Найти в Дзене

О наших спортивных,и не только, победах в фильме «Первый на «Олимпе»

  В последнее время российский кинематограф предлагает зрителям  окунуться в прошлое и вспомнить достижения советского спорта.  Режиссерская работа А. Михалкова «Первый на Олимпе» посвящена победе в академической гребле, в 1952 г., в Хельсинки, олимпийского чемпиона Ю.С. Тюкалова и труде его тренеров М. И. и В.А. Савримович.       В фильмах о советском спорте рассказывается об истории нашей страны и людях, которые ее строили. Взрослой аудитории они дарят возможность вспомнить молодость, современной - почувствовать атмосферу, в которой жили их близкие. Притягательность такого кино заключается в том, что в них можно узнать, как формируется характер победителя, ощутить спортивный азарт, испытать яркие эмоции.      Главный герой фильма (Г. Калюжный), прототипом которого стал спортсмен Ю.С. Тюкалов, пережил войну и потерял в ней отца. Он погиб у него на глазах и его последние слова, обращенные к сыну, были символичны: «Греби, изо всех сил греби. Ты жить должен, обещаешь?»      Свое обещание

  В последнее время российский кинематограф предлагает зрителям  окунуться в прошлое и вспомнить достижения советского спорта.  Режиссерская работа А. Михалкова «Первый на Олимпе» посвящена победе в академической гребле, в 1952 г., в Хельсинки, олимпийского чемпиона Ю.С. Тюкалова и труде его тренеров М. И. и В.А. Савримович.

      В фильмах о советском спорте рассказывается об истории нашей страны и людях, которые ее строили. Взрослой аудитории они дарят возможность вспомнить молодость, современной - почувствовать атмосферу, в которой жили их близкие. Притягательность такого кино заключается в том, что в них можно узнать, как формируется характер победителя, ощутить спортивный азарт, испытать яркие эмоции.

     Главный герой фильма (Г. Калюжный), прототипом которого стал спортсмен Ю.С. Тюкалов, пережил войну и потерял в ней отца. Он погиб у него на глазах и его последние слова, обращенные к сыну, были символичны: «Греби, изо всех сил греби. Ты жить должен, обещаешь?»

     Свое обещание «жить» герой начинает исполнять с 1949 года, с того времени, как вступает в ленинградский спортивный клуб академической гребли «Красное знамя». 

     Победа на олимпиаде далась Ю. Тюкалову нелегко: в его памяти живет потеря отца. Как всякий талантливый человек, он не может разобраться в том, что ему ближе: живопись или спорт? Одновременно он окунается в водоворот любви и ненависти, пытается выбраться из него и вступает в борьбу с этими противоположными чувствами. Найти себя и пережить горе, стать сильным и счастливым, сдержать обещание, данное отцу, Ю. Тюкалову помогают тренеры, заменившие ему после войны близких людей.

     Во время просмотра впервые я не могла дождаться финала картины. События в ней начинаются с кульминации соревнований, когда спортсмен замешкался на старте и дал значительную фору во времени своим соперникам. «Победит или нет?» - спрашивала я себя, наблюдая за перипетиями судьбы молодого человека. И очень переживала за него и наставников.

      Однако по ходу развития сюжета, мне все же не хватило его полноты, экранного времени, чтобы до конца прочувствовать перемены, которые произошли со спортсменом, вступившем в конфликт с главным тренером (А. Смоляков), переживавшим разрыв с любимой девушкой и от этого бросившим тренировки. Клубок негативных событий, связавших судьбу героя, для меня развязался слишком просто и быстро. 

      Нарочитое стремление авторов фильма точнее передать атмосферу времени, по моему мнению, как ни странно, снижает его достоверность. Например, музыкальная композиция, Э. Хиля «Да разве сердце позабудет», безусловно замечательная, звучит в конце картины. Этот финальный прием с советскими эстрадными хитами, дорогими и любимыми сердцу, не нов и в последнее время постоянно используется режиссерами. Например, в картине «Чемпион мира» звучат аранжировки советских эстрадных мелодий, основная из них  - в конце. Схожий музыкальный финал делает фильмы о спорте шаблонными, от этого они теряют свою индивидуальность. Возможно, для того чтобы воздействовать на эмоционально чувствительные точки зрительского восприятия, не нужно брать за основу самые яркие приметы времени. 

      В фильме замечательный актерский состав. Особенно хочется отметить работу Глеба Калюжного, исполнившего главную роль, и Елены Лядовой, в роли Веры Савримович, наставницы спортсмена. Я поверила им. А. Смоляков, сыгравший в фильме отрицательную роль, открылся для меня с неожиданной стороны. До этого я его воспринимала только как вдумчивого, любимого мною «майора Черкасова».

     «Первый на Олимпе» мне понравился, и я советую его посмотреть. Он рассказывает о людях, живших в непростое время, но олицетворявших лучшие человеческие качества и писавших историю нашей страны и спорта.