Найти в Дзене
Литрес

Любимая балерина Сталина: как Ольга Лепешинская пережила репрессии и осталась легендой

Она была маленького роста, очень быстрой и упрямой. В зале ее вспоминают как девочку, которая падала, вставала и снова крутила фуэте, пока ноги не отказывались слушаться. Позже эту же девушку будут принимать в Кремле, награждать Сталинскими премиями, обсуждать в кулуарах как «любимицу вождя». Ольга Лепешинская прожила долгую жизнь на грани сцены и большой политики, но до конца оставалась человеком, для которого главное было не звание, а работа. Со строгим отцом к сцене Большого театра Фото: РИА Новости Ольга родилась в 1916 году в Киеве в интеллигентной семье инженера Василия Лепешинского и Марии Сергеевны. О дворянских корнях дома почти не говорили, время стало опасным для лишних биографических деталей. Отец мечтал для дочери о «серьезной» профессии, поэтому идею балетной школы принял с иронией, пообещав, что одна дочь будет умная, а другая балерина. Первый поход на просмотр закончился отказом. Тогда начались частные занятия, растяжка на табуретках, бесконечные плие на кухне. Шанс по
Оглавление

Она была маленького роста, очень быстрой и упрямой. В зале ее вспоминают как девочку, которая падала, вставала и снова крутила фуэте, пока ноги не отказывались слушаться. Позже эту же девушку будут принимать в Кремле, награждать Сталинскими премиями, обсуждать в кулуарах как «любимицу вождя». Ольга Лепешинская прожила долгую жизнь на грани сцены и большой политики, но до конца оставалась человеком, для которого главное было не звание, а работа.

Со строгим отцом к сцене Большого театра

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Ольга родилась в 1916 году в Киеве в интеллигентной семье инженера Василия Лепешинского и Марии Сергеевны. О дворянских корнях дома почти не говорили, время стало опасным для лишних биографических деталей. Отец мечтал для дочери о «серьезной» профессии, поэтому идею балетной школы принял с иронией, пообещав, что одна дочь будет умная, а другая балерина.

Первый поход на просмотр закончился отказом. Тогда начались частные занятия, растяжка на табуретках, бесконечные плие на кухне. Шанс появился неожиданно, когда в балетном техникуме при Большом освободилось место. Учителя не были в восторге от ее физических данных, но заметили характер. Вечером, когда школу уже закрывали, Ольга просила оставить ей зал и вместе с матерью отрабатывала вращения, считая фуэте почти вслух.

Прозвище «стрекоза» благодаря вождю

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

В начале 30-х Лепешинскую приняли в труппу Большого. Вместо долгих лет в кордебалете ее почти сразу поставили в солистки, официально объяснив это «особым выпуском». Публика быстро запомнила невысокую артистку с острым темпераментом. Она танцевала в «Коппелии», «Вальпургиевой ночи», потом в революционных балетах «Пламя Парижа» и «Красный мак», где требовалась не только техника, но и характер.

Именно тогда рядом с ней появились люди, от которых зависели судьбы артистов. Супруга Молотова Полина Жемчужина стала для Ольги чем-то средним между старшей подругой и наставницей, возила ее по детским домам, приглашала на приемы. На одном из кремлевских вечеров Сталин, глядя на Лепешинскую, произнес сравнение со стрекозой, и прозвище прижилось. За ним последовали четыре Сталинские премии и легенды о персональных подарках, вроде хрусталя с игривой гравировкой.

Во время войны Лепешинская вступила в партию, ездила на фронт, танцевала в госпиталях и частях. Для раненых солдат она была не символом «верхов», а артисткой, которая приезжает туда, где холод, сырость и запах лекарства, и на час возвращает в залу ощущение нормальной жизни.

Личная жизнь с человеком из МГБ

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Первым мужем Лепешинской стал режиссер Илья Трауберг. Их роман начинался с писем, почти как литературная переписка, продолжился фильмом «Концерт-вальс» с Ольгой в главной роли и закончился расставанием без публичных скандалов.

Гораздо больше слухов вызвал ее второй брак с генералом Леонидом Райхманом, высокопоставленным сотрудником НКВД и МГБ. В воспоминаниях коллег он предстает жестким следователем, человеком, от которого на допросах дрожали. В быту рядом с Ольгой он выглядел иначе. Очевидцы описывали, как резкий, собранный мужчина, услышав ее голос по телефону, сразу смягчался и начинал убеждать жену лечь спать пораньше и не перерабатывать.

Их брак длился 13 лет. В 1951 году Райхмана арестовали, и эта история могла превратиться для Лепешинской в личную катастрофу. Но ее имя, статус артистки Большого и биография фронтовых поездок, по всей видимости, сыграли роль, и официально репрессии ее не коснулись, хотя тень от арестов и опалы друзей в ту эпоху падала на всех вокруг.

Жизнь за кулисами

Фото: primetime.ge
Фото: primetime.ge

В 1956 году Лепешинская прощается со сценой и переходит в репетиторы. Она больше не выходит под аплодисменты в финале, но остается в Большом почти каждый день. Ведет классы, готовит партии с молодыми солистками, спорит о каждом повороте головы и делает замечания так, как когда-то делали ей. Ученики позже вспоминали не легенды про Сталина, а строгого, внимательного педагога, который требовал честной работы и терпеть не мог лени.

Ольга Васильевна прожила 92 года и умерла в 2008 году в Москве. В энциклопедиях ее имя чаще всего сопровождает прозвище «стрекоза Сталина», но за этим ярлыком скрывается другая история. Это путь человека из интеллигентной семьи, который выстоял в век репрессий, ушел из Кремля обратно в зал и до конца жизни верил, что настоящая опора балета не в наградах, а в том, сколько раз ты готов выйти к станку и начать все сначала.

Больше о эпохе Иосифа Сталина вы можете узнать из следующих книг:

Похожие материалы:

-6