В этом году мир искусства отмечает знаковое событие: 100-летие стиля ар-деко. Отправной точкой считается легендарная Парижская «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» 1925 года, которая дала название и определила эстетику целой эпохи. Этой знаменательной дате, а также влиянию стиля на седьмое искусство, посвящена серия кинопоказов на Международном кинофестивале «Послание к человеку». Программа условно разделена на две главы. В первой речь пойдет о расцвете экранного ар-деко в 1920–1930-е, а во второй — о его возвращении в 1970–1980-х, но уже в призрачном, хрупком и тревожном обличии. Вниманию зрителей предстанут такие картины, как «Поцелуй» Жака Фейдера, «Женщины» Джорджа Кьюкера, «Палома» Даниэля Щмида и другие. Ар-деко давно вышел за рамки архитектуры и дизайна интерьеров, став одним из самых завораживающих визуальных языков в кинематографе. Это не просто декорации, это целая философия, транслирующая роскошь, динамизм и упорядоченность эпохи между двумя мировыми войнами. Стиль в кино — идеальное сочетание машинной эстетики и доиндустриальной роскоши, создающее ощущение одновременно прогрессивного и гламурного мира, идеально вписываясь в миссию фестиваля по исследованию культурных кодов.
Визуальный код и его эстетика
Ар-деко в кино – это в первую очередь торжество геометрии и симметрии. Здесь господствуют строгие прямые углы, изящные арки, зигзаги, шевроны и ступенчатые узоры, вдохновленные ацтекскими пирамидами и современной машинной эстетикой, словно архитектура была отлита из единого металлического блока. На экране этот стиль выражается через глянцевые, обтекаемые поверхности. Интерьеры часто утопают в блеске хрома, полированного дерева редких пород (например, черного дерева), латуни, стекла и зеркал, которые не просто украшают пространство, но и активно участвуют в создании кадра, многократно отражая свет и создавая ощущение бесконечной глубины и движения. Художники по свету используют ар-деко для создания драматического контраста, ведь четкие, геометрические формы идеально сочетаются с жестким, направленным освещением. Удлиненные, стилизованные силуэты персонажей и архитектуры, вкупе с симметричными композициями, придают кадру особый, почти театральный динамизм, делая каждый стоп-кадр похожим на дорогой графический плакат.
Золотой век Голливуда и ретрофутуризм
Кинематограф быстро уловил потенциал стиля, и в 30-е годы ар-деко стал синонимом голливудского гламура. Действия картин часто разворачивались на фоне декораций, где сверкающий пол, колонны и лестницы были подчинены строгим геометрическим паттернам, подчеркивающим ритм и движение. Роскошные апартаменты в фильмах того периода всегда были обставлены мебелью с чистыми, лаконичными линиями, где функциональность и элегантность сливались воедино.
Однако истинное величие стиля раскрывается, когда он выходит за рамки исторического контекста, вторгаясь в жанры фантастики и нуара. В классическом «Метрополисе» (1927) Фрица Ланга, ар-деко становится языком технологической мощи и социального расслоения: монументальные небоскребы из стекла и стали подчеркивают вертикальность власти, а обтекаемый, стилизованный дизайн машин и роботов, таких как Мария, создают ощущение антиутопического будущего, вдохновленного машинной эпохой. Этот футуристический взгляд, пропитанный геометрической эстетикой, вдохновил целое направление в жанре, от комиксов до кино.
В более поздних работах, таких как «Великий Гэтсби» (2013), стиль не просто копируется, а наслаждается им, превращая каждую сцену в переливающееся, геометрически совершенное празднество, полностью погружая зрителя в атмосферу «ревущих двадцатых», где роскошь ослепляет. В свою очередь, фильмы-детективы, например, «Убийство в Восточном экспрессе», используют ар-деко для создания клаустрофобного, но безупречно стильного пространства: вагоны поезда, отделанные темным деревом, бронзой и геометрическими тканями, подчеркивают замкнутость драмы и классовую изоляцию персонажей.
Наконец, в нео-нуаре, например, в «Бэтмене» Тима Бёртона, ар-деко становится фундаментом Готэм-сити — монументального, угловатого и мрачного города, где элегантность фасадов и мостов скрывает коррупцию и декаданс, придавая мегаполису вневременную, стилизованную атмосферу.
Ар-деко как эстетика
Особый интерес к геометрии и монументальности ар-деко вновь проявился в новой экранизации «Мастера и Маргариты» (2024). Здесь стиль органично смешан с эстетикой сталинского ампира 1930-х годов, что было ключевым замыслом художников-постановщиков. Москва в фильме предстаёт гротескной утопией, где нереализованные архитектурные проекты, вроде знаменитого Дворца Советов, оживают, превращая город в арену гигантских, симметричных и холодных форм. Это визуальное решение усиливает ощущение идеологического давления и мнимого величия, на фоне которого разворачивается мистическая драма. Воланд и его свита появляются в городе, чья архитектура уже сама по себе является торжеством строгой, почти иррациональной, геометрической власти. При этом костюмы, особенно образы Маргариты-ведьмы и Геллы, также несут на себе отпечаток ар-деко: глянцевые фактуры, четкие линии в украшениях и крое, а также смелые, но строго очерченные силуэты, что подчеркивает их мистическую, надмирную элегантность на фоне советской повседневности.
Другим ярким примером стилизации эпохи является картина «Северный ветер» (2021) Ренаты Литвиновой. В этом фильме, действие которого разворачивается в условном времени и месте, ар-деко служит основой для создания мира высокой, но декадентской аристократии. Пространство, в котором живут герои, наполнено преувеличенными, стилизованными формами: обилие темного бархата, золота, зеркал в геометрических рамах и монументальных лестниц. Это не исторически точная реконструкция, а скорее театрализованный сон, где ар-деко используется для подчеркивания эмоциональной отчужденности и роковой роскоши, за которой скрывается неизбежное увядание.
Оба российских фильма используют геометрию и блеск ар-деко не просто как эстетический фон, а как метафору — величия, которое легко становится ложным и пугающим, идеально отражая дуализм и гротеск в своих сюжетах.
Ар-деко в кино – это не просто набор декораций. Это тщательно выстроенный мир, где каждая линия и угол, каждый блестящий материал рассказывает о человеческом стремлении к совершенству, прогрессу и, прежде всего, к непреходящей, кинематографичной элегантности.
Автор текста: Юлия Башкеева