Найти в Дзене
Киноафиша

«Солярис»: почему в 2025 году фильм остаётся пугающим и как понимать его финал

Разобрались в уникальном видении мэтра и заложенном смысле. «Солярис» Андрея Андрей Тарковский часто называют научно-фантастическим фильмом о космосе и контакте с иным разумом. Именно это ожидание и становится первой ловушкой. Картина почти сразу даёт понять: перед зрителем не история о далёкой планете, а разговор о человеке и его внутреннем устройстве. Вместо экспансии и открытий фильм сосредоточен на реакции людей, оказавшихся перед тем, что невозможно объяснить привычными способами. Космос здесь — не пространство для подвига, а среда, в которой обнажается то, что обычно скрыто. А именно наши мысли. Станция над Солярисом с первых сцен выглядит тревожно, советский Sci-Fi вызывает чувства, которые обычно дарят нам фильмы ужасов. Поведение учёных лишено ясности, разговоры обрывочны, атмосфера напряжена. Постепенно становится ясно: планета-океан не является объектом в привычном научном смысле. Солярис работает как отражающая поверхность, но отражает не внешность, а вытесненные воспоминан
Оглавление

«Солярис»: почему в 2025 году фильм остаётся пугающим и как понимать его финал

Разобрались в уникальном видении мэтра и заложенном смысле.

«Солярис» Андрея Андрей Тарковский часто называют научно-фантастическим фильмом о космосе и контакте с иным разумом. Именно это ожидание и становится первой ловушкой. Картина почти сразу даёт понять: перед зрителем не история о далёкой планете, а разговор о человеке и его внутреннем устройстве.

Вместо экспансии и открытий фильм сосредоточен на реакции людей, оказавшихся перед тем, что невозможно объяснить привычными способами. Космос здесь — не пространство для подвига, а среда, в которой обнажается то, что обычно скрыто. А именно наши мысли.

Зеркало вместо инопланетян

Станция над Солярисом с первых сцен выглядит тревожно, советский Sci-Fi вызывает чувства, которые обычно дарят нам фильмы ужасов. Поведение учёных лишено ясности, разговоры обрывочны, атмосфера напряжена. Постепенно становится ясно: планета-океан не является объектом в привычном научном смысле.

Солярис работает как отражающая поверхность, но отражает не внешность, а вытесненные воспоминания и чувства. Вместо контакта с иной цивилизацией люди сталкиваются с материализованным прошлым.

Океан не пытается вступить в диалог, не подаёт сигналов и не объясняет своих действий. Он возвращает человеку его собственную память, превращая её в физическую реальность. Именно к такому контакту люди оказываются не готовы.

-2

Хари и вина Кельвина

Центральная линия фильма связана с Крисом Кельвином и появлением Хари — его умершей жены. Её добровольный уход из жизни остаётся для героя источником постоянного чувства вины.

Возвращённая Солярисом Хари — не живая женщина, а реконструкция, созданная из памяти Кельвина. В ней нет самостоятельного прошлого, она существует только в рамках его восприятия. Сначала Кельвин воспринимает её как ошибку и пытается избавиться от неё, но это оказывается невозмож...

Читайте полный текст на сайте: https://www.kinoafisha.info/articles/dazhe-v-2025-m-solyaris-pugaet-silnee-lyubogo-sci-fi-uzhastika-hotya-ego-istinnyy-smysl-posle-koncovki-malo-kto-ponyal_id122714_a15721177/