Найти в Дзене
Блиндаж

Как снимали фильм "В августе 44-го": кадры со съемок и 20 малоизвестных фактов о картине

17 января 2001 года в России состоялась премьера военного детектива по книге Владимира Богомолова «Момент истины», снятого режиссером Михаилом Пташуком. Миллионы телезрителей восторженно отзываются об этой экранизации вот уже на протяжение 25 лет. Судьбы советских контрразведчиков, устроивших засаду фашистским агентам, поразили зрителей разных возрастов: детей, взрослых и лиц пожилого возраста. Если вы не смотрели эту картину – обязательно посмотрите! А мы сейчас поговорим о том, как снимали этот незабываемый фильм. В 1973-ем году писатель, участник Великой Отечественной войны, контрразведчик Генерального Штаба СССР Владимир Осипович Богомолов (годы жизни 1924 – 2003) написал книгу «Момент истины». К экранизации данного произведения приступали несколько раз: Режиссер Витаутас Жалакявичюс в 1975-ом году (картину не закончили, рабочие материалы сохранились на студии «Мосфильм»; Режиссер Михаил Пташук в 2000-ом году снял фильм «В августе 44-го»; Режиссер Сергей Виноградов снял мини-сериа
Оглавление

17 января 2001 года в России состоялась премьера военного детектива по книге Владимира Богомолова «Момент истины», снятого режиссером Михаилом Пташуком.

Миллионы телезрителей восторженно отзываются об этой экранизации вот уже на протяжение 25 лет.

Судьбы советских контрразведчиков, устроивших засаду фашистским агентам, поразили зрителей разных возрастов: детей, взрослых и лиц пожилого возраста.

Если вы не смотрели эту картину – обязательно посмотрите!

А мы сейчас поговорим о том, как снимали этот незабываемый фильм.

В 1973-ем году писатель, участник Великой Отечественной войны, контрразведчик Генерального Штаба СССР Владимир Осипович Богомолов (годы жизни 1924 – 2003) написал книгу «Момент истины».

К экранизации данного произведения приступали несколько раз:

  • Режиссер Витаутас Жалакявичюс в 1975-ом году (картину не закончили, рабочие материалы сохранились на студии «Мосфильм»;
  • Режиссер Михаил Пташук в 2000-ом году снял фильм «В августе 44-го»;
  • Режиссер Сергей Виноградов снял мини-сериал «Операция «Неман» в 2023-ем году;
  • Режиссеры Никита Высоцкий и Илья Лебедев сняли картину «Август» в 2025-ом году.

Автор Владимир Богомолов, будучи на государственной службе, имел доступ к секретным архивам. Поэтому он строго следил за тем, что сценарий фильма обязательно был согласован с ним лично.

С какими препятствиями сталкивались режиссеры во время работы над картиной?

На самом деле препятствия были, и достаточно серьезные.

Думается, зрители могут вспомнить режиссера Жалакявичюса по картине «Никто не хотел умирать», снятой в 1965-ом году.

Спустя 10 лет он приступил к работе над новой картиной «Момент истины».

К тому времени многие читатели и «киношники» уже были знакомы с произведением Богомолова, и ожидалось, что художественный фильм по этому произведению должен быть очень успешным.
Но практика показала совсем другое.
  • Когда режиссер принес готовый сценарий Богомолову, автор никак не признал его.

Дотошный контрразведчик внимательно перечитывал каждую сцену, корректировал, вносил правки, протестовал против отдельных описаний.

На съёмках "Момента истины" (1975 г)
На съёмках "Момента истины" (1975 г)
  • Современники говорили, что автор написал более 600 правок к предложенному сценарию.

Режиссеру пришлось приложить немало усилий, чтобы попытаться исправить обозначенные неточности.

Но Богомолову это опять не понравилось, работы сделано много, а сценарий стал еще хуже.

Причем, настолько «плохо», что автор писал протест на студию «Мосфильм», чтобы работу над фильмом по его произведению остановили.

Но у комиссии на этот счет было другое мнение, и съемки продолжили.

Много сцен уже было снято.

Те, кому довелось видеть рабочие материалы, говорили, что картина должна получиться довольно мощной, как обычно у мастера такого уровня – выдержанной в традиции режиссера, строгой, содержательной.
Кино снимали, а писатель Богомолов настаивал на своём: писал письма на студию с требованием прекратить съемки.

Однако, режиссер мало внимания уделял противостоянию Богомолова, перестав вообще общаться с автором.

Далее произошло непоправимое.

  • В процессе работы над картиной не стало актёра, который играл генерала Егорова – Бронюса Бабкаускаса (это случилось 21 октября 1975-ого года).

Данное обстоятельство стало большим ударом для съемочной группы, ведь очень много работы уже было сделано.

Все понимали, что надо заново начать съемки с другим актером, или корректировать сценарий.

  • Было еще одно важное обстоятельство: Богомолов намеревался остановить съемки через суд.

Процесс выиграл автор, и «Мосфильм» получил запрет на съемки картины через постановление суда.

Была возможность договориться до суда, но ни режиссер, ни автор не пожелали договариваться мирным путем.

Витаутас Жалакявичус на съемках
Витаутас Жалакявичус на съемках

Попытка №2

В следующий раз экранизировать роман Богомолова попытался Владимир Семаго.

  • Надо учесть, что Станислав Говорухин, которому предложили снять фильм, от этого предложения отказался.

Есть версия, что способствовал этому сам автор произведения.

С продюсером Владимиром Семаго вышел на связь режиссер Пташук и заявил, что его заинтересовала идея экранизации романа о контрразведчиках «Момент истины».

Михаил Пташук во время работы над картиной
Михаил Пташук во время работы над картиной

Но когда Михаил Николаевич ознакомился с сценарием, он был поражен, насколько сильно, и не в лучшую сторону сценарий «уходит» от оригинала.

Тогда Пташук связался по телефону с автором и предложил написать новый сценарий.
Картину снимали в Белорусской ССР, поэтому всеми вопросами координации и финансирования съемок занималось Министерство Культуры Республики Беларусь.
  • Но объем выделенного финансирования был недостаточным, чтобы снимать такую крупномасштабную картину.

Когда Семаго узнал об этом, он решил дофинансировать съемки из средств личного бюджета. Вот так подготовили в общей сложности нужную сумму – 5 млн. долларов.

Актерский состав

Началась подготовка к съемкам.

  • Режиссер предложил главную роль Сергею Бодрову (младшему), но актер не поддержал эту идею.

Его место на съемках занял молодой актер Евгений Миронов.

На этот раз актер на все 100% устроил и режиссера, и автора картины.

Слева направо - Евгений Миронов, Михаил Пташук и Владимир Семаго
Слева направо - Евгений Миронов, Михаил Пташук и Владимир Семаго
Евгений Витальевич был очень рад поработать в таком грандиозном фильме.
Он очень серьезно готовился к роли, изучал документы, подготовил список из 76-ти вопросов, чтобы при личной встрече задать их писателю.
Справедливости ради надо отметить, что Богомолов очень хорошо принял актера, и остался доволен, что ведущая роль в картине достанется именно Миронову.

По мнению писателя, этот человек поставил перед собой цель основательно «погрузиться в фильм», в буквальном смысле на время съёмок стать капитаном Алёхиным.

Особенно это было заметно на фоне остальных артистов фильма.

  • Александра Абдулова пробовали на роль Таманцева, но его не утвердили на роль.
Причиной послужил возраст актера – в то время ему исполнилось 46 лет.
Вместо Абдулова в картине этого персонажа сыграл Владислав Галкин, известный зрителям по роли участкового милиционера в картине «Ворошиловский стрелок», снятой режиссером Говорухиным.

Юрий Андреевич Колокольников сыграл стажера-оперативника отдела СМЕРШ.

Владислав Галкин и Юрий Колокольников
Владислав Галкин и Юрий Колокольников

Тогда зрители были мало знакомы с его творчеством, но сегодня имя актера популярно не только в нашей стране, но и за рубежом.

  • Молодой человек оказался «слегка высоким», поэтому на съемочной площадке ему приходилось «маскировать» свой рост, чтобы ровно попадать в кадр на фоне Таманцева и Алёхина.

Любимец российской публики Александр Николаевич Балуев сразу дал согласие на участие в работе над картиной и блестяще сыграл «злодея» Ивана Мищенко.

  • Этого персонажа «списали» с реального прототипа, диверсанта Николая Грищенко, который в реальной жизни был арестован сотрудниками НКВД (но не оперативными сотрудниками СМЕРШа, как это показано в кино).

Принципиальность автора

  • Право на экранизацию романа оценили в 30 тысяч долларов.

Сумму получил автор писатель Владимир Богомолов.

  • Примечательно, что сам автор дал низкую оценку отснятой картине, хотя, лично участвовал в подготовке сценария.
На съёмках картины
На съёмках картины
Контрразведчик сам был на войне, и очень хорошо понимал, как должны играть актеры, на что обратить внимание зрителя, чтобы молниеносно донести до людей ту или иную мысль.
Писатель хотел правды во всем: в целях, деталях, в мимике – во всем!

Богомолов, в частности, критиковал сцену, где солдаты шли строем в касках.

На самом деле командиры не заставляли солдат надевать каски в жару, когда находились далеко от линии соприкосновения с противником.

  • Также Богомолов не мог не заметить, что из картины удалили много отснятых сцен, в результате чего при просмотре картины наблюдаются «сюжетные дыры».

Писатель настолько огорчился этими многозначительными для него несоответствиями, что просил убрать его фамилию из титров.

При том, что автор в целом не одобрил картину, ему очень понравились актеры, особенно – Евгений Миронов.

Финансовые риски

Редкое качество для режиссера – не бояться финансовых рисков. Именно таким качеством обладает Михаил Пташук.

  • Он приступил к съемкам картины, хотя в бюджете была лишь часть необходимой для съемок суммы.
Если бы не дополнительные последующие вливания, то денег не хватило бы.
Тем более, что кино начали снимать с масштабных сцен, где задействовано много людей.
Средства могли быть потрачены напрасно, если бы не открыли дополнительное финансирование.

В съемках принимали участие настоящие военнослужащие из ближайшей воинской части.

-8
  • Как результат, ежедневно в течение 2-х недель военнослужащие приезжали на съемки кинофильма ранним утром.

Условия были жесткими: под палящим солнцем, где то и дело пыль поднимают проезжающие машины, молодые солдаты играли «настоящую войну».

Кто написал музыку к фильму

Музыку к этой картине написал Александр Борисович Градский.

Композитор с готовностью принял предложение режиссера, но впоследствии мнения мастеров разошлись.

  • Из-за разногласий с продюсером и режиссером Градский решил никогда больше не писать музыку для кинофильмов.
Тем не менее, в картине Михаила Пташука звучит именно его музыка, и композитор вынужден был мириться с критикой предложенного им музыкального сопровождения.
Мнение Градского игнорировали, что, конечно же, негативно отражалось на его настроении.

Продюсер счел своим долгом высказать композитору свое не лучшее мнение о музыке к фильму.

Хорошо ли это?

  • Интересно, что продюсер Семаго намеревался сыграть в картине какую-нибудь значимую роль.

Но из-за содействия Миронова ему досталась второстепенная роль подполковника.

Свое мнение Миронов высказал режиссеру.
И добавил: что будет, если в кино будет играть, например, Жириновский?
Пташук «сдался», выделив депутату незначительную роль.

Критики отмечают, что режиссер очень серьезно отнесся к картине.

Для наибольшей достоверности он тщательно выбирал форму для военных, поднимал документы, сопоставлял и сравнивал сцены, добиваясь 100%-ного совпадения со сценарием.

  • Пташук много времени проводил за изучением архивных документов и неоднократно посетил музеи Великой Отечественной войны.

Сложности во время съемок

По замыслу режиссера, фильм должен начинаться так: больше сотни ворон вылетают из останков сгоревшего дома.

  • Дрессировщик с недоумением сообщил, что ворон дрессировать невозможно: эти птицы не поддаются вообще дрессировке.

Группа испытала сложности и при съемке финальной сцены.

  • Им пришлось очищать поле, на котором ранее пасли стада коров.

Художественный фильм «В августе 44-го» показывали только по телевизору, то есть, в прокате кинозалов его не было.

Капитан Алёхин в исполнении Сергея Безрукова в фильме "Август"
Капитан Алёхин в исполнении Сергея Безрукова в фильме "Август"
  • Прежде, чем кино показали по ТВ, между «НТВ» и Первым каналом возникли серьезные споры и конфликты, так как каждый из этих каналов намеревался показать премьеру первым на своей платформе.
Спор был решен в пользу канала «НТВ».

Заплатив более высокую сумму за показ, канал привлек аудиторию премьерой фильма о контрразведчиках.

  • Картина была удостоена нескольких наград, в том числе, международного уровня.

Кроме того, за лучшую актёрскую игру были награждены Евгений Миронов и Владислав Галкин в разных номинациях.

Судьба режиссера

Фильм имел грандиозный успех, и среди кинокритиков, и среди телезрителей.

  • Только Михаилу Николаевичу Пташуку не суждено было пережить свой колоссальный успех, как режиссера.
Его не стало 26 апреля 2002 года, режиссеру было 59 лет. ДТП.

Режиссер следовал в автомобиле на церемонию «Ника» по одной из Московских дорог.

Осенью 2025-ого года на суд зрителей режиссеры Никита Высоцкий и Илья Лебедев представили свою версию романа Богомолова «Момент истины».

Какую оценку дадут зрители новой версии «Момента истины» фильму «Август» – скоро узнаем.

Поддержите канал - нажмите "подписаться"👍

Это очень поможет выходу новых публикаций и продвижению канала✔

Использованы фото из открытых источников