Зимой каждый водитель сталкивается с ситуацией, когда нажал на рычаг омывателя, а в ответ — тишина и сухие дворники. Стекло покрыто грязью и солью, видимость нулевая, а ехать нужно. В чем причина? Многие грешат на плохую «незамерзайку», но часто проблема гораздо проще и решается буквально за копейки. Оказывается, виновником ледяных пробок в форсунках может быть маленькая деталь в системе омывания, которая устанавливается на заводе для удобства, но зимой превращается в источник проблем. Эта деталь стоит сущие пустяки, а ее замена занимает пару минут, но эффект вы ощутите сразу: струи омывателя будут бить стабильно даже в лютый мороз. В этой статье мы разберем, почему на самом деле замерзают форсунки, какая деталь в этом виновата и как самостоятельно провести простую доработку, чтобы забыть об этой проблеме раз и навсегда.
Почему замерзают форсунки: главный враг — обратный клапан, а не жидкость
Первое, что приходит в голову при отказе омывателя зимой, — некачественная жидкость. Это возможно, но часто даже с хорошей «незамерзайкой» проблема остается. Суть в том, что в системе омывания большинства автомобилей установлен обратный клапан или специальный тройник с клапаном. Его задача — удерживать немного жидкости в шлангах, идущих к форсункам. Благодаря этому при кратковременном нажатии на рычаг омыватель срабатывает мгновенно, без задержки на заполнение магистрали. Это удобно летом и в межсезонье. Но зимой этот полезный узел становится врагом. Пока машина в движении, моторный отсек нагревается. Жидкость в шлангах у форсунок также нагревается. Из-за этого летучие спиртовые компоненты «незамерзайки» частично испаряются, и концентрация антифриза в этой порции жидкости падает. Когда вы ставите автомобиль на стоянку, подкапотное пространство быстро остывает, и обедненная жидкость в шлангах и самих форсунках замерзает, образуя ледяную пробку. Насос работает, но протолкнуть лед не может. Именно поэтому проблема часто проявляется после ночной стоянки, а днем, когда машина прогревается в движении, омыватель может снова начать работать.
Простое решение: замена тройника с клапаном на обычный соединитель
Решение проблемы удивительно простое и дешевое. Нужно убрать причину застоя жидкости у форсунок — то есть демонтировать штатный тройник или обратный клапан, который удерживает жидкость в магистрали. Вместо него устанавливается обычный пластиковый соединительный тройник без каких-либо клапанов. Такой тройник можно купить в любом автомагазине, на рынке или в магазине автозапчастей. Часто используют простой тройник от классических автомобилей ВАЗ. Его стоимость — около 10-30 рублей. Принцип работы после замены меняется: теперь при выключении насоса жидкость свободно стекает из шлангов обратно в бачок. В магистрали и форсунках не остается жидкости, которая могла бы замерзнуть. Да, первый «плевок» омывателя после длительной стоянки будет с небольшой задержкой (пока магистраль заполнится), но зато он гарантированно будет, и в нем будет полноценная незамерзшая жидкость из бачка. Это небольшая плата за стабильную работу всей системы зимой.
Как выполнить замену своими руками: пошаговый процесс
Эта процедура настолько проста, что с ней справится любой, кто может открыть капот. Вам понадобится: новый простой тройник, крестовые отвертки для ослабления хомутов (иногда хомуты бывают пластиковыми и отжимаются вручную) и, возможно, кусачки или нож для старых хомутов. Для начала найдите бачок омывателя и проследите от него шланг, идущий к форсункам на капоте. Обычно в разрыв этого шланга, недалеко от бачка, и вставлен тот самый тройник с обратным клапаном. Он может быть пластиковым, с тремя выходами: один от бачка, два — к левой и правой форсункам. Ослабьте хомуты, которые держат шланги на этом тройнике. Снимите шланги. Если хомуты одноразовые (пластиковые), их, скорее всего, придется разрезать, и заменить на новые винтовые (металлические или пластиковые червячные). Это улучшит надежность. Теперь возьмите новый простой тройник и наденьте на его выходы шланги в той же последовательности: центральный вход от бачка, два боковых — к форсункам. Наденьте новые хомуты и затяните их. Все, работа закончена. После замены долейте жидкость в бачок и проверьте работу омывателя. Убедитесь, что нет протечек в местах соединений. На этом зимняя модернизация завершена.
Альтернативы и дополнительные советы для беспроблемной зимы
Помимо замены тройника, есть еще несколько рекомендаций, которые помогут забыть о проблемах с омывателем. Во-первых, всегда используйте качественную зимнюю омывающую жидкость с температурой замерзания на 10-15 градусов ниже ожидаемого минимального порога в вашем регионе. Не разбавляйте ее водой. Во-вторых, если у вас автомобиль с системой подогрева форсунок омывателя (часто встречается на премиальных марках), убедитесь, что эта функция исправна. В-третьих, в сильные морозы можно добавить в бачок дополнительно 100-200 мл чистого изопропилового спирта для «укрепления» состава, но это временная мера. Некоторые водители на зиму просто отсоединяют шланг от форсунки и сливают из него остатки жидкости после каждой поездки, но это слишком трудоемко. Замена тройника — это постоянное и цивилизованное решение. Весной, если для вас принципиален мгновенный отклик омывателя, вы можете установить старый узел с клапаном обратно. Но многие водители после такой доработки оставляют простой тройник навсегда и не замечают неудобств.
Проблема замерзания форсунок омывателя, которая зимой отравляет жизнь миллионам водителей, имеет простое и элегантное решение. Виновник — обратный клапан в магистрали, предназначенный для удобства, но создающий условия для образования ледяной пробки. Замена этого узла на обычный соединительный тройник стоимостью в несколько рублей решает проблему кардинально. Эта операция не требует специальных навыков или инструментов и отнимает не больше времени, чем замена лампочки. Потратив десять минут и десять рублей, вы получаете гарантированно работающую систему омывания в любые морозы, а значит, и чистый обзор, который является залогом безопасности на зимней дороге. Не стоит мириться с неудобствами и рисковать, когда решение так близко и доступно. Сделайте эту маленькую доработку — и ваши дворники и форсунки скажут вам спасибо.