Найти в Дзене
АвтоМания

Двойное повышение утильсбора: какие машины подорожают в декабре и в январе

Автомобильный рынок России в 2026 году столкнётся с заметным подорожанием иномарок — как новых, так и подержанных. На это сильно повлияют новые ставки утильсбора. Мы рассчитали, как изменятся цены на популярные у россиян автомобили в декабре — после привязки утильсбора к мощности, а потом в январе — после ежегодной индексации утильсбора по прогрессивной шкале. Почему утильсбор вырастает два раза за месяц: С 1 декабря на сумму утилизационного сбора будет влиять не только объём двигателя и год выпуска автомобиля, но и его мощность. Другим значительным изменением станет отмена льготных тарифов для физлиц, ввозящих машины для личного пользования. Ранее они платили 3400 рублей за новые машины и 5200 за машины старше 3 лет. Льготные коэффициенты останутся только для автомобилей с мощностью до 160 л.с. За другие категории автомобилей физлица с декабря будут платить коммерческую ставку. В ожидании нововведений многие автомобилисты решили воспользоваться льготными тарифами до их отмены и з

Автомобильный рынок России в 2026 году столкнётся с заметным подорожанием иномарок — как новых, так и подержанных. На это сильно повлияют новые ставки утильсбора. Мы рассчитали, как изменятся цены на популярные у россиян автомобили в декабре — после привязки утильсбора к мощности, а потом в январе — после ежегодной индексации утильсбора по прогрессивной шкале.

Почему утильсбор вырастает два раза за месяц:

С 1 декабря на сумму утилизационного сбора будет влиять не только объём двигателя и год выпуска автомобиля, но и его мощность.

Другим значительным изменением станет отмена льготных тарифов для физлиц, ввозящих машины для личного пользования. Ранее они платили 3400 рублей за новые машины и 5200 за машины старше 3 лет. Льготные коэффициенты останутся только для автомобилей с мощностью до 160 л.с. За другие категории автомобилей физлица с декабря будут платить коммерческую ставку.

В ожидании нововведений многие автомобилисты решили воспользоваться льготными тарифами до их отмены и заказали машины из-за границы. Так, по данным агентства «Автостат», продажи легковых машин в сентябре выросли до 122,66 тысячи штук. Это создало большие очереди на границе, и многие покупатели стали опасаться, что не успеют ввезти машину по сниженной ставке. В правительстве людей услышали и по поручению вице-премьера Дениса Мантурова перенесли срок вступления новых правил в силу с 1 ноября на 1 декабря. При этом в Национальном автомобильном союзе посчитали, что многие автомобили всё равно не успеют пройти таможню, поэтому «количество пострадавших от перерасчёта утильсбора будет большим».

И это не единственная индексация ставки утилизационного сбора. В прошлом году в России приняли систему ежегодной индексации утильсбора до 2030 года. Ежегодно 1 января ставки будут расти на 10–20%. Это значит, что большинство машин с мотором объёмом 1–2 литра значительно подорожают в новом году. Повысятся цены и на автомобили с более объёмными двигателями. Например, если до 1 декабря у новой машины с двигателем от 3 до 3,5 литра утильсбор и для физлиц, и для дилеров составлял 2 153 400 рублей, то с 1 января, с учётом зависимости суммы от мощности, утильсбор возрастёт до 2 584 000 — 4 190 400 рублей.

•На сколько увеличатся цены на популярные автомобили:

Самым значительным изменением в расчёте утильсбора будет отмена льготных ставок для машин мощностью выше 160 л.с. После этого сумма сбора ещё и проиндексируется. Мы собрали в таблицу суммы утильсбора на популярные импортные автомобили в России с мощностью выше 160 л.с. Напомним, что для менее мощных моделей останется льготная ставка в размере 3400 рублей.

-2

•Зачем государство постоянно повышает утильсбор:

Прогрессивную шкалу налога на утилизационный сбор предложил ввести глава АвтоВАЗа Максим Соколов в 2024 году на одном из правительственных совещаний. По его мнению, такой способ расчёта утильсбора должен стимулировать китайских производителей собирать свои машины на территории России, а также создавать партнёрские проекты с российскими компаниями и использовать на производстве локальные запчасти. При этом китайское правительство впоследствии не рекомендовало автопроизводителям инвестировать в производство в ряде стран, в том числе в России.

Некоторые участники рынка эту инициативу поддержали. Например, генеральный директор «Автодома» Андрей Ольховский посчитал, что утверждение долгосрочной шкалы индексации утильсбора положительно скажется на формировании планов инвестиций и повысит точность рыночных прогнозов.

Вводя новые правила расчёта утильсбора, власти ссылались в том числе и на популярность мощных гибридных автомобилей с небольшим мотором, которые облагались сниженной ставкой. Изменения должны помочь государству в борьбе с неофициальными поставщиками машин в Россию — с «серыми» импортёрами, которые привозят модели под заказ на физлицо за свой процент.

Общественное обсуждение проекта Минпромторга по новым ставкам утильсбора принесло рекордно высокое число отрицательных отзывов: 131 000 негативных оценок против 684 положительных. Представители Минпромторга даже участвовали в дискуссиях. Например, многодетной семье вместо электромобиля Nissan Leaf из Японии они посоветовали дождаться выхода Sollers SP7 или обратить внимание на Lada, Voyah и Tenet, при этом добавив, что цены на отечественные машины с вступлением в силу новых правил расчёта утильсбора измениться не должны. А на комментарий гражданина, который не понимает, почему в утильсбор теперь включается мощность машины, в Минпромторге ответили, что это нужно для исключения махинаций «серых» импортёров.