Найти в Дзене
Святые места

Почему в пост нельзя есть именно мясо?

Вопрос: Почему в пост нельзя есть именно мясо? Игумен Лука (Степанов): Не только мясо. В пост существует ограничение и на молочные продукты, и на яйца, а при строгом посте – и на рыбу. В Кормчей книге, в указаниях, в церковных правилах есть ещё и более строгие дни, такие как сухоедение. Но это всё-таки опыт монастырей древних времён. И думается, что интерпретация этих положений уставных для нашего времени может быть более снисходительной. В полном смысле сухоедение – это употребление только не приготовленной, не разогретой, не варёной, только сырой пищи и хлеба. Его уж никак не заменишь поеданием злаков, как это были вынуждены делать апостолы Христовы, следуя за Господом и не имея иногда времени даже для привала и подкрепления телесных сил своих. Но в современной практике это, конечно, крайне затруднительно. Да и желудки современников слабы, так что пища без рыбы уже по современному представлению и является признаком строгого поста. В отношении качеств пищи и постепенности отказа от

Вопрос:

Почему в пост нельзя есть именно мясо?

Игумен Лука (Степанов):

Не только мясо. В пост существует ограничение и на молочные продукты, и на яйца, а при строгом посте – и на рыбу. В Кормчей книге, в указаниях, в церковных правилах есть ещё и более строгие дни, такие как сухоедение. Но это всё-таки опыт монастырей древних времён. И думается, что интерпретация этих положений уставных для нашего времени может быть более снисходительной.

В полном смысле сухоедение – это употребление только не приготовленной, не разогретой, не варёной, только сырой пищи и хлеба. Его уж никак не заменишь поеданием злаков, как это были вынуждены делать апостолы Христовы, следуя за Господом и не имея иногда времени даже для привала и подкрепления телесных сил своих.

Но в современной практике это, конечно, крайне затруднительно. Да и желудки современников слабы, так что пища без рыбы уже по современному представлению и является признаком строгого поста.

В отношении качеств пищи и постепенности отказа от неё в связи с мерой строгости поста хорошо высказывались преподобный Авва Дорофей и Иоанн Лествичник. Правило, которое они разъясняют, звучит так: прежде мы отказываемся от пищи разжигающей, потом от утучняющей, а впоследствии уже и от самой необходимой. Это постепенное ослабление пристрастия к угождению чреву предполагается разнообразием самих постов. Есть строгие посты, есть нестрогие, есть и дни разной степени строгости.

Притча дня: неужели я не буду наследовать Царства Небесного?

Притча дня

Именно для того, чтобы эти ограничения в пище были не в отрыве от событий церковной и духовной жизни, которым они посвящены. Христос говорит:

Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется от них жених, и тогда будут поститься.

Так вот, дни печальные Великого поста, когда идет приготовление к кульминации богослужебного года, к Страстной седмице, к кресту Христову. Конечно же, это созерцание грядущего, грядущей Голгофы делает христианина мотивированным к ограничению от разжигающей и утучняющей пищи. К разжигающим относятся как раз и спиртные напитки, и мясные блюда, которые, конечно же, будучи сами очень калорийными и исполненными различных внутренних сил, присущих организму животного, сообщают их, тем кто его употребляет.

Также некоторые животные могут быть полезными и необходимыми, особенно в юности, при больших физических нагрузках, сообщают определённые силы. Но они, наверное, излишни тому, кто начинает свою жизнь уже посвящать во многом молитве и служению, требующим меньших физических нагрузок.

Так что употребление мяса при жизни, не слишком активной, несомненно, разжигает страсти и делает телесный состав человека более падким на всякие окружающие его соблазны, в том числе и плотские.

Молочная пища тоже жирная: если не разжигающая, то, по крайней мере, утучняющая. Поэтому переход на рыбку, особенно на её сорта сухие, не такие жирные, как сёмга или форель, конечно, оказывают услугу и душе, поскольку сообщают организму необходимые для его жизнедеятельности внутренние элементы, но при этом не перегружают чрево и другие наши силы усвоения и переваривания пищи чрезмерными трудами.

Так что хорошо, разумно и степенно, постепенно подходить к делу поста, посоветовавшись с приходским священником о той мере, которая была бы удобна и уместна в каждом конкретном случае.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте ещё:

Постимся правильно | Святые места | Дзен