В Первом круге Ада, Данте Алигьери — главный герой и автор поэмы «Божественная комедия», и Вергилий — проводник Данте в путешествии по загробному миру, видели души, заключенные в Чистилище.
Оттуда они спускаются во Второй круг, где находят тех, кто повинен в грехе похоти. Они проходят мимо фигуры Миноса, который исповедует каждого грешника и направляет их дальше к соответствующему кругу за их грехи.
Здесь тусклый свет, и на тех, кто находится в этом кругу, обрушивается вечная буря, не давая им покоя и облегчения от ее непрекращающихся порывов. Первая из тех, кого Вергилий описывает Данте, - это Семирамида, которая вышла замуж за своего отца и узаконила подобные кровосмесительные отношения. (Теперь известно, что это ложная легенда, записанная Орозием и популярная во времена Данте.)
Затем они видят Клеопатру, Ахилла, Париса и Тристана. Данте рассказывает историю Франчески наиболее подробно.
Франческа да Римини была тетей хозяина дома Данте, когда он жил в Равенне.
Франческа родилась в 1255 году в Равенне, ее отец был правителем Равенны - итальянского города на Адриатическом побережье. Примерно в возрасте двадцати лет она вышла замуж за Джованни Малатесту, богатого, но увечного лорда Римини, известного как “Джанчиотто” или “Джованни Хромой”. Франческа не была влюблена в Джованни, это был скорее всего лишь брак по расчету. Вскоре ее внимание привлек младший брат Джованни, Паоло. Взгляды перешли в разговор, а слова - в поцелуи и ласки… Паоло тоже был женат, и все же им удалось сохранить свою любовь в тайне на протяжении десяти лет.
До Джованни дошли слухи о том, что его жена изменяет ему, и он поспешил в ее комнату. Франческа впустила его, потому что была уверена, что Паоло удалось сбежать через окно, но она не знала, что он застрял в окне. Джованни попытался убить своего брата, но Франческа встала на его защиту и была убита. Затем Джованни убил и Паоло. Позже они были похоронены в одной могиле...
Энгр на своей картине изобразил двух влюбленных, наслаждающихся обществом друг друга в небольшой комнате, стены которой покрыты деревянными панелями, что делает комнату похожей на коробку, что, возможно, наводит на мысль о гнетущей обстановке в их доме. Франческа изображена в архаичном одеянии и напоминает персонажа картины северного возрождения. Паоло, в трико и со шпагой, целует ее в щеку, а она отворачивает от него свое лицо. Кажущийся покой их любви прерывает фигура на заднем плане. Это Джованни, медленно отодвигающий занавес, чтобы увидеть шокирующее зрелище. Вся сцена в целом напоминает театральную, но повествовательный аспект очень силен, Энгр с помощью мелких деталей и жестов подводит нас к сюжету. В тот самый момент, когда Джованни собирается поднять меч, книга Франчески падает на пол.
Уильям Дайс изобразил пару сидящей на балконе. Франческа читает книгу, а Паоло спешит поцеловать ее. За ними - безмятежный зеленый пейзаж.
Данте Габриэль Россетти, сам родом из Италии и горячий поклонник поэзии Данте и его жизни, представлял себе эту сцену по-другому. На своей акварели он изображает пару, сидящую в комнате. Цветут розы, в окно врывается свежий воздух, и, отвлекаясь от того, что они читали, пара страстно целуется. Книга, лежащая наполовину у него на коленях, наполовину у нее на коленях, вот-вот упадет на шипы роз.
Александр Кабанель был французским художником-академиком, и то, как он изобразил сцену смерти Паоло и Франчески, очень театрально. Они оба одеты в роскошные одежды, их бледные лица полны пафоса, их жесты рассказывают об их агонии. Франческа лежит на чем-то, что больше похоже на саркофаг, чем на кровать, а декоративный мраморный пол еще больше подчеркивает атмосферу холода и смерти. Тем временем Джованни еще раз заглядывает из-за занавески, чтобы убедиться, что они действительно мертвы. Наши взгляды прикованы к телам, агонии и боли от их внезапной смерти. Картина поражает воображение: в спине Паоло торчит меч, его рука безвольно повисла, ладонь Франчески лежит на груди, а рот все еще слегка приоткрыт, как будто она все еще переводит дыхание.
Легко окутать далекое, мифическое прошлое множеством завес из грез и поэзии. Тема обреченных влюбленных тринадцатого века, очаровательно объединяющая темы любви и смерти, вероятно, была идеальной подпиткой для фантазий художников от Энгра до наших дней. Обнявшаяся пара, высеченная из великолепного белого мрамора в скульптуре Огюста Родена “Поцелуй”, изображает Паоло и Франческо, хотя название работы не раскрывает этого сразу.
Именно "Вихрь влюбленных" Уильяма Блейка преобразил эти изображения.
Эта история рассказана в акварельном триптихе Данте Габриэля Россетти: слева влюбленные читают легенду о Ланселоте и Гвиневере. В центре изображены Данте и Вергилий, а справа Паоло и Франческа уносятся в бурях Второго круга Ада.
Данте теряет сознание от трагической истории, которую рассказала ему Франческа, и падает замертво.
Смерть - это еще не конец, как говорит Ник Кейв в одной из своих песен. С момента их смерти прошла почти тысяча лет, но Паоло и Франческа все еще обнимаются и их уносит ветер страсти. Почти невозможно представить, что до своего вечного проклятия они были такими же смертными, как и мы сейчас. Возможно кто-то может подумать : вот какой способ провести вечность! Тебя уносит ветром, но ты в безопасности в объятиях того, кого любишь.
История Паоло и Франчески - выдающийся пример эмоциональной силы языка, который может помочь открыть нам двери для перемен к лучшему .
.