Я не планировала делать ноябрь таким активным. Всё как-то сложилось само собой: один выход, потом другой, потом ещё.
Когда я посмотрела на список, стало понятно, что месяц получился плотным и разнообразным. Решила записать — чтобы не забыть и не потерять это ощущение
«Почтальон из Лонжюмо». Новая опера
Мы пошли с братом — и уже это сделало вечер особенным. Но главное открытие ждало на сцене.
Эта опера оказалась совсем не той торжественной, чуть отстранённой классикой, к которой мы привыкли. Она была живой, ироничной, местами по-настоящему весёлой. Сюжет развивается легко, с юмором, а два импрессарио — словно отдельные персонажи-комментаторы — постоянно вмешиваются в действие, добавляя игре театральности и самоиронии.
В какой-то момент ловишь себя на том, что улыбаешься. Опера перестаёт быть «жанром, который надо понимать», и становится историей, за которой просто интересно следить.
Это был редкий случай, когда высокая музыка не давит, а приглашает. Когда классика не отгораживается, а протягивает руку. И, пожалуй, именно с такого лёгкого, неожиданно радостного вечера было правильно начать ноябрь. Кроме того, сделала себе заметку, что обязательно нужно будет показать эту оперу маме и сыну.
Дом музыки. «Кватро»
Мы с мамой слушаем одну и ту же музыку — и это всегда было нашей тихой точкой совпадения. На этот концерт я пошла осознанно: программа была посвящена итальянской музыке, которой мне сейчас особенно не хватает.
Не могу сказать, что услышанное полностью оправдало ожидания. Было ощущение, что чего-то недоговорили, где-то прошли поверхностно. Но, как это часто бывает, ценность вечера оказалась не только в качестве исполнения. Этот концерт всколыхнул воспоминания — о тех временах, когда я ходила на выступления любимых итальянских исполнителей, когда музыка была частью повседневной радости, а не редким событием.
Иногда достаточно одного знакомого мотива, чтобы прошлое ненадолго вернулось. И, пожалуй, именно это ощущение — узнавания, памяти, внутреннего отклика — и стало главным результатом того вечера.
Ваня Дмитриенко. Мегаспорт. С дочкой
До этого вечера я не слышала этого исполнителя и шла, по сути, без ожиданий. Ничего плохого я не услышала — скорее, это музыка той же природы, что когда-то были «Ласковый май», «Руки вверх» и им подобные. Не выдающаяся, без претензий на глубину, но и без фальши. Простая, понятная, местами даже трогательная.
Это был уже не совсем мой мир — но и не чужой. Скорее, знакомый по прошлым эпохам, просто с другим лицом и другим временем. И в этом тоже есть своя ценность.
Для меня этот выход был не столько про концерт, сколько про присутствие рядом: про «я здесь», про интерес к тому, что важно дочери, и про готовность разделить или хотя бы попытаться понять.
«Последняя сказка». МДМ
Это был не вечерний выход, а дневной спектакль. День рождения мужа, и мы все вместе: мама, папа, муж, свекровь, сын и дочь. Сам факт такого состава уже создавал ощущение события.
Мюзикл, как жанр, оказался тем редким компромиссом, который в той или иной мере устроил каждого из нас. Не могу сказать, что моим ушам было легко и по-настоящему приятно — музыкально это было непросто для восприятия. Зато глазам точно было на что посмотреть: масштаб, свет, костюмы, движение, визуальная работа сцены.
И, что, пожалуй, важнее всего, присутствовало ощущение праздника. Не театрального, а человеческого. Когда не всё идеально, не всё совпадает с ожиданиями, но день всё равно остаётся в памяти — как тёплый, шумный, живой. Именно такие моменты потом и вспоминаются, а не безупречные.
«Баядерка». Кремлёвский дворец
На этот балет мы с мамой пошли вдвоём — привычно и как-то очень естественно. «Баядерка» — классический, узнаваемый балет, без сюрпризов, но именно в этом и есть его надёжность. Чёткая структура, знакомая музыка, ожидаемые сцены. Ты не напряжённо следишь за сюжетом, а спокойно смотришь, позволяя глазам и памяти делать свою работу.
По традиции перед спектаклем мы зашли поесть в «Караваевых». А потом с удовольствием рассматривали в фойе Кремлёвского выставку акварелей Андрияки. Прежде я его работ не видела, очень впечатлилась, теперь хочу сходить в Академию акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
Хибла Герзмава. Консерватория
На концерты Хиблы мы с мамой ходим регулярно и стараемся попадать именно в Консерваторию. Во-первых, нам там нравится сама атмосфера. Во-вторых, цены там вполне доступные по сравнению с другими площадками, а качество при этом остаётся тем же.
Сам концерт был ровно таким, как мы и ожидали: профессиональным, красивым, без сюрпризов — в хорошем смысле. К тому же в программе принимала участие ещё одна моя любимая исполнительница — Полина Шароварова, и это стало приятным дополнением вечера.
А вот одно неожиданное событие всё-таки случилось. Когда мы спускались вниз в большом лифте, он остановился этажом ниже, и в почти полный лифт зашёл Вячеслав Третьяк. Его, конечно, сразу узнали. В лифте начались охи, приветствия, улыбки. А он в ответ рассмеялся и очень тепло, по-человечески всех поприветствовал.
Мелочь, казалось бы. Но такие моменты почему-то запоминаются не хуже самого концерта — как маленький бонус к выходу.
Jony. Балашиха Арена
На этот концерт меня дочка уговорила почти в последний момент. Честно говоря, я сомневалась: в последнее время у меня и так был переизбыток современных исполнителей, да и ехать в Балашиху совсем не хотелось. А возвращение и вовсе вызывало опасения — как потом добираться обратно, было не очень понятно.
Опасения, как выяснилось, были не напрасны. После концерта такси пришлось ждать больше сорока минут, а общественным транспортом и вовсе не стоило пытаться ехать.
Сам исполнитель, неожиданно, понравился. До этого я знала только «Комету» и ещё одну песню, причём даже не догадывалась, что она его. На концерте оказалось, что значительная часть музыки вполне приятная: было много непримитивных мелодий, сами мелодии вообще имели место быть, а голос оказался вполне достойным. Не могу сказать, что мне захотелось бы пойти на его концерт ещё раз, но в целом — признаю, весьма прилично.
У дочки, впрочем, была своя миссия: ей очень хотелось добыть ленточку, которыми осыпали фанатов в фан-зоне. С наших мест туда было не добраться, поэтому мне пришлось перегнуться через ограждение и попросить какого-то доброго юношу передать нам одну из них.
Чего только не сделаешь для ребёнка. Ей это действительно важно сейчас — а значит, важно и мне.
Выставка работ Карла Брюллова. Новая Третьяковка
Так вышло, что в один из вторников утром у меня не было уроков: ученики кто в командировке, кто в отпуске, и нам с родителями удалось выполнить давно задуманное - отправиться на выставку работ Карла Брюллова. Отправились утром и это было очень правильно, так как народа было не слишком много, и нам удалось рассмотреть все картины, не раздражаясь людьми на их фоне. Про саму выставку не могу сказать много, я не специалист в живописи, поэтому выскажу лишь свое непрофессиональное мнение - восторг! Не хотелось уходить, хотелось снова и снова рассматривать яркие, сочные краски, вникать в истории, рассказанные художником.
Кино на итальянском. Каро «Октябрь»
В самом конце месяца оказалось ещё одно событие, о котором я сначала забыла. 30 ноября мы с приятельницей пошли в «Каро Октябрь» смотреть кино на итальянском языке. В этот день завершался Фестиваль российско-итальянского кино.
Сам фильм, честно говоря, не особенно понравился. Современное итальянское кино вообще довольно специфическое, и это был как раз тот случай. Но, несмотря на это, поход оказался интересным и полезным. Слушать живой язык, улавливать интонации, ловить знакомые слова — в этом всегда есть своя ценность, даже если сам фильм не цепляет.
Хорошее напоминание о том, что удовольствие и польза не всегда идут рука об руку. Иногда достаточно просто быть внутри языка и культуры — пусть даже ненадолго.
Как это обычно и бывает, писать об этом месяце я села уже тогда, когда он давно закончился. Пока было о чём писать — не было на это времени, а когда время появилось, события уже начали укладываться в голове в один длинный список. И всё же, перебирая ноябрь по дням, я поймала себя на мысли, что таких насыщенных месяцев я и не припомню. Девять разных выходов, совершенно непохожих друг на друга. Пожалуй, событий был некоторый переизбыток, зато совсем некогда было замечать сырости и серости ноября, и он пролетел незаметно.