Найти в Дзене
Где-то далеко

Самый необычный вид туризма

Продакшн-тур? Индустриальный стрип? Экскурсия на производство? Часть 1. История и современность... Безусловно, этот вид путешествий не для всех. Не каждый готов надеть строительную каску и погрузиться в неожиданно новый мир производства. Или в халате и шапочке наблюдать в микроскоп за активной жизнью микроорганизмов. Однако по данным экспертов, количество промышленных туристов увеличивается с каждым годом. В России, например, за последние три года поток гостей на производства вырос на 52 %. Давайте разберемся, почему. С чего все начиналось? Первыми промышленными туристами стали образованные аристократы, посещавшие разные предприятия просто из любопытства. И для более острых ощущений. Эпоха Промышленной революции подарила миру гигантские производственные площади и абсолютно новую атмосферу — грохот станков, запах молотых пряностей, пар и дым из огромных труб, большие промышленные здания. Корпуса завода в Гусе Хрустальном В России, как обычно, все началось с Петра I. Он очень любил езд

Продакшн-тур? Индустриальный стрип? Экскурсия на производство? Часть 1. История и современность...

Безусловно, этот вид путешествий не для всех. Не каждый готов надеть строительную каску и погрузиться в неожиданно новый мир производства. Или в халате и шапочке наблюдать в микроскоп за активной жизнью микроорганизмов. Однако по данным экспертов, количество промышленных туристов увеличивается с каждым годом. В России, например, за последние три года поток гостей на производства вырос на 52 %. Давайте разберемся, почему.

С чего все начиналось?

Первыми промышленными туристами стали образованные аристократы, посещавшие разные предприятия просто из любопытства. И для более острых ощущений. Эпоха Промышленной революции подарила миру гигантские производственные площади и абсолютно новую атмосферу — грохот станков, запах молотых пряностей, пар и дым из огромных труб, большие промышленные здания.

Корпуса завода в Гусе Хрустальном
Корпуса завода в Гусе Хрустальном

В России, как обычно, все началось с Петра I. Он очень любил ездить по европейским фабрикам, верфям, музеям и заводам. И вживую знакомился с тонкостями производства. Перенимал опыт и отправлял молодежь за обучением в такой максимально доступной и практической форме. Правда, не всем это было по душе.

Профориентация Петра I
Профориентация Петра I

А вот в эпоху СССР посещение производств или «шефов», которые сотрудничали с образовательными учреждениями для детей и подростков, стало нормой. И важным инструментом для профориентации. Даже в пионеры и октябрята принимали не только в школе или на Красной площади, но и на производствах. Помните фильм «Друг мой, Колька»? Там автобаза — шефы школы. И школьники смогли и научиться водить машину, и разбираться в тонкостях ее устройства.

Кадр из фильма "Друг мой, Колька"
Кадр из фильма "Друг мой, Колька"

В это же время в странах Европы крупные производственные компании взяли курс на открытость, публичность и прозрачность внутренней политики. И стали организовывать туры на производство, чтобы потребитель мог наблюдать за процессом. Одной из первых использовала этот инструмент компания Volkswagen. Через год после того, как туристы были допущены на производство, продажи автомобилей увеличились почти вдвое. И это вполне объяснимо — любому потенциальному покупателю интересно наблюдать за увлекательным процессом производства автомобилей и лично убедиться в надежности транспортного средства.

И чем закончилось?

С тех пор представители бизнеса осознали, что посещение фабрик и заводов — мощный PR инструмент. Он позволяет максимально расширить информационное пространство и сформировать положительный имидж компании. Продемонстрировать открытость и прозрачность политики компании. А также быстро сделать бренд узнаваемым.

Гжельский завод: экскурсия+мастер-класс
Гжельский завод: экскурсия+мастер-класс

Рубеж ХХ-ХХI веков — это бум промышленного туризма. И его преображение в развлечение. Людям стало важным увидеть, как делают привычные вещи. Оказаться в совершенно неожиданном месте. Сделать атмосферные фото, на которые обязательно обратят внимание. Удовлетворить свое интеллектуальное любопытство. Заглянуть за закрытую дверь. С 2020 года в нашей стране реализуется государственная программа «Открытая промышленность». В ее рамках предусмотрена организация экскурсий на отечественные производства. И список компаний — участников проекта быстро расширяется.

Детская экскурсия на фабрику мороженого
Детская экскурсия на фабрику мороженого

Конечно, отпуск в продакшн туре не проведешь. Но посвятить этому увлекательному занятию выходные - вполне себе милое и познавательное времяпрепровождение. Продолжение следует. Спасибо, что читаете наш канал. Мы будем рады, если вы поделитесь своим личным опытом и расскажете нам о том, на каких производственных экскурсиях вы были.