Звучание саксофона Гровера Вашингтона — воплощением стильности и мастерства, хотя ценители классики джаза считают его слишком глянцевым и выхолощенным. Многие слышали его саксофон. Возможно, в хите «Mister Magic». Или в хите «Just the Two of Us», записанном с вокалом Билла Уизерса. И джаз Гровера Вашингтона часто ассоциируется со словом «плавный», в деле создания приятной атмосферы ему не было равных.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
В отличие от его предшественников, которые разгоняли саксофон до космических скоростей и выжимали из сакса все соки, Гровер Вашингтон-младший вовсе не был так радикален в отношении своего инструмента. Его звучание было гладким, плавным и певучим.
Гровер Вашингтон сделал для джазового саксофона примерно то же самое, что Джордж Бенсон сделал для гитары. Оба — потрясающие музыканты, чьи корни уходят в классический джаз. При этом каждый из них обладал талантом сплавлять поджанры джаза и не стеснялся выходить на территории поп-музыки.
Гровер Вашингтон родился в Буффало, штат Нью-Йорк, 12 декабря 1943 года. Его мама пела в церковном хоре, отец-саксофонист коллекционировал джазовые граммофонные пластинки. В детстве мальчика окружала музыка, и он любил слушать великих джазменов прошлого и лидеров биг-бэндов.
Когда ему исполнилось восемь, отец подарил Гроверу саксофон. Теперь он мог практиковаться и иногда тайком пробирался в клубы Буффало, чтобы увидеть и услышать знаменитых музыкантов. Его младший брат Дэррил пошёл по его стопам и стал барабанщиком.
Позже Гровер уехал из Буффало и начал играть в различных составах. Вскоре его призвали в армию, где он познакомился с барабанщиком Билли Кобэмом — представителем музыкальной элиты Нью-Йорка. Билли познакомил его со многими звёздами.
После демобилизации Гровер Вашингтон начал выступать на фрилансе в Нью-Йорке, а в 1967 году переехал в Филадельфию, штат Пенсильвания. В 1971 году он принял участие в записи первых двух альбомов Леона Спенсера на лейбле Prestige. Тут-то и случился первый успех, когда Гровера пригласили в студию в качестве дублёра...
В 1971 году он получил приглашение сыграть в секции саксофонов на записи с участием популярного альт-саксофониста Хэнка Кроуфорда. В последний момент Кроуфорд был вынужден отказаться, продюсер Крид Тейлор попросил Гровера Вашингтона подменить его.
Компания CTI Records, принадлежавшая Тейлору, заработала репутацию производителя глянцевых, дорогостоящих джазовых альбомов, которые не чурались поп-музыки и синтезаторных эффектов. В результате пластинки неизменно попадали в эфир и хорошо продавались.
Заменив Кроуфорда, Гровер Вашингтон получил возможность продемонстрировать свой талант игры на сопрано, альте, теноре и баритоне в своём первом сольном альбоме «Inner City Blues», названном по песне Марвина Гэя.
По мере роста и развития джазового движения появилось несколько новых поджанров джаза. Одним из них стал соул-джаз, в котором проявилось влияние блюза, соула, госпела и ритм-энд-блюза. Более приземлённый, компактный, танцевальный стиль.
Постепенно соул-джаз становился всё более «попсовым», уходя всё дальше от революционных джазовых корней. Немалую роль в этом процессе сыграл и Гровер Вашингтон. В 1970-е и 1980-е годах он записал несколько самых известных и запоминающихся композиций в манере плавного джаза.
Его ранние записи сделали его заметной фигурой в классическом соул-джазе. Но именно четвёртый альбом «Mister Magic», выпущенный в 1974 году, стал коммерчески успешным. На знаменитой обложке саксофонист выныривает из воды, чтобы глотнуть воздуха.
Пластинка заняла 10-е место в чарте альбомов Billboard. На гитаре сыграл Эрик Гейл, который впоследствии стал постоянным участником музыкальных коллективов Вашингтона.
Кульминацией успехов Гровера Вашингтона стал альбом «Winelight» (1980), который отразил всё, чем он занимался после подписания контракта с лейблом Elektra Records. Это был плавный джаз с элементами ритм-энд-блюза и фанка, лёгкий и комфортный для прослушивания. Он уже не звал на баррикады. Наоборот, под эти симпатичные пассажи хотелось прилечь на диван...
Джазовые пуристы считали такую музыку чересчур легковесной и непритязательной. Но целая генерация музыкантов пошла вслед за Гровером Вашингтоном исследовать новые коммерческие территории в русле фьюжна, джаз-фанка и плавного джаза. Он стал звездой в кругу таких мастеров, как Джордж Дюк, Боб Джеймс, Маркус Миллер и Стив Гэдд.
Изюминкой альбома и его самым успешным синглом стал стал результат сотрудничество с соул-музыкантом Биллом Уизерсом в 1981 году — песня «Just the Two of Us», получившая премию «Грэмми». Редко когда джазмену удаётся записать полновесный поп-хит, но это как раз тот случай. Песня стала классикой. Много лет спустя её сэмплировал Уилл Смит.
У Вашингтона не было откровенно плохих альбомов, но с каждым релизом становилось всё очевиднее стремление к коммерциализации и и желание подражать успеху «Winelight». И всё же его истинная сущность раскрывается в треках, в которых нет приглашённых вокалистов, которые не попадали в чарты и не были номинированы на «Грэмми».
Не стремясь покорить хит-парады, саксофонист играет в самой первозданной, расслабленной и ненавязчивой манере, выстраивая конструкции из протяжных, неспешных нот с узнаваемой интонацией. Под эту музыку легко наслаждаться жизнью, она служит красивым антуражем для любой ситуации.
В перерывах между гастролями Гровер Вашингтон помогал молодым музыкантам в Филадельфии. Его последним большим хитом стал альбом «Next Exit» (1992), в который вошла песня «Summer Chill», написанная в соавторстве с сыном. В последние годы вместе с Гровером на сцене выступал и президент Джордж Клинтон, который тоже обожал джаз.
Взяв на себя роль одного из отцов-основателей пресловутого smooth jazz, Гровер Вашингтон ушёл слишком рано, в возрасте 56 лет. Хотя саксофонист оставил после себя довольно обширное творческое наследие, в мейнстримных джазовых кругах его по традиции сторонились.
Но не стоит упускать из виду талант и влияние выдающегося музыканта. Будь Гровер Вашингтон жив сегодня, он написал бы новую главу в истории музыки. Вернулся бы он к тому, с чего начал, или пошёл бы дальше? Этого мы уже не узнаем. Но Гровер Вашингтон-младший определённо заслуживает большего признания.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!