрать на сцене всю труппу. Объединиться в творческом порыве. И зазвучать в унисон. Чтобы не просто премьера, а программный спектакль, в котором заняты 126 артистов, ансамбль «Аракс». И ещё все цеха и подразделения театра. «Чтобы на сцене были как единый организм. Хотя у каждого свои вибрации, свой голос, тон… И вообще все мы очень разные. Но если мы сможем работать в команде, тогда всё получится. И только вместе можно добиться гармоничного звучания» , - объяснял свой замысел Панков. И как теперь подтверждает артист Иван Агапов (в спектакле он играет телережиссёра, который снимает фильм о репетиции оркес
   Сцена из спектакля «Репетиция оркестра». Анастасия ПЛЕШАКОВА
Сцена из спектакля «Репетиция оркестра». Анастасия ПЛЕШАКОВА

13 и 14 декабря в Московском театре «Ленком» - громкая премьера: спектакль «Репетиция оркестра» (16+) в постановке режиссера Владимира Панкова.

О готовящемся спектакле по мотивам фильма великого Федерико Филлини заговорили ещё в январе, когда Владимир Панков был назначен на должность художественного руководителя «Ленкома». Для дебюта в качестве худрука он поставил амбициозную задачу - собрать на сцене всю труппу. Объединиться в творческом порыве. И зазвучать в унисон. Чтобы не просто премьера, а программный спектакль, в котором заняты 126 артистов, ансамбль «Аракс». И ещё все цеха и подразделения театра. «Чтобы на сцене были как единый организм. Хотя у каждого свои вибрации, свой голос, тон… И вообще все мы очень разные. Но если мы сможем работать в команде, тогда всё получится. И только вместе можно добиться гармоничного звучания» , - объяснял свой замысел Панков.

  Анастасия ПЛЕШАКОВА
Анастасия ПЛЕШАКОВА

И как теперь подтверждает артист Иван Агапов (в спектакле он играет телережиссёра, который снимает фильм о репетиции оркестра), в работу включились даже те, кто не играл десятки лет. Но зато в труппе наконец все познакомились, узнали друг друга по именам. И теперь регулярно встречаются в гримерной, распихивая друг друга ласковыми локтями. Всем нашлось место в оркестре Панкова - от народных и заслуженных до артистов массовки. Но и этого режиссеру показалось мало – он пригласил ещё 10 музыкантов со стороны.

Панков вдохновился не только фильмом Феллини, но и биографией «Ленкома». Спектаклем «Репетиция оркестра» театр отдаёт дань своему легендарному прошлому, эпохе Марка Захарова, которую уже не вернуть. На наших глазах рождается новая история театра, пускай уже не захаровского, но, хочется верить, такого же яркого, азартного и зрелищного. Оркестр - метафора театра, любого творческого коллектива, в котором самовыражение одной личности, даже очень талантливой, невозможно без команды единомышленников.

В саундраме (жанре, в котором работает Владимир Панков) - музыка обязательный участник действия. В «Репетиции оркестра» - тем более. Для спектакля её написали композиторы Артем Ким и Сергей Родюков с хорошо уловимыми мотивами великого Нино Роты.

  Анастасия ПЛЕШАКОВА
Анастасия ПЛЕШАКОВА

Чтобы одновременно вывести на сцену сто с лишним человек (даже при наличии двух составов на отдельные значимые роли) режиссер раздвинул сцену вглубь и вширь, сделал её открытой, в декорациях старой капеллы, где и происходит действие. На первой же репетиции он объявил артистам: «Ролей не ждите…». В том смысле, что придется смирить амбиции, укротить актерское тщеславие, забыть о ранжире и званиях… Будем играть спектакль, а не роли. И вообще нет маленьких и больших ролей. У каждого инструмента (артиста) своя партия.

   Татьяна Кравченко в роли первой флейты. Анастасия ПЛЕШАКОВА
Татьяна Кравченко в роли первой флейты. Анастасия ПЛЕШАКОВА

Но случилась удивительная вещь: и в небольших ролях каждого участника «Репетиции оркестра» видно и слышно: от дирижера до оркестрантов. В шумной, яркой, танцующей и поющей массовке всякого можно разглядеть. У каждого своя партия, свой инструмент и свой голос - всё, как обещал режиссёр. Каждый играет про свои боли и радости, творческую ревность, конфликты и любовные коллизии…

   Максим Аверин - концертмейстер первых скрипок, Виктор Раков - концертмейстер вторых скрипок Анастасия ПЛЕШАКОВА
Максим Аверин - концертмейстер первых скрипок, Виктор Раков - концертмейстер вторых скрипок Анастасия ПЛЕШАКОВА

Концертмейстер первых скрипок (его в очередь играют Максим Аверин и Сергей Пиотровский) находится в вечном конфликте с концертмейстером вторых скрипок (Виктор Раков). Даже зрители, не знакомые с иерархиями симфонического оркестра, понимают суть их конкурентной борьбы. В оркестре есть «пьющая скрипка» (Анна Большова/Светлана Илюхина). Она всегда «на стакане», с чем безуспешно борется её муж-валторнист. И у него своя слабость к молоденьким оркестранткам. Есть «трепетная скрипка», «застенчивая» и даже «мудрая» - всё это разные роли. «Мудрая скрипка» (Любовь Матюшина) – вроде народного трибуна или профсоюзного лидера, она хамит дирижеру: «Так намажьте это дерьмо на дирижерскую палочку, а потом лизните как следует»… Есть избыточно темпераментная пианистка (Анна Якунина/Олеся Железняк) и почти ангельской внешности и характера арфистка (Александра Захарова). Флейта - нежнейший инструмент, хотя у первой флейты (Татьяна Кравченко) - голос как у старой скрипучей телеги. Да ещё с говорком Валюхи Будько из «Сватов»: а шо ты думал?! Конечно, главная роль у дирижера, его в очередь играют Дмитрий Певцов и Андрей Соколов (ожидается ещё Игорь Миркурбанов). Дирижер появляется в середине действия. С этого момента всё внимание – ему... Напрасно, Панков пугал артистов, что «не будет ролей». У Певцова – ого-го какая роль. Он неврастеник, психопат и глубоко несчастный человек. Его боятся и не любят в оркестре. Он не очень талантлив. Но всё же лучше такой, как он, чем робот-дирижёр, который выходит в конце.

   Максим Аверин и Анна Якунина. Анастасия ПЛЕШАКОВА
Максим Аверин и Анна Якунина. Анастасия ПЛЕШАКОВА

В «Репетиции оркестра» так много смыслов, аллюзий, шифров, только успевай разгадывать. Со временем, думаю, всё прояснится и сыгранность к необычному оркестру придет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Александра Захарова боялась подходить к портрету отца, а Дмитрий Певцов назвал нового худрука джинном: артистов «Ленкома» объединил новый спектакль

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru

А
Анастасия ПЛЕШАКОВА
Журналист